Алгоритм обучения слепого (слабовидящего) ребёнка раннего возраста мыть руки.
консультация

Романова Ирина Алексеевна

Чтобы овладеть ребёнку с ОВЗ культурно-гигиеническими навыками,целесообразно "дробить"  этот навык на мелкие цепочки-шаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_mytya_ruk_sl.reb_.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм обучения слепого/слабовидящего ребёнка раннего возраста от 1до 2-х лет мыть руки

Навык. Цепочка последовательных действий

Кто принимает решение, выполняет

Технология выполнения (дополнительные рекомендации)

Принять решение вымыть руки.

Взрослый

Мыть руки лучше в одних и тех же ситуациях, что поможет ребенку лучше ориентироваться в событиях: после прогулки, после посещения туалета, перед едой, после рисования, когда видно, что руки грязные. (взрослый стимулирует ребёнка, привлекает внимание).

Словесную инструкцию сопровождайте жестом «потирание рук» (вначале сопряжено с ребёнком) и детским словом, например, «буль-буль». Можно прочитать потешки; «Водичка-водичка, умой моё личико», «Ой, лады, лады, лады. Не боимся мы воды! Чисто умываемся, маме улыбаемся!» и т.п.

Используйте для пояснения зрительные подсказки, например: полотенце(желательно подобрать расцветку в зависимости от характера нарушения зрения ребёнка), мыло, картинку «зайка умывается», а также слуховую подсказку: звук льющейся в ванной воды.

Подойти к раковине.

Ребенок

(на первых этапах в сопровождении взрослого)

Если раковина расположена высоко, используйте устойчивую скамеечку(подставку), на которую ребенок сможет вставать. Желательно, чтобы скамеечка находилась на постоянном месте.

Засучить рукава.

Взрослый

Если в рукавах вместо манжеты с пуговицей продернута резинка, покажите ребенку (вначале сопряжено, комментируя своё действие), как их можно поддернуть. Сказать: «Молодец, ты закатал рукава!»Этот простой прием даст возможность ребенку быстрее запомнить и справиться с этим звеном цепочки.

Включить

и отрегулировать воду.

Взрослый

Смочить руки.

Ребенок

(на начальном этапе со взрослым)

Сопряжённо с ребёнком подставить его руки под струю воды, комментируя: «Ручки мокрые!»

Намылить руки.

Ребенок + Взрослый

Сопряжённо с ребёнком (на первом этапе) взять мыло и круговыми движениями намылить руки. Сказать: «Ух! Ручки мыльные!»

Скользкое мыло трудно удержать. Чтобы малышу было проще намыливать руки, можно:

поместить мыло в сеточку и подвесить его к смесителю. Ребенок сможет намыливать руки, не роняя мыло в раковину. К тому же, в этой сеточке мыло будет быстро сохнуть.

Детям легче использовать маленький кусочек мыла, который взрослый может отрезать от обычного куска мыла.

Потереть руки.

Ребенок

(на начальном этапе со взрослым)

Чтобы малыш понял, что от него требуется, необходимо его учить  в разных ситуациях тереть руки друг об друга: вытирать их салфеткой, стряхивать с рук песок, и т.п.

Смыть мыло.

Ребенок

(на начальном этапе со взрослым)

Сопряжённо с ребёнком (на первом этапе)

Смыть пену с рук, обращая внимание, что «руки чистые, без мыла».

Найти и снять свое полотенце

Ребенок

(на начальном этапе со взрослым)

Лучше всего использовать полотенце с особой картинкой (простое, предметное изображение), что позволит приучить ребенка обращать внимание на дополнительные приметы. Это пригодится ему

в детском саду.

Вытереть руки.

Ребенок

(на начальном этапе со взрослым)

Сопряжённо с ребёнком (на первом этапе)

Промакивающими движениями вытереть руки. Комментируя : «Ручки сухие, молодец!»

Повесить полотенце

Ребенок + Взрослый

Полотенце должно висеть на доступной для ребенка высоте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.

Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...

Методические приемы и технические средства обучения слепых и слабовидящих детей

Данный материал включает в себя теоретическое обоснование технических устройств и методических приемов к условиям образования слепых и слабовидящих детей с учетом структуры нарушенных зрительных функц...

Элементы «сказкотерапии» при обучении слепых учащихся.

Элементы «сказкотерапии» при обучении слепых учащихся....

Инновационный продукт «Скрытые резервы». Методический и дидактический материал по математике и информатике для обучения слепых и слабовидящих детей.

Адресность продукта.Данный продукт призван оказать помощь учителям математики и информатики, работающих в классах для слепых и слабовидящих детей.Наибольшая значимость продукта для учителей данных пре...

Обучение слепых детей деревообработке.

Обучение столярному делу для детей с отсутствием зрения очень необходимо для развития полноценной личности, формирования знаний, умений и навыков, которые нужны будут для дальнейшего использования в ж...

Роль практических работ в обучении географии слабовидящих детей

Учитывая рекомендации для проведения практических работ в школе слабовидящих  были определены подходы к решению нормализации учебной нагрузки обучающихся на уроках географии в коррекционном учреж...