Формирование жизнестойкости у учащихся
консультация
Буклеты для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_psihologicheskaya_bezopasnost_detey.doc | 730.5 КБ |
buklet_formirovanie_zhiznestoykosti.docx | 16.53 КБ |
buklet_chto_takoe_zhiznestoykost.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая безопасность ребенка
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражается внутренние и внешние угрозы его психическому развитию.
Внешние источники угрозы психологической безопасности
Физические:
- неблагоприятные погодные условия;
- недооценка значения закаливания;
- нерациональность и скудность питания;
- несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений;
- враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, действуют необоснованные запреты.
Социальные:
- манипулирование детьми, наносящие серьезный ущерб позитивному развитию личности;
- межличностные отношения детей с другими детьми;
- интеллектуально-физические и психоэмоциальные перегрузки из - за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;
- неправильная организация общения: преобладание авторитарного стиля;
- отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
Семейные:
- сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;
- осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
- отсутствие автономности (зависимость от взрослых);
- индивидуально-личностные особенности ребенка;
- патология физического развития и др.
Признаки
стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности:
- трудности засыпания;
- беспокойный сон;
- усталость после нагрузки;
- беспричинная обидчивость;
- плаксивость;
- повышенная агрессивность;
- рассеянность и невнимательность;
- отсутствие уверенности в себе;
- проявление упрямства;
- нарушение аппетита;
- стремление к уединению;
- подергивание плеч;
- качание головой;
- дрожание рук;
- снижение массы тела;
- повышенная тревожность и т.д.
Все перечисленные признаки
могут говорить о том,
что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения
Радуйтесь Вашему сыну или дочке
Разговаривайте с ребенком
заботливым, ободряющим тоном
Установите четкие и определенные требования к ребенку
Будьте терпеливы
Чаще хвалите ребенка
Поощряйте игры с другими детьми
Интересуйтесь жизнью
Вашего ребенка в детском саду
Перебивать ребенка
Принуждать делать то, к чему он не готов
Заставлять делать что-нибудь,
если он устал или расстроен
Говорить: «нет, она не красная»,
лучше скажите: «она синяя»
Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание
Ожидать от ребенка понимания
всех логических правил
Сравнивать с другими детьми
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть дороже
На этой сказочной земле
Если у Вас возникли вопросы
можно обратиться к педагогу-психологу
Бражниковой О.А.
Кабинет педагога-психолога
МБОУ СОШ №1 им. Ляпидевского
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ДЕТЕЙ
Памятка для родителей
Предварительный просмотр:
Наука быть родителями
Развитие жизнестойкости
- Создайте защитную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы.
- Помогайте ребенку развивать самоуважение, интересы, навыки, таланты и увлечения.
- Подчеркивайте значимость семьи, чувство гордости и родства. Развивайте в ребенке чувство принадлежности к семье. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
- Поощряйте самостоятельность ребенка – предоставляйте возможность выбора. Судить о независимости можно по способности ребенка успешно довести дело до конца, получая в награду похвалу и удовлетворение от завершения работы. Лучше всего давать детям в качестве задания конкретные задания по дому. Предоставляя возможность для самостоятельных поступков, родители должны не забывать о создании необходимой атмосферы защищенности и заботы.
- Будьте заботливы, но строги. Ясно формулируйте правила и требуйте их соблюдения.
- Общайтесь!!! Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства:
- будьте открыты и доброжелательны
- учите понимать других и самостоятельно принимать решения
- открыто выражайте озабоченность и недовольство
- внимательно слушайте
- общайтесь как с помощью слов, так и действий
- Учите быстро принимать решения. Часто трудности возникают не из-за самой проблемы, а из-за того, как ее пытаются разрешить. Учите ребенка быть инициативным, а не пассивно реагировать на ситуацию. Поощряйте активность, это предотвратит появление беспомощности, которая, как известно, часто ведет к депрессии.
- Четко называйте проблему: подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Вместе ищите выход, предоставляйте родителям роль лидеров, а всем остальным членам семьи возможность открыто высказывать свои идеи и выражать чувства.
