Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся
статья по теме
Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.
При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами вычленены содержательный аспект, структура взаимодействия, его формы и методы, технологии и результаты. В ходе экспериментальной проверки модели мы опирались на критерии и уровни формирования экологической культуры участников учебно-воспитательного процесса, а также на педагогические условия, способствующие повышению эффективности взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников.
Структурно-содержательная модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся прошла апробацию в ГОУ СОШ № 1161, г. Москвы, внедряется в деятельность школы № 1 г. Королева, Московской области и другие школы Москвы. В процессе исследования нами установлено, что внедрение структурно-содержательной модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании детей и подростков способствует повышению качества жизни всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся
Ридигер О.Н.
Экологический кризис обусловил смену приоритетов в системе образования. Проблемы экологии очень скоро «станут частью того мира, в котором будут жить молодые люди, и в некоторых регионах будут оказывать самое непосредственное влияние на инфраструктуру образования». [4] Образование для устойчивого развития детей и молодежи, способствующее формированию экологической культуры личности, провозглашено приоритетным направлением на всех уровнях: государственном, региональном и локальном. Усиливается прикладной характер его содержания, что отразилось, в частности в переходе к «компетентностному» образованию во многих европейских странах, включая Россию. Актуализируется проблема внедрения деятельностного подхода в экологическое воспитание школьников, поиска новых форм и содержания учебно-воспитательной деятельности, отвечающих уровню современных научных знаний.
Проведенные нами исследования указывают, что уровень экологической культуры детей и подростков на 70% определяется семьей, именно в семье закладывается воспитание чувства бережного отношения ко всему живому. Поэтому проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса - двух наиболее значимых для детей и подростков социальных институтов - школы и семьи в экологическом воспитании приобретают в современных социокультурных условиях особую актуальность и значимость. В этой связи поиск организационных форм, использование научных методов – проектирования и моделирования, разработки инновационного содержания процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся является своевременным и актуальным.
В нашем исследовании моделирование экологического воспитания является одним из основных научных методов для нахождения оптимального решения проблем формирования экологической культуры детей и подростков при взаимодействии школы и семьи. Моделирование является одним из эффективных методов научного познания. Раскрытию особенностей и возможностей моделирования посвящены научные исследования ученых, таких как А.Ф. Афанасьев, В.С Безрукова, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, М.П. Кузьминова, И.Я.Лернер, И.Б. Новик, И.П.Подласый, В.И.Слободчиков, П.И.Третьяков др.
Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Моделирование, как специфический метод познания, основывается на принципе материального единства мира и наличия в живой и неживой природе общих диалектических законов их развития, на признании всеобщей связи и взаимообусловленности явлений. Модель является специфической формой отражения действительности. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. В нашем случае объект исследования – экологическое воспитание учащихся общеобразовательной школы при активном взаимодействии школы и семьи.
Научная модель - мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.
В экологическом воспитании детей и подростков моделирование как метод научного познания, был использован учеными И.В.Вагнер (Цветковой), С.Н. Николаевой, Д.Л. Тепловым и др. [3]
В чем сущность моделирования?
Модель (лат. Modulus- мера, образец) –схема, изображение или описание какого либо предмета, явления или процесса в природе и в обществе, изучаемые как их аналог. [2] Моделирование как форма изучения обеспечивает наиболее выраженную связь опытных данных и теоретических взглядов. Поэтому под моделью понимают определенную упорядоченную взаимосвязь мыслимой (теоретической) с опытной информацией на основе выделения изучаемых сторон и признаков объекта путем их упрощения или их усложнения, или их абстрагирования. [1] Модель – средство познания, основанное на аналогии. Ученый И.Я.Лернер писал о том, что метод моделирования значительно расширяет возможности всякого исследования. Модель – это копия реального объекта, которая воспроизводит не все явление в целом, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, которые являются определяющими по отношению к результатам. Любая модель предполагает собой приближенный аналог рассматриваемого предмета или явления. Моделирование является наиболее ответственным этапом проектирования.
При моделировании взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами были использованы педагогические концепции и теории, рассматривающие системный подход как направление методологии познания социальных процессов (В.Г.Афанасьев, В.В.Кондратьев, Н.В.Кузьмина и др.) и концепцию формирования целостного образовательного и воспитательного пространства и экологически безопасной образовательной среды ( Е.А.Алисов, Я. Корчак, Б.Д. Парыгина, М.П.Поташник, П.И.Третьяков и др.)
При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами вычленены содержательный аспект, структура взаимодействия, его формы и методы, технологии и результаты. В ходе экспериментальной проверки модели мы опирались на критерии и уровни формирования экологической культуры участников учебно-воспитательного процесса, а также на педагогические условия, способствующие повышению эффективности взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников.
Стратегией данной модели является общая забота и ответственность каждого за улучшение внутреннего гармоничного состояния всех участников образовательного процесса и внешнего их окружения. Данная стратегия связана с проблемами эндоэкологии всех участников учебно-воспитательного процесса: их здоровья, самочувствия, настроения, а также состояния внешней окружающей среды, в первую очередь природного окружения, здоровья экосистем.
Проектирование модели нами осуществлялось в три этапа: аналитический; конструктивный (синтез модели) и апробационный (проверка адекватности модели и системы). При создании структурно-содержательной модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами изначально были определены основные блоки: концептуально-целевой, структурно-содержательный, технологический и результативный.
Концептуально-целевой блок состоит из принципов, идей, цели и задач. Целью взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании на современном этапе является воспитание экологической культуры всех участников образовательного процесса, повышение их экологической компетентности.
Структурно-содержательный блок включает в себя ценностно-смысловые ориентиры и виды совместной экологической деятельности событийного характера в школе и семье, базовые понятия, закономерности, компоненты.
Основными базисными ценностями, на которых построена модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся, являются: жизнь; здоровье; Земля; природа; семья; труд; культура; Отчизна; знание; мир; забота; гармония. Структура взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников может варьировать. В описываемой нами модели есть инвариантные и вариативные компоненты. Вариативными являются проекты, темы которых определяются решаемыми экологическими проблемами.
В технологическом блоке представлены виды деятельности, основные направления работы и инновационные технологии работы учителя в данном направлении: школьно-семейного, семейного проектирования и семейного экотьюторства. Направления работы - традиционные для любой общеобразовательной школы: образовательное (основное и дополнительное образование); воспитательное; методическое; социально-педагогическое, управленческое (административная деятельность); собственно технологическое. Виды деятельности: каждодневная экологическая (фоновая); проектно-исследовательская; здоровьетворческая; издательская; художественно-творческая; рефлексивная; природоохранная.
Результативный блок состоит из диагностики, включающей: анкетирование, тестирование, интервьюирование, отчеты родителей, эссе учащихся и их родителей, анализ творческих работ, анализ поступков и поведения, мониторинг и анализ состояния субъектов природно-социальной среды школы. Важной составляющей результативного блока является рефлексия результатов взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников и их коррекция для выполнения поставленных задач
Структурно-содержательная модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся
Концептуально-целевой блок | Принципы : интегративности; социального партнерства; природо- и культуросообразности, гуманизации, социальной обусловленности содержания и форм деятельности. Подходы: -аксиологический; -коэволюционый; -синергетический; -субъектный; -деятельностный. | Идеи 1.Опора на природные потребности школьника и его семьи 2.Природосообразность семьи (семья – гениальное творение природы) 3.Создание единого воспитательного пространства для жизнетворчества учащихся 4.Субъект-субьектный характер отношений человек-природа – семейные экологические традиции | Цель: воспитание экологической культуры всех участников образовательного процесса, повышение их экологической компетентности. | Задачи. 1.Соединение всех предметных областей с экологией, экологизация учебно-воспитательного процесса школы. 2.Интеграция родителей в учебно-воспитательный процесс учреждения. 3.Привлечение экокультурных традиций семьи. 4.Создание экосообразной развивающей среды при взаимодействии школы и семьи в экологическом воспитании учащихся, необходимой для формирования ноосферного мышления, на основе знаний основных экологических закономерностей, общекультурных ценностей, экологического сознания, экологических норм, образцов и навыков экологической деятельности. |
Содержательный блок | Ценностно-смысловые ориентиры: жизнь, здоровье, семья, земля, природа, труд, знание, мир, культура, Отчизна, забота, гармония. | Проб-лемы | Проекты Ежегодная разработка и реализация семейных и школьно-семейных экологических проектов | Учебно-воспитательные программы «Вырасти растение» (1-4 класс); «Мой домашний питомец» (1-11 класс); «Экология экскурсионная» (1-8 класс); «Экология моего дома» (8-9 класс); «Ландшафтный дизайн» (7-10 класс); «Семейный аэрофитомодуль» (1-7 класс); «Мое дерево» (5 -7 класс); «Устойчивое развитие и алгебра» (УРА) (10-11 класс); «Устойчивое развитие и отечественная культура» (УРОК) (8-10 класс); «Наш семейный участок леса» (Школьно-семейное зонирование леса) (1-11 класс) «Природа вокруг нас» (6-9 класс); «Природа и фантазия» (3-7 класс). |
Технологический блок | Виды деятельности: - Каждодневная экологическая (фоновая); - Проектно-исследовательская; - Здоровьетворческая; - Издательская; - Художественно-творческая; - Рефлексивная; - Природоохранная. | Направления - образовательное; - методическое; - социально-педагогическое; - управленческое; - собственно технологическое. | Инновационные Технологии экотьюторства, семейного и школьно-семейного проектирования в области экологии. |
Результативный блок | Диагностика: - Анкетирование; - Тестирование; - Интервьюирование; - Отчёты родителей; - Эссе учащихся и их родителей; - Анализ творческих работ, школьной документации; - Анализ поступков и поведения; - Мониторинг и анализ состояния субьектов природно-социальной среды школы. | Рефлексия Обсуждение результатов в индивидуальной, семейной и многосемейной (проектного семейного клуба) формах. | Результат: Повышение экологической культуры и экологической компетентности всех участников образовательного процесса. Улучшение самочувствия, настроения и здоровья субьектов учебно-воспитательного процесса и субьектов природы единого образовательного пространства школы и семьи. |
достижения цели – повышения экологической культуры всех участников образовательного процесса.
Структурно-содержательная модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся прошла апробацию в ГОУ СОШ № 1161, г. Москвы, внедряется в деятельность школы № 1 г. Королева, Московской области и другие школы Москвы. В процессе диссертационного исследования нами установлено, что внедрение структурно-содержательной модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании детей и подростков способствует повышению качества жизни всех участников образовательного процесса.
Библиографический список.
Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. –Омск: ИздательствоОмГПУ,1998- с.20-35
Баранова А.Н., Барышникова Г.Б., Вагнер И.В., Дежникова Н.С., Клемяшова Е.М. и др. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования. Монография М. ИСВ РАО, 2006 г.- с.27
Модели экологического воспитания детей: Методическое пособие для педагогов. / Под общей ред. Теплова Д.Л., Цветковой И.В. – М., МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005 г
Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования., ОЭСР, 2008 г., главы 2, 3 (пер. с англ.) // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 21 - 39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка».
Права и обязанности родителей и детей....
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...
Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся
Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологию, направленны...
Деловая игра «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»
Деловая игра«Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»...
Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся
Семью как фактор воспитания характеризует ее среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, событийно...