Формирование жизнестойкости у учащихся
консультация

Бражникова Ольга Анатольевна

Буклеты для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность ребенка

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражается внутренние и внешние угрозы его психическому развитию.

Внешние источники угрозы психологической безопасности

Физические:

  • неблагоприятные погодные условия;
  • недооценка значения закаливания;
  • нерациональность и скудность питания;
  • несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений;
  • враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, действуют необоснованные запреты.

Социальные:

  • манипулирование детьми, наносящие серьезный ущерб позитивному развитию личности;
  • межличностные отношения детей с другими детьми;
  • интеллектуально-физические и психоэмоциальные перегрузки из - за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;
  • неправильная организация общения: преобладание авторитарного стиля;
  • отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Семейные:

  • сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;
  • осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
  • отсутствие автономности (зависимость от взрослых);
  • индивидуально-личностные особенности ребенка;
  • патология физического развития и др.

Признаки

стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности:

  • трудности засыпания;
  • беспокойный сон;
  • усталость после нагрузки;
  • беспричинная обидчивость;
  • плаксивость;
  • повышенная агрессивность;
  • рассеянность и невнимательность;
  • отсутствие уверенности в себе;
  • проявление упрямства;
  • нарушение аппетита;
  • стремление к уединению;
  • подергивание плеч;
  • качание головой;
  • дрожание рук;
  • снижение массы тела;
  • повышенная тревожность и т.д.

Все перечисленные признаки

 могут говорить о том,

 что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения

Радуйтесь Вашему сыну или дочке

Разговаривайте с ребенком

заботливым, ободряющим тоном

Установите четкие и определенные требования к ребенку

Будьте терпеливы

Чаще хвалите ребенка

Поощряйте игры с другими детьми

Интересуйтесь жизнью

 Вашего ребенка в детском саду

Перебивать ребенка

Принуждать делать то, к чему он не готов

Заставлять делать что-нибудь,

 если он устал или расстроен

Говорить: «нет, она не красная»,

лучше скажите: «она синяя»

Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание

Ожидать от ребенка понимания

всех логических правил

Сравнивать с другими детьми

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть дороже

На этой сказочной земле

Если у Вас возникли вопросы

можно обратиться к педагогу-психологу

Бражниковой О.А.

Кабинет педагога-психолога

МБОУ СОШ №1 им. Ляпидевского

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ДЕТЕЙ

Памятка для родителей

http://www.findwall.ru/images/wallpapers/1024x768/2/5/55.jpg



Предварительный просмотр:

Наука быть родителями

Развитие жизнестойкости

  • Создайте защитную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы.
  • Помогайте ребенку развивать самоуважение, интересы, навыки, таланты и увлечения.
  • Подчеркивайте значимость семьи, чувство гордости и родства. Развивайте в ребенке чувство принадлежности к семье. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  • Поощряйте самостоятельность ребенка – предоставляйте возможность выбора. Судить о независимости можно по способности ребенка успешно довести дело до конца, получая в награду похвалу и удовлетворение от завершения работы. Лучше всего давать детям в качестве задания конкретные задания по дому. Предоставляя возможность для самостоятельных поступков, родители должны не забывать о создании необходимой атмосферы защищенности и заботы.
  • Будьте заботливы, но строги. Ясно формулируйте правила и требуйте их соблюдения.
  • Общайтесь!!! Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства:
  • будьте открыты и доброжелательны
  • учите понимать других и самостоятельно принимать решения
  • открыто выражайте озабоченность и недовольство
  • внимательно слушайте
  • общайтесь как с помощью слов, так и действий
  • Учите быстро принимать решения. Часто трудности возникают не из-за самой проблемы, а из-за того, как ее пытаются разрешить. Учите ребенка быть инициативным, а не пассивно реагировать на ситуацию. Поощряйте активность, это предотвратит появление беспомощности, которая, как известно, часто ведет к депрессии.
  • Четко называйте проблему: подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Вместе ищите выход, предоставляйте родителям роль лидеров, а всем остальным членам семьи возможность открыто высказывать свои идеи и выражать чувства.
  • Учите ребенка вести себя в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке и эмпатии.
  • Моделируйте самоконтроль, спокойствие, оптимизм, гибкость. Поведение и реакции родителей и других взрослых столь же важны, как и их высказывания.