- Учите ребенка вести себя в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке и эмпатии.
- Моделируйте самоконтроль, спокойствие, оптимизм, гибкость. Поведение и реакции родителей и других взрослых столь же важны, как и их высказывания.
Поощряйте жизнерадостность и жизнестойкость
- Помогайте ребенку перестраивать негативные эмоции на позитивные. Позволяйте ему рассказывать о том, что его беспокоит.
- Давайте ребенку понять, где и как он может попросить помощи.
- Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
- Устраивайте отдых и развлечения – веселитесь и смейтесь – юмор лечит.
- Внимательно следите за настроением и поведением, не пропускайте тревожных сигналов. Таким сигналом может быть внезапное изменение поведения, например, уход в себя, потеря интересов, отказ от обычного графика, расстройства сна, снижение успеваемости в школе.
Предварительный просмотр:
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ О ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
Очевидный признак и явное проявление мудрости – неизменное и безграничное жизнелюбие (Мишель Монтень, (французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ).
Некоторые люди достаточно жизнестойки и в восемьдесят лет, а другие уже к сорока годам ведут растительное существование (Эрик Бер, американский психолог и психиатр).
В печали не унывай, в радости не ослабевай (русская пословица).
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
Жизнестойкости посвящено целое направление философии – стоицизм.
Рассматривая жизненный путь человека, стоики особое внимание уделяли воле, самообладанию, терпению, стойкому перенесению жизненных невзгод.
Теодор Драйзер «Стоик» - это последний роман Теодора Драйзера, в котором он наиболее полно раскрыл свои взгляды на жизнь. «Стоик» - самая яркая литературная история жизнестойкости, история ошибок, падений и непоколебимого стремления к достижению мечты.
МБОУ СОШ №1 им. Ляпидевского
«ЧТО ТАКОЕ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ»
Подготовила педагог-психолог : БражниковаО.А.
Старощербиновская, 2020
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
Жизнестойкость характеризует меру способности личности
выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности (Д. А. Леонтьев «Психология смысла»).
Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами:
1.Они умеют принимать действительность такой, какова она есть.
- Они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл.
- Они отличаются умением импровизировать и находить нетривиальные решения.
ТРИ КОМПОНЕНТА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ: КАК ВЫЖИТЬ В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ
- Жизнестойкость – это сочетание жизнелюбия и энергичности; действенного интереса к жизни и возможностей для достижения поставленных целей.
- Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, что повышает вероятность их успешного разрешения.
- Жизнестойкость – это уверенность в том, что всѐ в жизни имеет свой смысл, и все – своѐ предназначение.
- Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт.
- Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
- Жизнестойкость придаѐт силы для преодоления препятствий и противодействий.
- Жизнестойкость даѐт толчок к развитию способностей.
- Жизнестойкость даѐт возможности проявить лучшие свои человеческие качества.
- Жизнестойкость даѐт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма.
- Жизнестойкость даѐт удовлетворение от понимания жизненных процессов.
- Жизнестойкость обеспечивает уважение к людям и жизни.
ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
- Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.
- Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.
- Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.
- Религиозность. Человек, имеющий веру – жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.
КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
- Жизнестойкость – это не столько физическая выносливость человека, сколько нравственная категория, определяющая способ взаимодействия человека с миром.
- Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства; но и в зрелом возрасте это возможно.
- Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия родители воспитывают в них жизнестойкость.
- Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов; без серьезной базы знаний это не представляется возможным.
- Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость.
- Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким.
- Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности – человек воспитывает в себе жизнестойкость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида
«Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....
формирование жизнестойкости
программа формирования жизнестойкости...
Программа по формированию жизнестойкости
Жизнестойкость является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и ...
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
АНКЕТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ...
Конспект родительского собрания в 9 «Б» классе МБОУ СОШ №42 МО Абинский район Краснодарского края по теме: «Формирование жизнестойкости учащихся. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
Пояснительная записка «Психологическое здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...