Программа по формированию жизнестойкости
рабочая программа по психологии на тему
Жизнестойкость является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению.
Жизнестойкость позволяет ребенку справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Он остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по формированию жизнестойкости | 59.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по формированию
жизнестойкости обучающихся
в условиях КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»
Содержание
- Пояснительная записка.
- Содержательное описание программы.
- Перечень программных мероприятий.
- Список литературы.
Пояснительная записка
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода антивитального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость. В связи с изменениями во всех сферах современного общества изменяется и взгляд на человека с ограниченными возможностями здоровья. А.А. Крогиус, рассматривая влияние слепоты на психологическое развитие, писал: "она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой". А.В.Петровский, определяет развитие личности в изменяющейся социальной среде так: "В том случае, если индивид входит в социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности". Первая фаза становления личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации. Вторая фаза, обозначается как фаза индивидуализации. Третья фаза обозначается как фаза интеграции, в рамках которой в групповой деятельности у воспитанника складываются новообразования личности, которые отвечают его потребности осуществлять значимые "вклады" в жизнь общества. Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности первого, адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироваться качества зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Диагностика обучающихся в школе показывает, что 13% воспитанников с психической напряженностью и тревожностью. 26% воспитанников с низкой самооценкой.
Это положение еще раз доказывает необходимость психологического сопровождения слепых и слабовидящих детей, так как успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями развития в общество.
Жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень антивитального поведения.
Деятельность педагогического коллектива направлена на укрепление социального, психологического, профессионального статуса обучающихся и физическое его развитие.
Содержательное описание программы
Целью данной программы является предупреждение антивитального поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.
Достижение этой цели ставит перед собой ряд взаимосвязанных задач:
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
- целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;
- работа с ценностно-смысловой сферой;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
развитие коммуникативных способностей; - обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;
- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;
- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Программа рассчитана на работу с учащимися 14-17 лет (8-12классы).
Срок реализации – 2 года, в ходе которого последовательно осуществляются три этапа:
1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социально-психической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в карте -характеристике. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах сопровождения, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
Перечень программных мероприятий.
Этапы реализации программы | Содержание деятельности | Методы, методики и формы деятельности | Прогнозируемые результаты, формы их представления. | ||
Подготовительно-диагностический | Беседы со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха. | Классные часы, индивидуальные собеседования | Стимулирование учащихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания. | ||
Работа с обучающимися | |||||
Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы | Предполагается использовать следующие психологические тесты: методика диагностики социально-психической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). | Заполнение групповых карт-характеристик, обсуждение со школьником результатов тестирования и постановка задач -саморазвития. | |||
Работа с родителями | |||||
Проведение школьного родительское собрание: "Причины подросткового антивитального поведения. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях." | Родительское собрание | Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости, роли семьи и школы в воспитании данного качества. | |||
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Мониторинг социального паспорта школы, результатов диагностики | Своевременное оказание помощи | |||
Работа с педагогами | |||||
Информирование педагогов по теме «Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида» | Семинар классных руководителей, воспитателей | Сформирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 14 – 17 лет группы с антивитальным поведением. | |||
Формирующий | Работа с обучающимися | ||||
Классные часы | |||||
8класс | |||||
Классный час «Жизнь дана на добрые дела» | Компьютерная презентация, беседа «Жизнь дана на добрые дела». Используется информация о значимости человека совершающего добрые дела. | Показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся в ней, стремления быть благородным в жизни. | |||
Классный час «Основные жизненные ценности» | Беседа. Используется информация об общественных и индивидуальных ценностях, соотношении ценностей с выбором своего жизненного | ||||