Поощряйте жизнерадостность и жизнестойкость

  • Помогайте ребенку перестраивать негативные эмоции на позитивные. Позволяйте ему рассказывать о том, что его беспокоит.
  • Давайте ребенку понять, где и как он может попросить помощи.
  • Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  • Устраивайте отдых и развлечения – веселитесь и смейтесь – юмор лечит.
  • Внимательно следите за настроением и поведением, не пропускайте тревожных сигналов. Таким сигналом может быть внезапное изменение поведения, например, уход в себя, потеря интересов, отказ от обычного графика, расстройства сна, снижение успеваемости в школе.



Предварительный просмотр:

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Очевидный признак и явное проявление мудрости – неизменное и безграничное жизнелюбие (Мишель Монтень, (французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ).

Некоторые люди достаточно жизнестойки и в восемьдесят лет, а другие уже к сорока годам ведут растительное существование (Эрик Бер, американский психолог и психиатр).

В печали не унывай, в радости не ослабевай (русская пословица).

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Жизнестойкости посвящено целое направление философии – стоицизм.

Рассматривая жизненный путь человека, стоики особое внимание уделяли воле, самообладанию, терпению, стойкому перенесению жизненных невзгод.

Теодор Драйзер «Стоик» - это последний роман Теодора Драйзера, в котором он наиболее полно раскрыл свои взгляды на жизнь. «Стоик» - самая яркая литературная история жизнестойкости, история ошибок, падений и непоколебимого стремления к достижению мечты.


МБОУ СОШ №1 им. Ляпидевского

«ЧТО ТАКОЕ

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ»

Подготовила педагог-психолог : БражниковаО.А.

Старощербиновская, 2020

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Жизнестойкость        характеризует        меру        способности        личности

выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности (Д. А. Леонтьев «Психология смысла»).

Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами:

1.Они умеют принимать действительность такой, какова она есть.

  1. Они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл.

  1. Они отличаются умением импровизировать и находить нетривиальные решения.

ТРИ КОМПОНЕНТА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ: КАК ВЫЖИТЬ В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ

  • Жизнестойкость – это сочетание жизнелюбия и энергичности; действенного интереса к жизни и возможностей для достижения поставленных целей.

  • Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, что повышает вероятность их успешного разрешения.

  • Жизнестойкость – это уверенность в том, что всѐ в жизни имеет свой смысл, и все – своѐ предназначение.

  • Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт.

  • Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

  • Жизнестойкость придаѐт силы для преодоления препятствий и противодействий.

  • Жизнестойкость даѐт толчок к развитию способностей.

  • Жизнестойкость даѐт возможности проявить лучшие свои человеческие качества.

  • Жизнестойкость даѐт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма.

  • Жизнестойкость даѐт удовлетворение от понимания жизненных процессов.

  • Жизнестойкость обеспечивает уважение к людям и жизни.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

  • Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.

  • Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.

  • Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.

  • Религиозность. Человек, имеющий веру – жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.

КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

  • Жизнестойкость – это не столько физическая выносливость человека, сколько нравственная категория, определяющая способ взаимодействия человека с миром.

  • Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства; но и в зрелом возрасте это возможно.

  • Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия родители воспитывают в них жизнестойкость.

  • Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов; без серьезной базы знаний это не представляется возможным.

  • Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость.

  • Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким.

  • Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности – человек воспитывает в себе жизнестойкость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида

 «Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....

формирование жизнестойкости

программа формирования жизнестойкости...

Программа по формированию жизнестойкости

Жизнестойкость  является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и ...

Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42 МО Абинский район Краснодарского края по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

Пояснительная записка      «Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...