Программа по формированию жизнестойкости
рабочая программа по психологии на тему

Жизнестойкость  является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению.

Жизнестойкость позволяет ребенку справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Он остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Но жизнестойкость позволяет укрепить волю человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

по формированию

жизнестойкости обучающихся

в условиях КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат  III-IV вида»

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержательное описание программы.
  3. Перечень программных мероприятий.
  4. Список литературы.

Пояснительная записка

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода антивитального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость. В связи с изменениями во всех сферах современного общества изменяется и взгляд на человека с ограниченными возможностями здоровья. А.А. Крогиус, рассматривая влияние слепоты на психологическое развитие, писал: "она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой".  А.В.Петровский, определяет развитие личности в изменяющейся социальной среде так: "В том случае, если индивид входит в социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности". Первая фаза становления личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации. Вторая фаза, обозначается как фаза индивидуализации. Третья фаза обозначается как фаза интеграции, в рамках которой в групповой деятельности у воспитанника складываются новообразования личности, которые отвечают его потребности осуществлять значимые "вклады" в жизнь общества. Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности первого, адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироваться качества зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Диагностика  обучающихся в школе показывает, что 13% воспитанников с психической напряженностью и тревожностью. 26% воспитанников с низкой самооценкой.

Это положение еще раз доказывает необходимость психологического сопровождения слепых и слабовидящих детей, так как успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями развития в общество.

Жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень антивитального поведения.

Деятельность педагогического коллектива направлена на укрепление социального, психологического,  профессионального статуса  обучающихся и физическое его развитие.

Содержательное описание программы

Целью данной программы является предупреждение антивитального поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Достижение этой цели ставит перед собой ряд взаимосвязанных задач:

  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
  • целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности,  требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;
  • работа с ценностно-смысловой сферой;
  • формирование  адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
    развитие коммуникативных способностей;
  • обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;
  • снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;
  • систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей;
  • привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Программа рассчитана на работу с учащимися 14-17 лет (8-12классы).

Срок реализации – 2 года, в ходе которого  последовательно осуществляются три этапа:

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социально-психической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств  фиксируются в карте -характеристике. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах сопровождения, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Перечень программных мероприятий.

Этапы реализации программы

Содержание деятельности

Методы, методики и формы деятельности

Прогнозируемые результаты, формы их представления.

Подготовительно-диагностический

Беседы со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха.

Классные часы, индивидуальные собеседования

Стимулирование учащихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания.

Работа с обучающимися

Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы

Предполагается использовать следующие психологические тесты: методика диагностики социально-психической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).

Заполнение групповых карт-характеристик, обсуждение со школьником результатов тестирования и постановка задач -саморазвития.

Работа с родителями

Проведение школьного родительское собрание: "Причины подросткового антивитального поведения. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях."

Родительское собрание

Предоставление родителям информации о формировании жизнестойкости, роли семьи и школы в воспитании данного качества.

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Мониторинг социального паспорта школы, результатов диагностики

Своевременное оказание помощи

Работа с педагогами

Информирование педагогов по теме «Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида»

Семинар классных руководителей, воспитателей

Сформирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 14 – 17 лет группы  с антивитальным поведением.

Формирующий

Работа с обучающимися

Классные часы

8класс

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Компьютерная презентация, беседа  «Жизнь дана на добрые дела».

Используется информация о значимости человека совершающего добрые дела.

Показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся в ней, стремления быть благородным в жизни.

Классный час «Основные жизненные ценности»

Беседа.

Используется информация об общественных и индивидуальных ценностях, соотношении ценностей с выбором своего жизненного

Классный час «Конфликт и пути его разрешения»

Бесседа

Используется информация о возможных путях выхода из конфликтных ситуаций, путем их конструктивного решения

Формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

9класс

Классный час «Духовная жизнь»

Компьютерная презентация, беседа «Духовная жизнь»

Используется информация о понятиях «добра» и «зла» в современном мире.

 Разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; формировать чуткое отношение к окружающим.

Классный час «Жизнь высшая ценность человека»

Тренинг.

Использовалась информация о ценностях жизни, о основе нравственного отношения к себе и окружающим.