Классный час «Конфликт и пути его разрешения» | Бесседа Используется информация о возможных путях выхода из конфликтных ситуаций, путем их конструктивного решения | Формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения. | |||
9класс | |||||
Классный час «Духовная жизнь» | Компьютерная презентация, беседа «Духовная жизнь» Используется информация о понятиях «добра» и «зла» в современном мире. | Разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; формировать чуткое отношение к окружающим. | |||
Классный час «Жизнь высшая ценность человека» | Тренинг. Использовалась информация о ценностях жизни, о основе нравственного отношения к себе и окружающим. | Способствовать развитию критического мышления к антигуманизму, побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим | |||
Классный час «Конфликт в школе, пути выхода из конфликтной ситуации» | Компьютерная презентация, беседа «Конфликт и пути его решения» Использовалась литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология, Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. | Формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения. | |||
10класс | |||||
Классный час «Жизнь человека и его право на жизнь в современном обществе» | Беседа. Используется информация о правовом статусе личности в Российской Федерации и между народных документах, обеспечивающих им их права. | Сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией. | |||
Классный час по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям Классный час по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям | Беседа, тренинг. Используется информация о механизмах возникновения и развития стресса, материалы для проведения антистресс-тренинга (Каменюкин А.Г., 2008) | Расширить представление о стрессе, путях его преодоления и предотвращения. | |||
Классный час «Мои жизненные планы» | Беседа Используется информация о способах постановки тактических и стратегических жизненных целей, их связи с ценностными ориентациями личности, техника жизненного анализа (Н.К.Васильева 1999) | Составляется жизненный план подростка, обсуждаются варианты действий при невыполнении плана, продумывается достижение поставленных целей различными способами, соотносимых с социальными ценностями. | |||
11класс | |||||
Классный час Классный час «Мы выбираем жизнь!» | Презентация «Мы выбираем жизнь!», рассказ Г.Журбы «Уйти их жизни», стихотворение «Бездна» Екатерины Мозоль. | Раскрыть проблему антивитального поведения среди подростков, повлиять на сокращение антивитального поведения среди подростков. | |||
Классный час «Конфликт в семье между детьми и родителями». | Беседа. Использовалась литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология, Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления | Формирование у учащихся уважительного отношения к любви, семье, родителям и одноклассникам, формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации. | |||
Классный час «В чем ценность жизни?» | Беседа Используется информация о смысловых структурах личности | Обсуждение с подростками жизненных целей, ценностей и смыслов. Обсуждение жизненных ситуаций людей с разными жизненными смыслами, целями и ценностями. | |||
12класс | |||||
Классный час «Умеете ли вы отдыхать?» | Беседа, тренинг Используется информация о способах релаксации, релаксационный тренинг (Ш.Гавайн, 2005) | Снятие эмоционального напряжения, переутомления, предотвращение возможного стресса, восстановление нарушенных функций организма, повышение трудоспособности, мышечное расслабление, успокоение, отвлечение от тревожащих событий. | |||
Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?» | Беседа Используется подробная информация о компонентах жизнестойкости, способах их саморазвития | Стимулирование учащихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания. | |||
Классный час «Как успешно преодолевать трудности?» | Тренинг Используется информация о волевых качествах и их развитии, их обязательной нравственной направленности, примеры успешного преодоления трудностей | Стимулирование учащихся к развитию волевых качеств. Основную информацию о примерах успешного преодоления трудностей подготавливают учащиеся. | |||
Программа занятий. | |||||
8класс | |||||
Блок «Учимся общаться» | |||||
1 Знакомство | Занятия с элементами тренинга | Развитие социальной активности детей. | |||
2 Мой мир | Занятия с элементами тренинга | Формирование адекватной самооценки у детей. | |||
3 Работа с «Я-образом» | Занятия с элементами тренинга | Формирование адекватной самооценки у детей. | |||
4 Почувствуй себя любимым | Занятия с элементами тренинга | Формирование социального доверия. | |||
5 Путь доверия | Занятия с элементами тренинга | Развитие социальных эмоций. | |||
6 Агрессия и гнев | Занятия с элементами тренинга | Обучение умению самостоятельно решать проб. | |||
7 Сделай себя счастливей | Занятия с элементами тренинга | Развитие социальных эмоций. | |||
8 Ценности жизни | Занятия с элементами тренинга | Обучение умению самостоятельно решать проб. | |||
9 Коллекция теплых слов | Занятия с элементами тренинга | Формирование социального доверия. | |||
10 Солнце спрятано в каждом! | Занятия с элементами тренинга | Развитие коммуникативных навыков. | |||
11 Поделись улыбкою своей! | Занятия с элементами тренинга | Развитие коммуникативных навыков. | |||
12 Иду по жизни легко! | Занятия с элементами тренинга | Развитие социальных эмоций. | |||
13 Сделаем жизнь цветной | Занятия с элементами тренинга | Формирование адекватной самооценки у детей. | |||
