формирование жизнестойкости
рабочая программа по психологии на тему
программа формирования жизнестойкости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhiznestoykosti.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию
жизнестойкости подростков в условиях МКОУ «Гилёвская сош»
Содержание
- Пояснительная записка.
- Содержательное описание программы.
- Перечень программных мероприятий.
Пояснительная записка
В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения.
Девиантное поведение формируется под воздействием внешних (семейное неблагополучие, микроконфликты, девиантное окружение…) и внутренних факторов (психологические характеристики личности, обуславливающие определенные реакции на внешние девиантогенные факторы). Разными людьми объективно одинаковая ситуация расценивается и переживается по-разному. Одни индивиды трудные жизненные обстоятельства воспринимают как некий барьер, преодолев который они развиваются. Другие же видят в нем крах мироздания. Следовательно, в формировании девиантного поведения главная роль принадлежит именно внутренним факторам. Таким образом, усилия педагогов, в первую очередь должны быть направлены на формирование личностных ресурсов, которые помогут сопротивляться стрессовым, фрустрирующим обстоятельствам и вовлечению в социальную патологию.
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.
В отечественной психологии проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими учеными: это Н.В. Тарабарина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Ю.А.Александровский и другие.
Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями в работах Л.Н. Гумилева, А.Г. Маклакова, понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д.А. Леонтьевым.
В концепции жизнестойкости С. Мадди также рассматривается индивидуально-личностный, смысловой контекст саморегуляции. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. Жизнестойкость, считает Мадди, состоит из трех взаимосвязанных установок:
вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска).
Вовлеченность − это важная характеристика в отношении себя, окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль представляет собой убежденность человека в том, что от его активных усилий будет зависеть результат происходящего. Противоположностью ему является ощущение собственной беспомощности и беззащитности. Субъект контроля действует, чувствуя себя способным господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам жизни. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие люди снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект. Обобщающая позиция субъекта целостной жизни обуславливает восприятие им любого стрессового события не как удара судьбы, влияния неподконтрольных сил, а как естественное явление, как результат своего действия или других людей. Субъект уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чем-то ему полезной.
Установка вызов (принятие риска) помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии личностью событий жизни как вызова. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающая человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей.
Если высок уровень включенности, то при стрессе возрастает потребность в контакте с другими людьми. Если высок уровень контроля, то велики старания влиять на события, а не страдать от беспомощности. Если высок уровень вызова, то велико стремление обучаться на своем положительном или негативном опыте, не ожидая легкой и комфортной жизни. Чем развитее жизнестойкость, тем больше вероятность, что человек будет адекватно воспринимать трудности, вместо их избегания и отрицания.
С точки зрения Мадди, существуют жизнестойкие люди («с высоким уровнем активации») и не-жизнестойкие (с низким уровнем активации»). Жизненная активность или пассивность формируется с детства на основе научения, воспитания[1]. Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальной собственной уязвимости. Жизнестойкость − это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.
Таким образом, жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями [7] и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Анализ теоретических и методологических основ позволяет сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень суицидального риска.
Все компоненты жизнестойкости вполне поддаются диагностике, формированию педагогическими методами и средствами. Педагогической наукой и практикой накоплено достаточное количество идей, способов и средств формирования и коррекции каждого из вышеперечисленных компонентов жизнестойкости.
Содержательное описание программы
Целью данной программы является предупреждение девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.
Достижение этой цели ставит перед собой ряд взаимосвязанных задач:
- целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;
- работа с ценностно-смысловой сферой;
- формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;
- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;
- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;
- осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Программа рассчитана на работу с учащимися 11-16 лет (5-10 классы) Срок реализации – 2 года, в ходе которого последовательно осуществляются три этапа:
1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социально-психической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
П Л А Н
МКОУ «Гилёвская СОШ» по реализации программы
«Формирование жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательных школ» на 2014 – 2015 уч.год
№ № п.п. | Содержание и формы деятельности | Метод, форма | Ответственные | примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости | ||||
Проведение педагогического совета по теме «Формирование жизнестойкости подростка в условиях общеобразовательной школы» | Пед.совет | Администрация школы, педагог-психолог | ||
1 | Проведение бесед с родителями об их непосредственном участии в программе формирования жизнестойкости детей. (Родительские собрания, лектории, круглые столы) | беседа | Педагог-психолог, классные руководители, родители. |
|
2 | Проведение бесед со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха | беседа | Педагог- психолог, классные руководители, обучающиеся. |
|
Диагностический этап. Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы | ||||
3 | Диагностика волевых качеств | Опрос , наблюдение. | Педагог-психолог | Тест «Самооценка силы воли», «Самооцкенка волевых качеств» |
Диагностика самочувствия, активности, настроения, депрессивности. | Опрос , наблюдение. | Педагог-психолог | Опросник «САН», Методика «Карта настроения» | |
Диагностика коммуникативной и социальной компетентности | Опрос , наблюдение | Педагог-психолог | Тест коммуникативной и социальной компетентности (Фетискин Н.П.,Мануйлов Г.М.) | |
Обработка и анализ результатов диагностики компонентной жизнестойкости | Анализ результатов диагностики учащихся | |||
Встреча с родителями по результатам диагностики | Индивидуальная беседа | |||
Встреча с подростками | Индивидуальная беседа | |||
Формирующий этап | ||||
4. | Классный час «Основные жизненные ценности» | беседа | Классные руководители |
|
5 | Классный час «Общение в моей жизни» | семинар | Классные руководители |
|
6 | Классный час по обучению навыкам поведения в экстремальной ситуации. | Беседа, тренинг. | Классные руководители |
|
7 | Классный час: «Будущий социальный статус. Зачем быть социально-компетентным человеком?» | Беседа, упражнения. | Классные руководители |
|
8 | Классный час: «Как успешно преодолевать трудности?» Готовность к трудным жизненным ситуациям. | Семинар, тренинг. | Классные руководители |
|
9 | Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?» | беседа | Классные руководители |
|
10 | Диспут «Мои представления и жизнестойкой личности» | сочинение | Классные руководители |
|
11 | Встреча с человеком ярким примером успешного преодоления жизненных трудностей | беседа | Классные руководители | |
12 | Тренинг развития временной перспективы и способности к целеполаганию для старшеклассников | Педагог-психолог | справка | |
13 | Тренинг развития способности к самопознанию и уверенности в себе | Педагог-психолог | справка | |
14 | Тренинг коммуникативных умений | Педагог-психолог | справка | |
Диагностический этап | ||||
15 | Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся | Опросы, наблюдения, анализ деятельности учащихся | Классные руководители, педагог-психолог | Аналогичные методики диагностики, что и на первом диагностическом этапе |
16 | Обсуждение результатов повторной диагностики с родителями и учащимися | Индивидуальные беседы | Классные руководители, педагог-психолог | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида
«Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....
Программа по формированию жизнестойкости
Жизнестойкость является одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и ...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Формирование жизнестойкости детей и подростков»
С ноября 2014-2015 учебного года в районе и в нашей школе реализуется программа «Формирование жизнестойкости детей и подростков»Целью д...
Формирование жизнестойкости у детей и подростков
В беседе говорится о том, что жизнестойкость проявляется во всех процессах жизнедеятельности. Процесс формирования жизнестойкости должен проходить под влиянием школы, семьи, окружающей среды. Все комп...
Родительское собрание На тему: «Формирование жизнестойкости обучающихся»
Родительское собрание На тему: «Формирование жизнестойкости обучающихся»...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...