Выступление на спец. семинаре на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА»
методическая разработка на тему
Выступление на спец. семинаре на тему:"Формирование характера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets_semenar_doklad.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пестречинская средняя общеобразовательная
Коррекционная школа – интернат 8 вида.
Выступление на спец. семинаре на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА»
Выступила воспитатель
2 квалификационной
категории Панкратова С. С.
Апрель 2007 г.
Формирование характера.
Значение воспитания привычек для нравственного развития умственного отсталых детей особенно велико ещё и потому, что в связи с нарушениями в области познавательной деятельности, малой развитостью их сознания и самосознания воспитание нравственных убеждений, принципов относительно затруднено. Поэтому следует согласиться с мыслью Э.Сегена о том, что привычка – всё или, во всяком случае, очень многое в судьбе таких детей.
Однако вопросы методики нравственного воспитания очень трудны и мало разработаны. Ещё Сеген писал, что « этой части воспитания, относящейся к привычкам, придают гораздо меньше значения, чем это следовало бы, даже занимаясь с детьми обыкновенными; но когда дело идёт об идиотах, то каждый, кому приходилось заниматься с ними, знает, сколько старания, предусмотрительности, ловкости нужно в обращении с ними для того, чтобы внедрить в них самые простые привычки культурного человека».
Прежде всего, как в общей, так и в специальной психологии умственно отсталого ребёнка почти не изучен вопрос о целесообразных возрастных сроках воспитания тех или иных привычек. Однако до сих пор остаются совершенно неясными такие простые вопросы как например; в каком возрасте детского садика ребёнок должен овладеть не только умением, но и привычкой самостоятельно одеваться и раздеваться, до каких пор ему должны в семье подавать еду и с какого возраста ребёнок должен привыкнуть к самообслуживанию. Все эти вопросы отнюдь нельзя считать ни мелкими, ни лёгкими. Сроки формирования привычек имеют не меньшее, а большее практическое значение.
А вот по какой причине. Особенность формирования привычек состоит в том, что этот процесс происходит неминуемо и не зависимо от воздействия воспитателя тогда, когда возникают новые обстоятельства, новые виды деятельности, новые формы общения. И если в это время не обеспечить разумного воздействия со стороны воспитателя, то очень часто вместо положительной привычки формируется отрицательная, вредная. Например; в три-четыре года ребёнок не научится аккуратно складывать на место свои игрушки, картинки то возникнет привычка разбрасывать веши как попало.
Следовательно, именно опоздание родителей и вообще воспитателей в деле воспитания полезных, правильных привычек поведения являются наиболее частным источником возникновения и укрепления вредных привычек.
Л. В. Занков описывает наиболее типичные ошибочные тенденции в воспитании олигофренов. Чаще всего это внушенная безграничной жалостью, чрезмерная опёка, при которых детей оберегают от труда, от забот, от огорчений. В иных случаях почти те же отрицательные результаты возникают из-за недостаточного внимания, нетерпеливого, раздражительного отношения к малым возможностям умственно отсталых детей. Эти дети не привыкают к труду. В результате к моменту поступления в коррекционную школу происходит такое интенсивное «обрастание» этих детей множеством дурных привычек и склонностей».
К. Д. Ушинский, показал, что невинная на первый взгляд привычка к безделью прокладывает путь множеству дурных вредных привычек; когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове; потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность.
Именно ученики коррекционной школы очень часто склонен к бездеятельному, бессодержательному проведению времени вследствие ограниченности их культурных интересов и потребностей. И именно здесь чрезвычайно важно предупредить появление этой вредной привычки.
Особое внимание должно быть уделено анализу игр умственно отсталого ребёнка. Одни дети без конца слушают одну и ту же песню, другие приучаются перелистовать (не читая) книги, и т.д.
Между тем умственно отсталых детей можно приучать читать книги, ухаживать за растениями, любоваться природой, живописью. Всё это потребности, вырастающие на основе заложенных в школьные годы привычек. Но если этих привычек не воспитали в соответствующие годы, дети приучаются самостоятельно заполнять своё время пустыми пересудами, драками, а в старшем возрасте по окончании школы – азартными играми и даже выпивками.
Следовательно, наличие определённой программы возрастного воспитания нужно, во-первых, для правильного формирования личности и характера умственно отсталых детей, а во-вторых для предотвращения появления вредных привычек.
Так же К. Д. Ушинский советует при искоренении дурной привычки сперва установить причину её возникновения и действовать против причины, а не против следствия. Так, например, из-за чрезмерной строгости или жестокости наказания, допускаемой отдельными родителями, у детей может возникнуть привычка лгать, бороться с которой трудно. Гораздо легче предупредить её появление, сохраняя спокойное справедливое отношение к детским провинностям.
Причиной возникновения вредной привычки к онанизму часто является, длительное лежание в постели по утрам и вечерам. С самого раннего детства детей следует приучать вставать с постели, как только они проснуться, ложится спать в прохладной комнате (тогда они быстрее засыпают), руки держать поверх одеяла.
Искоренить привычку к онанизму очень трудно. Меньше всего могут помочь в этом случае угрозы и запугивание. Основным средством борьбы с этой вредной привычкой являются значительная спортивная и трудовая нагрузка ребёнка, организация режима дня, исключающая одиночество.
Правильное решение вопросов методики воспитания привычек важно потому, что из совокупности привычек постепенно складывается характер ребёнка. Так, например, привычка учитывать интересы окружающих – необходимая предпосылка для возникновения такой черты характера, как чуткость и доброта. Отсутствие такой привычки - зародыш эгоизма. Совокупность привычек к самообслуживанию, к аккуратному, добросовестному выполнению трудовых поручений становится основой каких важных черт характера, как трудолюбие и чувство долга.
Большое значение привычек в воспитании умственно отсталых детей объясняется и тем, что привычки являются зародышами потребностей. Их правильное формирование способствует росту духовных потребностей и интересов детей, т.е. правильному развитию их личности.
Многие учителя и воспитатели умеют формировать у учащихся коррекционной школы необходимые привычки поведения. Дети привыкают заполнять день трудом, а досуг – спортом, прогулками, чтением; заботится об окружающих людях, учитывать их интересы; следить за порядком на своём рабочем месте, за чистотой жилья. Читая газеты или слушая радио, они привыкают интересоваться событиями общественной жизни. На основе этих привычек они могут легче и прочнее усвоить и более сложные нравственные убеждения. Из этих привычных мотивов и действий формируется потребность занимать определённое достойное место среди других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью....
Семинар-практикум Тема: Формирование саморегуляции у школьников.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразо...
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»
Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...
Выступление на спец. семинаре на тему: ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Выступление на спец. семинаре на тему: "Ошибки в толковании умственной отсталости"...
выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"
Цель мастер - класса: продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся по теме «Великая Отечественная война...
Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».
Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения»....