14 Итоговое занятие | Работа с анкетами, опросниками | Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы. | |||
9класс | |||||
Блок «Познаю свою личность» | |||||
1 Личные психологические зоны риска подростка. | Занятия с элементами тренинга | Обеспечение развития толерантности в процессе полиэтнического образования: развивать у учащихся класса навыки сотрудничества и толерантности | |||
2 Возрастные особенности как факторы риска. | Занятия с элементами тренинга | Создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности. | |||
3 Психологические признаки опасности. | Занятия с элементами тренинга | Ознакомление с понятием “опасные ситуации социального характера”, с основными правилами поведения в социально опасных ситуациях, обучение правильной оценке и грамотному действию в опасной ситуации. | |||
4 «Самопрезентация и организация группы» | Занятия с элементами тренинга | Познакомить учащихся с понятием имиджа и определить из каких составляющих складывается это понятие | |||
5 Вопросы-ответы | Круглый стол | Создание условий самостоятельного формулирования школьниками выводов, умозаключений. | |||
6 Ассоциации в парах | Занятия с элементами тренинга | Развивать познавательный интерес через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности учащихся; , способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. | |||
7 Мои проблемы | Занятия с элементами тренинга | Познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной и интолерантной личности | |||
8 Я могу уверенно ответить. Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы | Занятия с элементами тренинга | Формирование чувства уверенности, навыков уверенного поведения. | |||
9 Я не такой, как все, и все мы разные | Занятия с элементами тренинга | Создавать предпосылки воспитания подрастающего поколения на ненасильственной основе, уважения прав и достоинства других людей | |||
10 Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха»Стоп! Подумай! Действуй!» | Занятия с элементами тренинга | Создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности. | |||
11 Основы саморегуляции | Занятия с элементами тренинга | Развитие эмоционально-волевой сферы путем формирования навыков саморегуляции | |||
12 Программа защиты от стресса | Занятия с элементами тренинга | Развивать способность к рефлексии (самоанализ, самопознание). Освоить способы преодоления тревожности. | |||
13 Формулирование целей жизни | Занятия с элементами тренинга | Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений. | |||
14 Итоговое занятие | Работа с анкетами, опросниками | Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы. | |||
10класс | |||||
Блок «Жизненные ценности» | |||||
1 Ценить настоящее | Занятия с элементами тренинга | Помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни. | |||
2 Планета дружбы | Занятия с элементами тренинга | Способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе | |||
3 Планета благородства | Занятия с элементами тренинга | Осознание детьми понятия «благородство», по отношению к каким людям они поступают благородно, что в этом играет решающую роль | |||
4 Главные цели и определение временных границ | Занятия с элементами тренинга | Развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности | |||
5 Оценка ресурсов и препятствий | Занятия с элементами тренинга | Помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения. | |||
6 Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях | Занятия с элементами тренинга | Помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения | |||
7 Как преодолевать тревогу | Занятия с элементами тренинга | Развивать способность к рефлексии (самоанализ, самопознание). Освоить способы преодоления тревожности. | |||
8 Ценить настоящее | Занятия с элементами тренинга | Развитие толерантности к окружающим | |||
9 Жизнь по собственному выбору | Занятия с элементами тренинга | Создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности. | |||
10 Знай себе цену | Диспут | Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений. | |||
11 Есть проблема? Нет проблем! | Занятия с элементами тренинга | Развивать дружеские отношения между детьми | |||
12 Жизни – разноцветная реальность | Занятия с элементами тренинга | Определение подростком значимых для него людей, наиболее ценимых в них качеств. | |||
13 Цели в жизни | Занятия с элементами тренинга | Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений. | |||
14 Итоговое занятие | Работа с анкетами, опросниками | Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы. | |||
11класс | |||||
Блок «Я и мой мир» | |||||
1 Вводное (диагностическое) занятие | Анкетирование, работа с опросниками | Сбор информации об уровне сформированности ценностной системы школьников. | |||
2 Я - личность и индивидуальность | Занятия с элементами тренинга | Формирование у учащихся способов познания себя. | |||
3 Мои цели как ценности | Занятия с элементами тренинга | Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений. | |||
4 Время- ценность | Занятия с элементами тренинга | Развитие представлений о времени, развитие способности структурировать своё время. | |||
5 Я и моё здоровье как ценность | Занятия с элементами тренинга | Обучение регулированию своего психического состояния, управлению чувствами. | |||
6 Внеклассное мероприятие, посвященное Дню психического здоровья | Акция «Будь здоров!»- выпуск стенгазеты | Развитие активности и инициативы у школьников, умение преподнести свою точку зрения и понять мнение другого человека. | |||
