"Тропинка родительской мудрости" практика работы с родителями
консультация

Горюшкина Ольга Михайловна

Практика "Тропинка родительской мудрости" раскрывает работу с родителями и обучающимися в психолого-педагогическом сопровождении. Это нетрадиционная форма консультации родителей -квест-игра, совместно с обучающимися. Игра направлена на просвещение родителей и волечение х в совместную деятельность с обучающимися и педагогами. Практика будет полезна педагогам-психологам, учителям, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_tropinka_roditelskoy_mudrosti.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

г. Ачинск

краевое государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Ачинская школа № 3»

 КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Практика  работы с родителями

«Тропинка родительской мудрости»

Авторский коллектив:  педагоги-психологи О.М. Горюшкина, И.К. Ваганова

Аннотация

Практика «Тропинка родительской мудрости» раскрывает работу с родителями и обучающимися в рамках психолого-педагогического сопровождения. Это нетрадиционная форма консультации родителей – квест-игра, совместно с обучающимися. Игра направлена на информационное сопровождение и просвещение родителей, а так же включение родителей в совместную с образовательным учреждением деятельность. Данная практика дает возможность родителям активно участвовать,  говорить, играть, соревноваться вместе со своими детьми. А так же дает возможность видеть своего ребенка во взаимодействии с другими детьми, открывать в своем ребенке новые грани и, наконец, дает возможность приобрести новые навыки общения и воспитания.   Практика будет полезна для специалистов служб сопровождения, педагогов, воспитателей.

Сфера применения: внеурочная работа, психолого-педагогическое сопровождение, на всех ступенях образования.

          В связи с тем, что в последнее время довольно отчетливо заявила о себе проблема семейного неблагополучия, семейному воспитанию стало уделяться особое внимание. Это обусловлено тем, что семейное неблагополучие влечет за собой целый ряд проблем – это нарушения в поведении, развитии и общении детей: бродяжничество, агрессивность, поведения, низкая успеваемость, неуравновешенность психики, конфликтность, употребление ненормативной лексики и т.д.

Педагоги постоянно сталкиваются с тем, что проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с их жизнью в семье. Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной практики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации.

Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются семьи, в которых проживают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные нозологии, дети-инвалиды. Это проблема является действительно актуальной и для нашей школы.

КГБОУ «Ачинская школа № 3» с тремя отделениями, имеющими разные нозологии: 1 отделение для глухих  детей и детей с нарушением слуха, 2 отделение для детей с нарушением интеллекта, 3 отделение для слепых и слабовидящих детей и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все обучающиеся имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В школе функционирует  служба сопровождения, в которую входят специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, социальные педагоги, тифлопедагоги, сурдологи. Специалисты взаимодействуют с учителями-предметниками, специалистами дополнительного образования, медицинскими работниками и администрацией организации. Все обучающиеся школы находятся на сопровождении специалистов службы.

            Основным видом работы службы сопровождения является консультативная деятельность, которая направлена на оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательных отношений в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования.

Современные родители - это не просто сторонние наблюдатели за всем происходящим в школе, но и активные участники образовательного процесса. Одной из основных задач школы является информационное сопровождение и просвещение родителей, а так же включение родителей в совместную с образовательным учреждением деятельность.

         В педагогической литературе описано много различных традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. К традиционным можно отнести родительские собрания, индивидуальные консультации педагога, посещение семей на дому.

          Наша практика «Тропинка родительской мудрости» относится к нетрадиционным формам работы с родителями. Это консультирование родителей специалистами службы сопровождения в форме квест-игр совместно с детьми.

            Обучающиеся нашей школы имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды по разным нозологиям. Родители не всегда владеют достаточной информацией по развитию особенностей своего ребенка, преодолению трудностей разного характера, а иногда не имеют возможности получить необходимую информацию и имеют трудности по включению детей-инвалидов в социум.

Цель: повысить уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей с различными нозологиями.

Задачи:

- научить родителей  и детей эффективным способам взаимодействия друг с другом через участие в совместных мероприятиях;

- расширить у родителей знания и умения в области педагогики и психологии;

- расширить у родителей знания по развитию коррекционной работы в зависимости от нозологии ребенка;

-создание благоприятного климата в детско-родительских отношениях.

Целевая аудитория: родители (законные представители), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети глухие  и с нарушением слуха,  дети с нарушением интеллекта,  слепые и слабовидящие дети, дети с  нарушением опорно-двигательного аппарата. Все обучающиеся имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Большая часть детей имеет статус ребенок-инвалид. Дети с проблемами в здоровье встречаются с трудностями на каждом этапе жизни. Это и адаптация в школе, в коллективе, определение своих способностей и возможностей, подростковый период, вредные привычки, деструктивное поведение, детско-родительские отношения и т. д. Семья,  имеющая таких детей, находится в «группе риска» и нуждается в профилактической работе.

В процессе реализации практики мы имеем активную степень вовлечения и участия родителей и обучающихся в совместную деятельность.

Методы реализации практики: квест-игра, анкетирование, беседы, мастер-класс, музыкально-литературная гостиная, игра-соревнование, круглый стол, диспут.

Практика реализуется специалистами службы сопровождения, педагогами дополнительного образования под руководством педагогов-психологов.

В основе практики лежат педагогические ценности:

1. Ценности, раскрывающие отношение к труду педагога:

  • аксиологическое восприятие педагогической деятельности;
  • общеобразовательные и профессиональные знания;
  • профессиональная честь и достоинство;
  • готовность к преодолению профессиональных трудностей.

2. Ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности:

  • любовь к детям, уважение личности учащегося;
  • уважение личности педагога;
  • сотрудничество с общественными детскими и молодежными организациями.

3. Ценности, представляющие значимые качества личности педагога:

  • объективность в оценке школьников, их действий и поступков;
  • принципиальность в отношениях с субъектами педагогического процесса;
  • гуманизм, доброжелательность к обучающимся;
  • эмпатия (способность к сопереживанию);
  • самостоятельность;
  • педагогический оптимизм;
  • креативность (способность к творчеству);
  • толерантность (терпимость к инакомыслию, чужой точке зрения).

4. Ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогического процесса:

  • диалогическое мышление;
  • диалоговые отношения с субъектами педагогического процесса;
  • способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями школьников;
  • взаимодействие и сотрудничество с субъектами педагогического процесса.

Содержание и организация работы:

            На подготовительном этапе реализации практики родители получают анкеты, в которых высказывают свои пожелания, проблемы, темы для консультаций. Специалисты службы анализируют запросы родителей и включают их в тематику станций квест-игры.

В учебном году проводится два квеста, в каждом полугодии. В первом полугодии игра-квест в рамках акции «Три П: понимаем, принимаем, помогаем», которая проходит в Декаду Инвалидов. Девиз нашего мероприятия – Мы вместе! Во втором полугодии, такую квест – игру мы посвящаем празднику «День защиты детей», проходит она в конце учебного года. Хорошая погода позволяет, чаще всего,  провести квест-игру на школьной площадке.

Участники в актовом зале  делятся  на команды, получают инструктаж, маршрутные листы. Состав команд разнообразен, родители и дети разного возраста и разных нозологий. К каждой группе закреплен волонтер-старшеклассник, который помогает ориентироваться в здании школы, маршрутном листе  и т. д.

Организаторами станций являются специалисты службы и педагоги.

Станции квест-игр: «Веселый язычок» - учитель-логопед проводит мастер-класс по речевой практике, «Мозговой штурм» учитель-дефектолог играет с участниками в игры по развитию мыслительной деятельности, «Улыбка» педагог-психолог развивает эмоционально-чувственную сферу, укрепляет дружеские отношения участников, «Веселые старты» - учитель физической культуры проводит соревнования между взрослыми и детьми, которые способствуют физическому развитию и сплочению коллектива.  «Доктор Айболит» - школьный врач, с приглашенными докторами,  формируют представления о ЗОЖ. В рамках проекта «Добро не уходит на каникулы», приобрели адаптивные игры. На этой станции проходят турниры по адаптивным играм. В рамках межведомственного взаимодействия мы дружим с адаптивным клубом города «Победа», с краевой ассоциацией по скандинавской ходьбе. Совместно мы проводим и другие мероприятия для детей, родителей и педагогов.  «Закон и порядок» -  социальный работник с инспектором КДН формируют правовую культуру участников станции, «Музыкально-литературная гостиная» - педагоги дополнительного образования способствуют эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, развитию творческих способностей.  Каждая команда посещает все станции и получает ответы на свои вопросы, множество положительных эмоций и отличное настроение. (Приложение 1)

Требования к специалистам, реализующим практику: высшее психолого-педагогическое, педагогическое образование. Знание нормативной документации, возрастной педагогики и психологии.

Ожидаемые результаты реализации практики:

квест-игры помогают нам активизировать детей, родителей и педагогов. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению коллектива, улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в учреждении, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения.

Система организации внутреннего контроля за реализацией практики: контроль за реализацией практики осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. По завершении каждой квест-игры, ответственные на станциях, составляют итоговый отчет, в котором отражают результаты работы станции. Педагоги-психологи анализируют результаты, выявляют положительные и отрицательные тенденции, обозначают перспективу психологического сопровождения по решению проблем. Система организации контроля за реализацией практики предполагает отслеживание выполнения поставленных задач через анкетирование всех участников игры, заполнение книги отзывов и предложений.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Качественные – улучшение психологического климата в семье, повышение уровня социализации участников, создание благоприятного климата в детско-родительских отношениях, повышение психолого-педагогической компетентности, обучение родителей  и детей эффективным способам взаимодействия друг с другом через участие в совместных мероприятиях.

Количественные – проведение практики квест-игры «Тропинка родительской мудрости» два раза в год, которая направлена на повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей с различными нозологиями.

Сведения о практической апробации практики:

Практическая апробация практики квест-игра «Тропинка родительской мудрости» была проведена на базе КГБОУ «Ачинская школа № 3» в 2018-2019 учебном году, в рамках реализации проекта РУСАЛ «Территория семьи». За этот период данное мероприятие стало традиционным. Практика реализуется рабочей группой, в состав которой входят специалисты службы сопровождения и педагоги дополнительного образования. В период апробации практики выбирались разные темы квест-игры, но наиболее подходящими к нам стали «Три П» и «День защиты детей». На данный момент содержание практики соответствует цели. Накоплен разнообразный материал для проведения работы на каждой станции. Анкетирование всех участников практики показало заметное улучшение эмоционального состояния, получены положительные отзывы, участники выразили желание продолжать участие в данных мероприятиях.

Перспективы развития практики: в дальнейшем мы планируем расширить сотрудничество с различными организациями города, в рамках межведомственного взаимодействия. При проведении практики внедрять разнообразные, современные методы и формы работы. В целевую группу участников пригласить будущих первоклассников и их родителей. Продолжить тиражирование своего опыта в печатных изданиях, семинарах, форумах.

Приложение 1

 План мероприятий практики

мероприятие

сроки

содержание

ресурсы

ответственный

ожидаемый результат

Подготовительный этап

1

Анкетирование родителей (законных представителей)

октябрь, март

в анкетах родители высказывают свои пожелания, проблемы, темы для консультаций.

сбор информации через бумажный вариант, мессенджеры.

рабочая группа

получение запроса от родителей.

2

Разработка сценариев мероприятия

октябрь, март

рабочая группа разрабатывает план мероприятий, сценарии

интернет, библиотека,  «мозговой штурм»

рабочая группа

сценарии мероприятий

Основной этап

1

игра-квест в рамках акции «Три П: понимаем, принимаем, помогаем»

декабрь

участники посещают станции по маршрутному листу.

актовый зал с его оборудованием, спортивный зал, кабинеты специалистов.

рабочая группа, специалисты службы сопровождения, педагоги.

повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, психологии, педагогики. Благоприятное развитие детско-родительских отношений.

2

квест – игра  посвященная празднику «День защиты детей»

апрель

На каждой станции участники получали лепесток от ромашки, на котором они писали пожелания друг другу на летние каникулы. В конце игры была собрана общая большая ромашка пожеланий

актовый зал с его оборудованием, спортивный зал, кабинеты специалистов, школьная площадка.

рабочая группа, специалисты службы сопровождения, педагоги.

повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, психологии, педагогики. Благоприятное развитие детско-родительских отношений.

Аналитический этап

1

самоанализ

январь, май

проводится анализ проведенных мероприятий, выявляются трудности, решаются их пути исправления. Ставятся планы на следующий этап.

фото и видео записи.

рабочая группа

проведен анализ, поставлены задачи на дальнейшую работу.

2

представление опыта

январь, май

выставление информации о мероприятиях на сайте школы, СМИ.

фото и видео записи.

рабочая группа

статья на сайте, видео репортаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Работа с родителями. Проведение родительского собрания.

Мастер -класс был дан в рамках методической недели. Демонстрировался метод работы с родителями. Были использованы звуковые письма ученика и учителя. Тема показанного родительского собрания " Проблемы ...

Работа с родителями, нравственный урок «Моя семья» (родительское собрание)

Цель собрания:Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.Задачи собрания:Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.Формировать культуру общени...

Родительское собрание "Система работы с родителями"

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в уебно-воспитательный процесс, во внеурочную, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами....

Работа с родителями.Родительский комитет.

Работа с родителями.Родительский комитет....

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями.

Текст выступления на педагогическом совете, посвящённом обсуждению темы "Работа с родителями"....

статья "Формы работы с родителями" разработка и презентация родительского собрания

В статье рассматриваются формы работы с родителями. Родители – активные участники образовательного процесса. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важн...

Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.

Программа  «Родные узы»  направлена  на  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или...