Конспект урока: Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и II глав
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.
Теория: мемуары, жанр, сюжет.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._kap._dochka_2.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
ТЕМА: Формирование характера Петра Гринева.
Разбор 1 и II глав
Цель урока: создать условия для определения жанровых особенностей произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева; содействовать развитию у школьников навыков анализа текста
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ содержания глав.
Теория: мемуары, жанр, сюжет.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса; художественный текст любого издания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по статье В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».
II. Слово учителя.
В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие — лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи — этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы — вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это — повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).
«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении существуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.
Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.
III. Беседа с учащимися.
— На какие циклы можно разделить повесть?
(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до неожиданных происшествий, имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-VII — картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика;
ХII — ХIV — роль развернутого эпилога.)
— Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.
Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?
— Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?
— Что пришлось испытать Петруше в это время?
Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить «о свойства борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем — веселую жизнь в Петербурге.
— А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?
(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не- предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)
- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?
(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева — это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпизоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой —«вожатым», так как мечта о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуться в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского дома.)
- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.
(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке. . ., Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).
Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу.
— А как реагирует бродяга на «барский подарок»?
(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча..»; Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном:
«Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)
— Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку:
для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого – «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).
— Что такое милосердие? Милосердны ли вы?
(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)
- А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?
(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, наверное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений чувств героев повести.)
IV. Домашнее задание:
1. Прочитать главы III-V
2. Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания
V. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Формирование характера Петра Гринева"
Презентация помогает проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Развивает образное мышление, творческие способности, умение обобщать материал, выражать свое мнение....
Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....
Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на...
Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")
Урок по программе под ред. А.Кутузова проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-региональног...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...
Комментарии
Можно немного поспорить?
Можно немного поспорить? Замашки крепостНИЧЕские. Обожаю Андрея Петровича. Какой же он КРЕПОСТНИК? и замашек нет у него. Это скорее ругательное слово. А у старшего Гринева - офицерская привычка к ответственности за других и порядку. А если проследить на уроках как меняются в Петруше усвоенные от отца офицерские представления о чести на (материнские???) общечеловеческие понятия человечности? проследить, как гвардии сержант становится человеком.