7 О ценностях ума и образования | Занятие с элементами тренинга | Выработка умения поиска как внутренних, так и внешних ресурсов. Развитие умения планировать позитивный образ своего будущего. | |||
8 Творчество как ценность | Занятие с элементами тренинга | Формирование авторского отношения к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению. | |||
9 Профессия как ценность | Занятие с элементами тренинга | Определение предпочтительного типа будущей профессии, развитие умения планировать позитивный образ своего будущего. | |||
10 Успех как ценность | Занятие с элементами тренинга | Выработка алгоритма создания ситуации успеха. Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между своими желаниями и возможностями. | |||
11 Досуговое мероприятие | Встреча с успешным человеком (спортсмен – параолимпиец и т.п.) | Закрепление полученных знаний. Формирование ценностного отношения к здоровью и к успеху, понимания неограниченности потенциала человека. | |||
12 Жизнь как ценность | Занятие с элементами тренинга | Осознание ценности понятия «жизнь», собственных жизненных ценностей. Развитие адаптивных способностей. | |||
13 Досуговое мероприятие | Круглый стол с представителями различных конфессий (православие, ислам, иудаизм) | Формирование представления о ценности жизни с точки зрения различных конфессий. | |||
14 Итоговое занятие | Выполнение коллажа «Мои ценности» | Систематизировать, обобщить полученные знания, закрепить навыки самоанализа, продолжать обучение оцениванию своих личных качеств. | |||
12класс | |||||
Блок «Я и этот мир» | |||||
1 Семья как ценность | Занятие с элементами тренинга | Осознание ценности понятия «семья». Помощь в установлении взаимопонимания с родителями. | |||
2 Общение как ценность | Занятие с элементами тренинга | Формирование убеждения: «Другой – это ценность». Гармонизация общения. | |||
3 Досуговое мероприятие | Встреча с представителем службы телефона доверия | Предоставление подросткам информации об анонимной службе помощи. Сформировать доверительное отношение к специалистам, оказывающим психологическую помощь. | |||
4 Дружба как ценность | Занятие с элементами тренинга | Понимание дружбы как устойчивой личной привязанности между людьми, возникающей на основе личной симпатии, единства взглядов, интересов и целей. | |||
5 Любовь как ценность | Занятие с элементами тренинга | Формирование представления о любви как о ценности, основе человеческой жизни. | |||
6 Досуговое мероприятие | Встреча с супружеской парой - долгожителями | Убедить участников программы в существовании счастливых, супружеских отношений до глубокой старости, ценящих любовь, семью. | |||
7 В чем ценность команды? | Занятие с элементами тренинга | Формировать умение действовать в команде как одно из наиболее востребованных личностных качеств, развитие умения принимать на себя ответственность, заботу о других. | |||
8 Что нужно для успешной карьеры? | Занятие с элементами тренинга | Формирование умения идентифицировать социальные роли. Изучение школьниками своей готовности к неожиданным изменениям жизни, к активным действиям. | |||
9 Деньги как ценность | Занятие с элементами тренинга | Осознание труда как ценности, своих возможностей зарабатывания денег, составление рекомендаций по трате денег. | |||
10 Ценность природы | Занятие с элементами тренинга | Осознание значения природы для здоровья и отдыха человека, необходимости сохранения чистоты природного мира. | |||
11 Культура как ценность | Занятие с элементами тренинга | Осознание ценности понятий «человечество», «Отечество», себя как субъекта культуры. | |||
12 Жизненное кредо достойного человека | Занятие с элементами тренинга | Осознание ценности понятий «человечество», «Отечество». | |||
13 Мир в мире как ценность | Занятие с элементами тренинга | Осмысление своего места в мире, расширенное толкование понятия «дом» как весь мир. | |||
14 Итоговое занятие | Работа с анкетами, опросниками | Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы. | |||
Работа с родителями | |||||
Родительские собрания | |||||
8класс | |||||
« Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации» | Родительские собрания | Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка | |||
«Агрессия, её причины и последствия» | Родительские собрания | ||||
«Поощрения и наказания детей в семье» | Родительские собрания | ||||
«Нравственные уроки моей семьи» | Родительские собрания | ||||
9класс | |||||
« Стиль семейного воспитания, его влияние на развитие ребенка» | Родительские собрания | Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка | |||
«Поведение и успеваемость в школе» | Родительские собрания | ||||
«О модернизации обучения» | Родительские собрания | ||||
«Тетради классного руководителя» | Родительские собрания | ||||
10класс | |||||
«Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки » | Родительские собрания | Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка | |||
Родительские собрания | |||||
«Формирование гармоничной, всесторонней развитой личности» | Родительские собрания | ||||
« Подготовка к экзаменам, психологическая помощь» | Родительские собрания | ||||
11класс | |||||
«Роль самооценки в формировании личности » | Родительские собрания | Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка | |||
«Учёба ребенка зависит от его желания, посещаемости и помощи родителей» | Родительские собрания | ||||
«Поговорим о способностях» | Родительские собрания | ||||
«Что могут сделать родители для безопасности своего ребенка?» | Родительские собрания | ||||
12класс | |||||
«Организация учебного труда выпускников » | Родительские собрания | Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка | |||