 Способствовать развитию критического мышления к антигуманизму, побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим

Классный час «Конфликт в школе,  пути выхода из конфликтной ситуации»

Компьютерная презентация, беседа «Конфликт и пути его решения»

Использовалась литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология, Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления.

Формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

10класс

Классный час «Жизнь человека и его право на жизнь в современном обществе»

Беседа.

Используется информация  о правовом статусе личности в Российской Федерации и между народных документах, обеспечивающих им их права. 

Сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

Классный час  по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям Классный час  по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям

Беседа, тренинг.

Используется информация о механизмах возникновения и развития стресса, материалы для проведения антистресс-тренинга

(Каменюкин А.Г.,

2008)

Расширить представление о стрессе, путях его преодоления и предотвращения.

Классный час «Мои жизненные планы»

Беседа

Используется информация о способах постановки тактических и стратегических жизненных целей, их связи с ценностными ориентациями личности, техника жизненного анализа (Н.К.Васильева 1999)

Составляется жизненный план подростка, обсуждаются варианты действий при невыполнении плана, продумывается достижение поставленных целей различными способами, соотносимых с социальными ценностями.

11класс

Классный час Классный час «Мы выбираем жизнь!»

Презентация «Мы выбираем жизнь!», рассказ Г.Журбы «Уйти их жизни», стихотворение «Бездна» Екатерины Мозоль.

Раскрыть проблему антивитального поведения среди подростков, повлиять на сокращение антивитального поведения среди подростков.

Классный час «Конфликт в семье между детьми и родителями».

Беседа.

Использовалась литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология, Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления

Формирование у учащихся уважительного отношения к любви, семье, родителям и одноклассникам, формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации.

Классный час «В чем ценность жизни?»

Беседа

Используется информация о смысловых структурах личности

Обсуждение с подростками жизненных целей, ценностей и смыслов. Обсуждение жизненных ситуаций людей с разными жизненными смыслами, целями и ценностями.

12класс

Классный час «Умеете ли вы отдыхать?»

Беседа, тренинг

Используется информация о способах релаксации, релаксационный тренинг (Ш.Гавайн, 2005)

Снятие эмоционального напряжения, переутомления, предотвращение возможного стресса, восстановление нарушенных функций организма, повышение трудоспособности, мышечное расслабление,  успокоение, отвлечение  от тревожащих событий.

Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?»

Беседа

Используется подробная информация о компонентах жизнестойкости, способах их саморазвития

Стимулирование учащихся к осознанному саморазвитию компонентов жизнестойкости, осознание школьниками важности ее самовоспитания.

Классный час «Как успешно преодолевать трудности?»

Тренинг

Используется информация о волевых качествах и их развитии, их обязательной нравственной направленности, примеры успешного преодоления трудностей

Стимулирование учащихся к развитию волевых качеств.

Основную информацию о примерах успешного преодоления трудностей подготавливают учащиеся.

Программа занятий.

8класс

Блок «Учимся общаться»

1 Знакомство

Занятия с элементами тренинга

Развитие социальной активности детей.

2 Мой мир

Занятия с элементами тренинга

Формирование адекватной самооценки у детей.

3 Работа с «Я-образом»

Занятия с элементами тренинга

Формирование адекватной самооценки у детей.

4 Почувствуй себя любимым

Занятия с элементами тренинга

Формирование социального доверия.

5 Путь доверия

Занятия с элементами тренинга

Развитие социальных эмоций.

6  Агрессия и гнев

Занятия с элементами тренинга

Обучение умению самостоятельно решать проб.

7  Сделай себя счастливей

Занятия с элементами тренинга

Развитие социальных эмоций.

8  Ценности жизни

Занятия с элементами тренинга

Обучение умению самостоятельно решать проб.

9  Коллекция теплых слов

Занятия с элементами тренинга

Формирование социального доверия.

10  Солнце спрятано в каждом!

Занятия с элементами тренинга

Развитие коммуникативных навыков.

11  Поделись улыбкою своей!

Занятия с элементами тренинга

Развитие коммуникативных навыков.

12  Иду по жизни легко!

Занятия с элементами тренинга

Развитие социальных эмоций.

13  Сделаем жизнь цветной

Занятия с элементами тренинга

Формирование адекватной самооценки у детей.

14 Итоговое занятие

Работа с анкетами, опросниками

Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы.

9класс

Блок «Познаю свою личность»

1 Личные психологические зоны риска подростка.

Занятия с элементами тренинга

Обеспечение развития толерантности в процессе полиэтнического образования: развивать у  учащихся класса навыки сотрудничества и толерантности

2  Возрастные особенности как факторы риска.

Занятия с элементами тренинга

Создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности.

3  Психологические признаки опасности.

Занятия с элементами тренинга

Ознакомление с понятием “опасные ситуации социального характера”, с основными правилами поведения в социально опасных ситуациях, обучение правильной оценке и грамотному действию в опасной ситуации.

4 «Самопрезентация и организация группы»

Занятия с элементами тренинга

Познакомить учащихся с понятием имиджа и определить из каких составляющих складывается это понятие

5  Вопросы-ответы

Круглый стол

Создание условий самостоятельного формулирования школьниками выводов, умозаключений.

6  Ассоциации в парах

Занятия с элементами тренинга

Развивать познавательный интерес через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности учащихся; , способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

7  Мои проблемы

Занятия с элементами тренинга

Познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной и интолерантной личности

8  Я могу уверенно ответить.

Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы

Занятия с элементами тренинга

Формирование чувства уверенности, навыков уверенного поведения.

9   Я не такой, как все, и все мы разные

Занятия с элементами тренинга

Создавать предпосылки воспитания подрастающего поколения на ненасильственной основе,  уважения прав и достоинства других людей

10 Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха»Стоп! Подумай! Действуй!»

Занятия с элементами тренинга

Создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности.

11 Основы саморегуляции

Занятия с элементами тренинга

Развитие эмоционально-волевой сферы путем формирования навыков саморегуляции

12 Программа защиты от стресса

Занятия с элементами тренинга

Развивать способность к рефлексии (самоанализ, самопознание).

Освоить способы преодоления тревожности.

13 Формулирование целей жизни

Занятия с элементами тренинга

Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

14  Итоговое занятие

Работа с анкетами, опросниками

Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы.

10класс

Блок «Жизненные ценности»

1  Ценить настоящее

Занятия с элементами тренинга

Помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

2 Планета дружбы

Занятия с элементами тренинга

Способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе

3 Планета благородства

Занятия с элементами тренинга

Осознание детьми понятия «благородство», по отношению к каким людям они поступают благородно, что в этом играет решающую роль

4  Главные цели и определение временных границ

Занятия с элементами тренинга

Развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности

5  Оценка ресурсов и препятствий

Занятия с элементами тренинга

Помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения.

6  Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях

Занятия с элементами тренинга

Помочь раскрыть качества, необходимые для эффективного межличностного общения

7  Как преодолевать тревогу

Занятия с элементами тренинга

Развивать способность к рефлексии (самоанализ, самопознание).

Освоить способы преодоления тревожности. 

8  Ценить настоящее

Занятия с элементами тренинга

Развитие толерантности к окружающим

9  Жизнь по собственному выбору

Занятия с элементами тренинга

Создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности.

10 Знай себе цену

Диспут

Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

11 Есть проблема? Нет проблем!

Занятия с элементами тренинга

Развивать дружеские отношения между детьми

12  Жизни – разноцветная реальность

Занятия с элементами тренинга

Определение подростком значимых для него людей, наиболее ценимых в них качеств.

13 Цели в жизни

Занятия с элементами тренинга

Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

14 Итоговое занятие

Работа с анкетами, опросниками

Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы.

11класс

Блок «Я и мой мир»

1 Вводное (диагностическое) занятие

Анкетирование, работа с опросниками

Сбор информации об уровне сформированности ценностной системы школьников.

2 Я - личность и индивидуальность

Занятия с элементами тренинга

Формирование у учащихся способов познания себя.

3 Мои цели как ценности

Занятия с элементами тренинга

Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

4 Время- ценность

Занятия с элементами тренинга

Развитие представлений о времени, развитие способности структурировать своё время.

5 Я и моё здоровье как ценность

Занятия с элементами тренинга

Обучение регулированию своего психического состояния, управлению чувствами.

6 Внеклассное мероприятие, посвященное Дню психического здоровья

Акция «Будь здоров!»- выпуск стенгазеты

Развитие активности и инициативы у школьников, умение преподнести свою точку зрения и понять мнение другого человека.

7 О ценностях ума и образования

Занятие с элементами тренинга

Выработка умения поиска как внутренних, так и внешних ресурсов. Развитие умения планировать позитивный образ своего будущего.

8 Творчество как ценность

Занятие с элементами тренинга

Формирование авторского отношения к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.

9 Профессия как ценность

Занятие с элементами тренинга

Определение предпочтительного типа будущей профессии, развитие умения планировать позитивный образ своего будущего.

10 Успех как ценность

Занятие с элементами тренинга

Выработка алгоритма создания ситуации успеха. Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между своими желаниями и возможностями.

11 Досуговое мероприятие

Встреча с успешным человеком (спортсмен – параолимпиец и т.п.)

Закрепление полученных знаний. Формирование ценностного отношения к здоровью и к успеху, понимания неограниченности потенциала человека.

12 Жизнь как ценность

Занятие с элементами тренинга

Осознание ценности понятия «жизнь», собственных жизненных ценностей. Развитие адаптивных способностей.

13 Досуговое мероприятие

Круглый стол с представителями различных конфессий (православие, ислам, иудаизм)

Формирование представления о ценности жизни с точки зрения различных конфессий.

14 Итоговое занятие

Выполнение коллажа «Мои ценности»

Систематизировать, обобщить полученные знания, закрепить навыки самоанализа, продолжать обучение оцениванию своих личных качеств.

 12класс

Блок «Я и этот мир»

1 Семья как ценность

Занятие с элементами тренинга

Осознание ценности понятия «семья». Помощь в установлении взаимопонимания с родителями.

2 Общение как ценность

Занятие с элементами тренинга

Формирование убеждения: «Другой – это ценность». Гармонизация общения.

3 Досуговое мероприятие

Встреча с представителем службы телефона доверия

Предоставление подросткам информации об анонимной службе помощи. Сформировать доверительное отношение к специалистам, оказывающим психологическую помощь.

4 Дружба как ценность

Занятие с элементами тренинга

Понимание дружбы как устойчивой личной привязанности между людьми, возникающей на основе личной симпатии, единства взглядов, интересов и целей.

5 Любовь как ценность

Занятие с элементами тренинга

Формирование представления о любви как о ценности, основе человеческой жизни.

6 Досуговое мероприятие

Встреча с супружеской парой - долгожителями

Убедить участников программы в существовании счастливых, супружеских отношений до глубокой старости, ценящих любовь, семью.

7 В чем ценность команды?

Занятие с элементами тренинга

Формировать умение действовать в команде как одно из наиболее востребованных личностных качеств, развитие умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

8 Что нужно для успешной карьеры?

Занятие с элементами тренинга

Формирование умения идентифицировать социальные роли. Изучение школьниками своей готовности к неожиданным изменениям жизни, к активным действиям.

9 Деньги как ценность

Занятие с элементами тренинга

Осознание труда как ценности, своих возможностей зарабатывания денег, составление рекомендаций по трате денег.

10 Ценность природы

Занятие с элементами тренинга

Осознание значения природы для здоровья и отдыха человека, необходимости сохранения чистоты природного мира.

11 Культура как ценность

Занятие с элементами тренинга

Осознание ценности понятий «человечество», «Отечество», себя как субъекта культуры.

12 Жизненное кредо достойного человека

Занятие с элементами тренинга

Осознание ценности понятий «человечество», «Отечество».

13 Мир в мире как ценность

Занятие с элементами тренинга

Осмысление своего места в мире, расширенное толкование понятия «дом» как весь мир.

14 Итоговое занятие

Работа с анкетами, опросниками

Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы.

 

Работа с родителями

Родительские собрания

8класс

« Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»

Родительские собрания

Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка

«Агрессия, её причины и последствия»

Родительские собрания

«Поощрения и наказания детей в семье»

Родительские собрания

«Нравственные уроки моей семьи»

Родительские собрания

9класс

« Стиль семейного воспитания, его влияние на развитие ребенка» 

Родительские собрания

Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка

«Поведение и успеваемость в школе» 

Родительские собрания

«О модернизации обучения»

Родительские собрания

«Тетради классного руководителя»

Родительские собрания

10класс

«Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки »

Родительские собрания

Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка

«Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников»

Родительские собрания

«Формирование гармоничной, всесторонней  развитой личности»

Родительские собрания

« Подготовка к экзаменам, психологическая помощь» 

Родительские собрания

11класс

«Роль самооценки  в формировании личности »

Родительские собрания

Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка

«Учёба ребенка зависит от его желания, посещаемости и помощи              

родителей» 

Родительские собрания

«Поговорим о способностях»

Родительские собрания

«Что могут сделать родители для безопасности своего ребенка?»

Родительские собрания

12класс

«Организация учебного труда выпускников »

Родительские собрания

Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка

«Здоровая семья- здоровые дети»

Родительские собрания

«Государственная итоговая аттестация»

Родительские собрания

« Подготовка к экзаменам, психологическая помощь»

Родительские собрания

 Консультативная работа с родителями

Индивидуальные консультации по запросу

 Повышение роли родителей в формировании жизнестойкости ребенка

«Родителям о первой юношеской любви» 

Индивидуальные консультации по запросу

«Дисциплина. Поощрение и наказание.»

Индивидуальные консультации по запросу

«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?»

Индивидуальные консультации по запросу

«Как научить ребенка владеть собой?»

Индивидуальные консультации по запросу

«Личность родителей и развитие ребенка»

Индивидуальные консультации по запросу

«Ошибки семейного воспитания»

Индивидуальные консультации по запросу

Работа с педагогами

«Профилактика суицида в школе

"Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Семинар для педагогов

Формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 17 лет группы  с антивитальным поведением.

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Педагогический совет

Формирование понятий о подростковом антивитальном  поведении, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.

«Учитель и проблемы дисциплины» 

Семинар-тренинг

Овладение педагогов навыкам экстренного педагогического воздействия при антивитальным поведении , связанных с поведением детей

«Педагогический стресс и дидактогения»

Семинар-тренинг

Формирование умений у педагогов выходу из стрессовых ситуаций, характеризующих школьную среду. 

 «Изучение и анализ мирового опыта работы в экстремальных ситуациях в частности суицидального поведения» 

Семинар для педагогов

Повысить уровень знаний и навыков работы педагогов по данной теме

Диагностико-констатирующий этап

Работа с учащимися

Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы (повторено)

Предполагается использовать следующие психологические тесты: методика диагностики социально-психической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).

Обработка данных тестирования с помощью методов математической статистики.

Составление отчета о проделанной работе  в рамках реализации программы

Работа с родителями

Обсуждение результатов повторной диагностики с родителями

Родительское собрание

Составление отчета о проделанной работе  в рамках реализации программы

Работа с педагогами

Обсуждение результатов повторной диагностики с педагогами

Педагогический совет

Составление отчета о проделанной работе  в рамках реализации программы

Список используемой литературы

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. –

СПб., 2001. – 304 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:

переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая

защита // Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. –

СПб., 2001. – С.309 – 334.

3. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир

личности и «техники» ее бытия // Психология социальных ситуаций /

Сост. Н.В.Гришина. – СПб., 2001. – С.285 – 309.

4. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая

помощь/ под ред. О.В. Красновой. М. - 2001

5. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа // Возрастная

психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия:

учебн. пособие для студ. пед. вузов / сост.и науч. ред. В.С.Мухина,

А.А.Хвостов. – М.: Издательство центр «Академия». 2003.

6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.

СПб.: Речь, 2002.

7. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды

школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Электронный

журнал «Психологическая наука и образование» Доступ:

www.psyedu.ru

8. Басин М., Попов А. Формирование навыков волевой регуляции у

девиантных подростков// Социальная педагогика – 2004-№ 3-С.75-77.

9. Бобренко О.С. Помощь педагогу-психологу в работе с

критическим инцидентом/ Методическое пособие. – Ставрополь,

2013. – 120 с.

10. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных

ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной

среде). Методические рекомендации для специалистов системы

образования. М.: МГППУ, 2006.

11.Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.
Учебное пособие для вузов. 2009.

12. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология [Текст]/ В.Ф. Войцех-

М.: Миклош, – 2008.

13. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков.

Руководство для подростков [Текст] / Е.М. Вроно – М.:

Академический проект, 2001.

14. Вроно Е.М., Ратинова, Н.А. О возрастном своеобразии

аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию жизнестойкости подростков

В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения....

"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью

Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"

аннотация к программе по формированию жизнестойкости "Пойми себя, пойми других"...

Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".

Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...

Программа формирования жизнестойкости

В программе представлен комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения...

Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь"

Целью программы является повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости и развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий ....