Паспорт познавательного, детско - родительского проекта "Августовские спасы"
проект

Федорова Анастасия Сергеевна

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с празднованием Августовских Спасов, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам, знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_avgustovskie_spasy.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование образовательного учреждения

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

627145, Тюменская область, г. Заводоуковск,

ул. Сургутская, 13

E-mail: detskiisadskazka2010@mail.ru

Тел/факс (34542) 6-19-81

Автор и организатор проекта

Федорова Анастасия Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Название проекта

«Августовские Спасы»

Направление проекта

познавательное развитие

Тип проекта

- По доминирующей деятельности:  познавательный,  детско-родительский.

- По количеству участников: групповой

- Характер контактов: дети старшей группы

- По продолжительности: - краткосрочный (август 2022г.)

Место проведения проекта

Детский сад «Сказка», групповая комната, музыкальный зал, прогулочный участок, здание хлебопекарни.

Участники проекта

Воспитанники группы «Котята», родители воспитанников, педагог Федорова Анастасия Сергеевна.

Возраст воспитанников

Старшая группа (6 лет)

Актуальность проекта

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю семьи, страны, любил свою Родину, пришёл к пониманию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на Земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего, в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций. Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с празднованием Августовских Спасов, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам, знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Цель проекта

 Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с различными источниками нахождения информации, развивать  самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания.
  • Познакомить с праздниками: Медовый Спас, Яблочный Спас, Хлебно-ореховый Спас (традиции, обычаи, идеи праздников).
  • Развивать сценические способности, вокальные навыки, умение выразительно читать стихи, творческие способности, двигательную активность.
  • Расширять кругозор, обогащать и активизировать словарный запас. Знакомство с профессиями: пасечник, механизатор,   пекарь, садовник.
  • Воспитывать уважение к людям труда, к духовным традициям.  Воспитание любви к родному краю, эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

Принципы реализации проекта

- Принцип развивающего образования;                                                                    

- Принцип интеграции образовательных областей (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- Принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности системности образования;

- Принцип доступности и  наглядности.

Планируемые результаты

Для детей:

- расширение знания детей о духовных ценностях, традициях, обычаях русского народа в праздновании  Августовских Спасов;

- расширение знаний о профессиях: механизатор, пекарь, садовник, пасечник;

- развитие творческих способностей детей;

- обогащение словарного запаса детей. 

Для педагогов:

- На этапах реализации проекта педагоги разработают авторские конспекты бесед с детьми: «Медовой Спас: история, традиции праздника»; «Яблочный Спас: история, традиции праздника»; «Хлебно-ореховый Спас: история, традиции праздника»; «Знакомство с русскими народными приметами, загадками о пчелах, фруктах, ягодах, хлебе, орехах»; «Как хлеб на стол пришел»; «Как рождается мед»; «Знакомство с работой механизаторов, пекарей, садовников, пасечников».

- Повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по духовно - нравственному воспитанию детей.

- высокий содержательный и организационный уровень проекта.

Для родителей: 

  • Активное участие родителей в тематических встречах и выставках, проводимых в рамках реализации проекта;
  • Оказание помощи в организации и проведении экскурсий и фольклорного праздника «Пришел Спас – яблочко припас».

Этапы реализации проекта

I этап – Организационный

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

1.Сбор информации о праздновании  Августовских Спасов (духовных ценностях, традициях, обычаях русского народа),  изучение литературных источников.

2.Обсуждение целей и задач проекта.

3. Составление плана работы.

4. Изучение компетентности родителей и педагогов по теме проекта.

5.Разработки сценариев праздников; конспектов занятий, экскурсий.

6.Подготовка оборудования к встречам, праздникам и занятиям.

 II этап – Основной или практический.

Тема работы

Программные задачи

Оборудование

« Медовый спас»

 Познакомить с профессией – пасечник и процессом сбора меда. 

Встреча с родителем - папой Еськова Георгия.

(местный пчеловод- Еськов Дмитрий Павлович)

«Пришел Спас – яблочко припас».

Познакомить с Яблочным Спасом: история, традиции праздника»

Фольклорный праздник «Пришел Спас – яблочко припас».

«Минуты общения» (непосредственная образовательная деятельность).

 Познакомить детей с историей, традициями празднования «Яблочного Спаса» и «Хлебно – орехового спаса»

 

Беседа о праздниках «Яблочный Спас» и «Хлебно – ореховый спас» о их важности, значении и о том, как проводят праздники в России, в Тюменской области.

Рассматривание репродукций и иллюстраций по теме: «Яблочная тема в картинах художников».

Словесные игры: «Что можно приготовить из яблок?», «Сосчитай до 5 со словом яблоко».

Разгадывание загадок о фруктах.

Наблюдение за яблоней: рассматривание ствола, листьев, плодов.

Творческие мастерские.

Развивать творческие способности  детей

Организация выставок детских работ «Яблочный спас – яблочко припас», «Поделки из грецкого ореха».

Экскурсия на хлебопекарню

«Хлеб наш- батюшка»

Сформировать систему знаний детей о производстве хлеба.

Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Организация экскурсии на хлебопекарню ООО «Заря» по ул. Сургутская 8.

Работа с родителями.

- Заучивание с детьми стихотворений, песен.

- Изготовление атрибутов и оформление группы к фольклорному празднику, «Пришел Спас – яблочко припас».

- Изготовление поделок совместно с детьми, посвященных праздникам.

- Организация встречи с местным пчеловодом - Еськовым Дмитрием Павловичем

- Экскурсия детей с  родителями на хлебопекарню ООО «Заря» по ул. Сургутская 8.  (Экскурсию посетили дети, чьи родители работают в данной пекарне).

- Консультация для родителей: «Августовские Спасы: история и традиции»

III этап – Итоговый (аналитический)

- Оформление выставки детских работ «Яблочный спас – яблочко припас», «Поделки из грецкого ореха»

-Оформление стенда  для родителей (фотоотчет) «Как мы встречали Августовские Спасы».

- «Хлеб наш – батюшка» -  Репортаж детей, посетивших экскурсию на хлебопекарню.

- Создание презентации по теме проекта «Августовские спасы»

Ресурсное обеспечение проекта

- Методическая и художественная литература;

- личные встречи с людьми по теме проекта.

Продукт проекта

- Презентация «Августовские спасы». (Приложение 1)

-  Конспект «Фольклорный праздник «Пришел Спас – яблочко припас» ( Приложение 2)

Данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях различных типов, предусматривает творческий подход к реализации с учетом регионального компонента.

Список литературы

М.Ю.Картушина « Русские народные праздники в детском саду»;

 В.А.Руднев «Обряды народные и обряды церковные»; 

М.Ф.Литвинова « Русские народные подвижные игры»; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»

Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...

Родительское собрание "Спасем детей от дыма сигареты"

Взаимодействие родителей и детей по профилактике курения...

Паспорт познавательно - исследовательского, детско-родительского проекта «Мед, медок – для здоровья он дружок»

Употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни и сохранении здоровья человека. Мед является ценнейшим продуктом...