«Здоровая семья- здоровые дети» | Родительские собрания | ||||
«Государственная итоговая аттестация» | Родительские собрания | ||||
« Подготовка к экзаменам, психологическая помощь» | Родительские собрания | ||||
Консультативная работа с родителями | Индивидуальные консультации по запросу | Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка | |||
«Родителям о первой юношеской любви» | Индивидуальные консультации по запросу | ||||
«Дисциплина. Поощрение и наказание.» | Индивидуальные консультации по запросу | ||||
«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?» | Индивидуальные консультации по запросу | ||||
«Как научить ребенка владеть собой?» | Индивидуальные консультации по запросу | ||||
«Личность родителей и развитие ребенка» | Индивидуальные консультации по запросу | ||||
«Ошибки семейного воспитания» | Индивидуальные консультации по запросу | ||||
Работа с педагогами | |||||
«Профилактика суицида в школе | |||||
"Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида" | Семинар для педагогов | Формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 17 лет группы с антивитальным поведением. | |||
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» | Педагогический совет | Формирование понятий о подростковом антивитальном поведении, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства. | |||
«Учитель и проблемы дисциплины» | Семинар-тренинг | Овладение педагогов навыкам экстренного педагогического воздействия при антивитальным поведении , связанных с поведением детей | |||
«Педагогический стресс и дидактогения» | Семинар-тренинг | Формирование умений у педагогов выходу из стрессовых ситуаций, характеризующих школьную среду. | |||
«Изучение и анализ мирового опыта работы в экстремальных ситуациях в частности суицидального поведения» | Семинар для педагогов | Повысить уровень знаний и навыков работы педагогов по данной теме | |||
Диагностико-констатирующий этап | Работа с учащимися | ||||
Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы (повторено) | Предполагается использовать следующие психологические тесты: методика диагностики социально-психической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). | Обработка данных тестирования с помощью методов математической статистики. Составление отчета о проделанной работе в рамках реализации программы | |||
Работа с родителями | |||||
Обсуждение результатов повторной диагностики с родителями | Родительское собрание | Составление отчета о проделанной работе в рамках реализации программы | |||
Работа с педагогами | |||||
Обсуждение результатов повторной диагностики с педагогами | Педагогический совет | Составление отчета о проделанной работе в рамках реализации программы |
Список используемой литературы
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. –
СПб., 2001. – 304 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая
защита // Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. –
СПб., 2001. – С.309 – 334.
3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир
личности и «техники» ее бытия // Психология социальных ситуаций /
Сост. Н.В.Гришина. – СПб., 2001. – С.285 – 309.
4. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая
помощь/ под ред. О.В. Красновой. М. - 2001
5. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа // Возрастная
психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия:
учебн. пособие для студ. пед. вузов / сост.и науч. ред. В.С.Мухина,
А.А.Хвостов. – М.: Издательство центр «Академия». 2003.
6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. –
СПб.: Речь, 2002.
7. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды
школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Электронный
журнал «Психологическая наука и образование» Доступ:
www.psyedu.ru
8. Басин М., Попов А. Формирование навыков волевой регуляции у
девиантных подростков// Социальная педагогика – 2004-№ 3-С.75-77.
9. Бобренко О.С. Помощь педагогу-психологу в работе с
критическим инцидентом/ Методическое пособие. – Ставрополь,
2013. – 120 с.
10. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных
ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной
среде). Методические рекомендации для специалистов системы
образования. М.: МГППУ, 2006.
11.Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.
Учебное пособие для вузов. 2009.
12. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология [Текст]/ В.Ф. Войцех-
М.: Миклош, – 2008.
13. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков.
Руководство для подростков [Текст] / Е.М. Вроно – М.:
Академический проект, 2001.
14. Вроно Е.М., Ратинова, Н.А. О возрастном своеобразии
аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию жизнестойкости подростков
В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения....
"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью
Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...
аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"
аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...
Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".
Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...
РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»
РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...
Программа формирования жизнестойкости
В программе представлен комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения...
Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь"
Целью программы является повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости и развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий ....