Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме
Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на примере главного героя романа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Цель урока:
- обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя);
- развитие устной речи учащихся;
- воспитание нравственных и моральных качеств на примере главного героя романа.
Оборудование: иллюстрации С.Герасимова и Бенуа к роману
- таблички для словарной работы;
- толковый словарь Ожегова.
- ПК и презентация к уроку
Эпиграф: «Береги честь смолоду».
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока, запись эпиграфа.
- Вступительное слово учителя.
(Слайд № 1 презентаци
Мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день приходилась очередная и при этом торжественная 25-летняя годовщина открытия Лицея, на котором присутствовал в последний раз Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, угадывая в них сокровенный смысл. В этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение, завещание потомкам. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной.
На страницах романа мы встречаем такие имена, как Екатерина II, Пугачёв, Петр III … Государственные лица и Человек.
- Что важней для Пушкина?
(Человек. А государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно – Человек.)
- Какие человеческие ценности и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести? (Слайд № 2 презентации)
Долг Ум
Честь Сметливость
Благородство Доброта
Неспособность на предательство.
Вывод: таким образом, перед нами предстаёт образ русского человека 18 века и те черты характера, к которым мы должны стремиться.
А сегодня на уроке у нас пойдёт разговор о герое повести, которому присущи перечисленные нами черты характера. Но он не родился таким. Эти благородные качества он приобрёл под влиянием жизненных обстоятельств, в которые попадал. Итак, мы будем говорить сегодня на уроке об истории взросления души Петра Гринёва.
Я просила вас дома выбрать соответствующий материал, составить план, отражающий этапы формирования главного героя.
Учащиеся зачитывают планы, составленные дома.
Прошу обратить внимание на план, записанный на доске. (Слайд № 3)
- Детство и юность, среда, воспитавшая героя и т. д ).
2 .Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
3.Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости
4.История любви к Маше.
5.История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).
6.Основные черты героя, типичность образа.
- Работа над образом Петра Гринёва.
Учитель: Вглядитесь в юного Петра Гринёва. Каков он? ( Выступление детей).
- Кто оказал на него большое влияние? (Отец).
(Нельзя сказать, что он полностью усвоил взгляды отца, но очень многое запало ему в душу. Он перенял его крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)
- Какие уроки он даёт сыну и нам бы не плохо их перенять?
1. Его единственный сын с шестнадцати лет должен поступить на службу.
2. «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху».
3. «… и помни пословицу: Береги платье снову , а честь смолоду». Эта пословица стала эпиграфом романа, а значит это главная мысль произведения. Понятие чести – самое главное в произведении.
4. Доброе отношение к крепостному слуге. Даже тогда, когда Гринёв ссорится с Савельичем , то потом горько раскаивается.
- Какие слова можно считать девизом семьи Гринёвых?
Вывод: Так прожил свою жизнь Андрей Петрович, этого ждёт и от сына.
(Слайд № 4 презентации)
Но понятие чести у отца и сына разное, так как их мировоззрение формировалось в разных условиях. Если для отца это честь дворянина, офицера, верность государю при любых условиях, для него честь и служба – понятие неразделимые, то Гринёв – сын, не отказываясь от всего этого, расширил понятие чести до общечеловеческого, гуманного и гражданского понимания. Для Пушкина 18 век – век чести.
- Ну, а каков же он, юный Петруша Гринёв, такой же, как его умудрённый опытом отец?
(Нет! Учился кое-как, трудиться не хотелось, зато мечты о службе в Семёновском гвардейском полку сладко кружили ему голову. И если бы не мудрое решение отца, неизвестно, кем бы стал впоследствии Гринёв)
- Приведите примеры, подтверждающие, что начало самостоятельной жизни Петра Гринёва – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, но в то же время становление его внутреннего мира.
(Первый удар нанёс ему отец, как говорили уже, он поехал служить не в Петербург, а в забытую Богом крепость.
В трактире он встречается с Зуриным, напивается и проигрывает 100 рублей. Мечты о весёлой и беззаботной жизни сменились стыдом: «Мне было стыдно». Зурин нечестно выиграл деньги, но не отдать их Петр не мог, это могло запятнать честь).
- Как и почему Пётр Гринёв попал в буран? Пересказ текста.
( Пётр ещё молод, но он хочет стать взрослым, хочет сам принимать решение).
- А чем взрослый отличается от ребёнка?
(Взрослый тот, кто берёт на себя ответственные решения, кто способен брать ответственность за других, кто способен предугадать последствия своих действий).
- Решение ехать вперёд – это решение взрослого человека? ( Ответы детей).
А вожатый? Что вы можете сказать о нем и о его поведении?
(Вожатый же, вывезший путников из бурана – человек, способный ответить за других, взять на себя решение, связанное с жизнью других людей. Это не просто взрослый человек, это лидер, потому что ему верят, за ним идут).
- Петрушино представление о чести заставляет его совершить ещё один поступок. Какой?(Рассказ о «барском подарке» Гринева).
Автор показывает два отношения к человеку. Для Савельича вожатый собака, пьяница «оголелый»,а для Гринева – брат.
В благородстве Гринёва и жалость, и милосердие , и уважение к человеку, к его человеческому достоинству.
- Что такое милосердие? (Работа со словарем Ожегова ). Милосердны ли вы?
- А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?
Подарив странному своему спасителю заячий тулупчик, Пётр благодарит его, как положено честному человеку. Знал бы он, какую службу сослужит ему этот тулупчик.
- Попробуйте пересказать сон Петруши и объяснить его.
(Жизнь Петра переменится. Теперь не только родители будут его покровителями, но и странный мужик).
- Расскажите о жизни Петра в крепости. (Слайд № 5)
(Петр в людях видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы – люди самые почтенные. Иван Кузьмич – человек честный и добрый. Он влюбляется в Машу, девушку честную и благоразумную. Но здесь он встречается и со злом, которое он связывает с бесстыдной ложью Швабрина. Но Петруша его оправдывает, в клевете Швабрина он видит обиду, досаду оскорблённого, отвергнутого человека).
Глава «Поединок».Расскажите об отношениях Петра Гринева к Маше Мироновой.
(В чувствах к Маше раскрываются лучшие качества его характера: иксренность, прямота, верность в любви).
- Почему родители не дали согласие на брак с Машей, почему они так категоричны?
Давая Маше письмо, Гринёв признаёт: «Всё кончено». И Маша согласна: «Покоримся воле Божьей». Но тут не любовь, а другая объективная сила вторгается в судьбы героев.
Работа с текстом. Зачитать отрывок «Неожиданные происшествия…)
- Что это за неожиданные происшествия? гл. «Пугачёвщина».
(Все понимали, что крепость не выстоит, судьба каждого известна.)
- О чём думает в такие минуты человек?
( О прожитом, о том, что совершил в жизни. А если человеку всего 17? Жизнь должна оборваться в самом начале, на взлёте. Кто не пожалеет себя в эту минуту?)
- А о чём думает Пётр Гринёв? Работа с текстом.
(Слайд № 6 )
Зачитать от слов: «Участь Маши…». Думать в самую страшную минуту не о себе, а о любимой – показатель серьёзности чувств.
История взросления души подошла к кульминации.
- Какие события происходили в 7 главе?
(Здесь вновь решается проблема чести. События 7 главы перевернет жизнь одних, лишит жизнь других, представит в другом свете третьих).
Пересказ текста. Гринёв хотел разделить участь товарищей, но судьба распорядилась иначе.
- Означает ли чудесное спасение Гринёва его бесчестие?
(Нет, он не присягал самозванцу, а значит, никого не предал)
Пугачев пожалел мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик. Человеческая честь требует вернуть долг.
Как Гринёв, отблагодарив вожатого, отнёсся к нему гуманно и честно, так и Пугачёв взамен тулупа дарит ему жизнь.
- Почему противоречивые мысли одолевают Гринёва? (Слайд № 7)
(Гринёв остановился на распутье – все дороги опасны, всякий путь грозит смертью или ему, или его близким. Как офицер, он должен явиться туда, где его служба могла ещё быть полезна Отечеству, т.е. в Оренбург – ближнюю военную часть. Но как человек, он не может оставить лежащую в беспамятстве Марию Ивановну.
Впервые два понятия о долге вступили в противоречие в душе героя. Какое решение принять? Любое будет неверным, достойного выхода Петра Андреевича не видит.
Да и положение его в мятежной слободе двойственно: помилованный дворянин и офицер сидит за одним столом с мятежником, беседует с убийцей своих товарищей).
- Почему Гринёв, говоря с Пугачёвым, не боится его ?
(Он независим. Говорит правду «Моя искренность поразила Пугачёва». Ему от него ничего не надо, он не ищет покровителя. Гринев абсолютно свободен, это и выделяетего его из толпы завистников, окружающих самозванца).
И Пугачёв милостив к нему по той же причине.
Но Пётр Андреевич вынужден оставить Белгородскую крепость и продолжить службу в Оренбурге.
Рассказ о письме Марии Ивановны к Гриневу. (Слайд № 8)
Вновь герой на распутье. Он не смеет покидать расположение части, но сможет ли уважать себя мужчина, не откликнувшийся на просьбу любимой?
Перечитать эпиграф к главе 11. (Слайд № 9)
Объясните, кто скрывается под маской льва? Почему лев?
(Лев - царь зверей, гроза, непредсказуем).
- Гринёв, оказавшийся в вертепе, играет с огнём. Почему?
А Пугачёву выгодно с ним ссориться? (Вспомните песню о Степане Разине. Как поступил другой крестьянский вожак, когда казаки стали роптать?)
Анализ главы «Сирота». (Слайд № 10)
(В главе «Сирота» конфликт между Гриневым и Швабриным доходит до высшей точки развития . Кульминацией является открытие Швабриным происхождения Маши. Швабрин играет ва-банк, жертвуя Марией Ивановной: «Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова…». Оба героя любят Машу. В любви Гринёва не приходится сомневаться, все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради неё. Любовь превратила его из безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного, взрослого человека.
Но любит ли Машу Швабрин? Наверное, да. Только это совсем другая любовь. Она подняла в натуре Алексея Ивановича всё тайное, глубоко спрятанное, неприглядное. Это любовь во имя себя самого. Девушка, послужившая когда-то причиной ссоры двух молодых людей, становится мерилом чести и благородства героев, обнажает их души, развивает то, что заложено в них. Может быть, поэтому повесть названа в честь этого персонажа).
- Что помогло Гринёву в очередной раз избежать смерти?
(Конфликт вновь разрешается с помощью «ласкового льва». Развязка почти сказочная. Но жизнь Маши и Петра Гринева в какой-то момент висела на волоске. И вновь искренность Гринёва поразила Пугачёва .Его логичные доводы обескураживают разозлившегося хищника).
- Казалось бы, достаточно испытаний. Но известно, что добро мертво без боли. И самое главное испытание еще впереди. Что это за испытание?
- Виноват ли, по вашему мнению, Гринев? Я жду от вас собственного мнения.
Виноват ли? Как всё не просто в романе, так не прост и ответ.
(По закону, да, виноват: самовольно покинул крепость … но это только по закону, так сказать, со стороны. Но мы-то видели, слышали, знаем, что эти обстоятельства не связаны с потерей чести героя).
- Почему он не произнёс имя Маши Мироновой? (Слайд № 11)
Опять противоречия между я законом и человечностью.
- Почему спасение приходит не из органов правосудия, а от Екатерины?(Мария Ивановна не оспаривает приговор, а просит милости. Свою историю Маша рассказывает не императрице, а милой даме, случайно встреченной в Царскосельском саду. Дама поняла её как женщина женщину, как человека.)
И закон может отступить, когда в силу вступает гуманность и милосердие. Екатерина не оправдала, а именно помиловала Гринёва.
По пушкинскому замыслу, этому герою повести оказали милость два государя – настоящий и мнимый, которые являются непримиримыми врагами друг другу. Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный и слепой закон.
- Итог. Итак, ребята, мы закончили работу, рассмотрели историю взросления главного героя. Вы чувствовали правду Гринёва, переживали, взрослели вместе с ним. Может быть, это ещё и потому, что смотрели на все события его глазами. И если «Капитанская дочка» - история взросления души, то кто лучше самого персонажа это расскажет. Напоследок, оглядываясь назад, вернёмся к первой странице романа, к его истоку, к эпиграфу.
- Оправдан ли он, выполнил ли Петруша наказ отца?
(Да, ему пришлось через многое пройти, но он не запятнал, не уронил свою честь). (Слайд № 10)
Хочется в заключение привести слова, не включённые Пушкиным в окончательную редакцию романа, – обращение пишущего записки Гринёва в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлечённый пылкостью моих страстей во многие заблужденья, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких, и добрых знакомых. То же пророчу и тебе … если сохранишь в сердце своём два прекрасных качества … доброту и благородство..»
- Домашнее задание:
- предложите свою тему сочинения по образу Гринёва и составьте сложный план;
- соберите по всему роману материал о Маше Мироновой.
- Поурочный балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Формирование характера Петра Гринева"
Презентация помогает проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Развивает образное мышление, творческие способности, умение обобщать материал, выражать свое мнение....
Конспект урока: Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и II глав
Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа тек...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс
Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева.
Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева....
«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...
Комментарии
Очень хорошая разработка.
Очень хорошая разработка. Жаль, что не могу использовать целиком: мы изучаем только первые главы. Не согласна только с "крепостными" замашками отца. Какие крепостнические замашки у бедняка, женившегося по любви? Скорее армейская дисциплина. Да и верен он не столько государю, сколько присяге своей. Стоит подробно рассмотреть его предысторию, чтобы сравнить с судьбой более человечного (не армейского) сына