Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребёнка"
методическая разработка

Чикуркова Ирина Викторовна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

«Роль семьи в формировании личности ребёнка».

 

Цели:

- содействие в развитии позитивных взаимоотношений между родителями и детьми;

- предупреждение негативных тенденций семейного воспитания.

Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

Классный руководитель и члены родительского комитета разрабатывают план подготовки и проведения собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

- на классной доске записаны тема собрания и эпиграф «Плохое воспитание – это наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми» А.С.Макаренко

- плакат с советами Д.Карнеги, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования:

  • Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека
  • Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  • Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  • Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
  • Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
  • Хвалите за каждый, даже очень скромный успех, и будьте при этом искренними в своём признании и щедрыми в похвалах.
  • Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  • Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь, легко выполнимым.
  • Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

- чистые листы бумаги, ручки, листочки с кейсами

Ход собрания

Классный руководитель:

            Уважаемые родители! Тема нашей встречи «Роль семьи в формировании личности ребёнка».

            Семья и школа – два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы воспитать культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо действовать как союзники, делясь с детьми свое добротой, опытом и знанием. Школа ставит перед собой разные задачи: воспитательные, учебные, просветительские. Она может помочь родителям при решении многих вопросов в воспитании детей, но никогда не сможет конкурировать с семьёй, потому что именно семья является самым мощным средством формирования личности ребёнка.

Жизнь и наука доказали, что многие проблемы у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, одна из которых – отсутствие любви и неумение хвалить  и поддерживать своих детей. Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.

          Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

           Есть много разновидностей такой «уродливой» любви. Вот главные из них:

- любовь умиление

- любовь деспотическая

- любовь откупа

         Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей.

         Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятии «можно, нельзя, надо». Ему кажется, что всё можно, он не осознаёт долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, не считается с желаниями окружающих. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он есть.

           Деспотичная любовь – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет складывается извращённое понятие о добром начале в человеке, он перестаёт верить в людей и доброту. В обстановке деспотического самодурства, придирок, упрёков маленький человек ожесточается. Родители подавляют ребёнка, разрушают его внутренний мир, желание быть хорошим.

           Третья разновидность неразумной любви – любовь откупа. При таком отношении к ребёнку родители считают, что их долг заключается только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Однако в такой семье дети живут в атмосфере духовной пустоты, убожества, не зная ласки, сострадания, милосердия.

          Оправдывая такой подход в воспитании, родители ссылаются на примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жестокую школу в Древней Спарте проходили мальчики, но ведь из них готовили сильных, беспощадных воинов, у которых сердце должно быть суровое, рассудок холодный, рука твёрдая. Такое воспитание обусловливалось условиями жизни в те времена, постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.

           Какой же должна быть любовь в наши дни?

           Любовь переполняет сердце каждого родителя, но как её выразить, чтобы не навредить ребёнку, чтобы не избаловать его? Для обсуждения предлагаю вам следующий текст.

           Разговорились мы однажды с одним уже немолодым человеком. Он вспоминал своё детство, в котором было немало лишений. Довоенные годы оказались тяжёлыми для его семьи. Отец находился в заключении, работал на строительстве Беломорканала. Пятеро сыновей остались на руках у матери, которая целыми днями работала продавцом, а голодные мальчишки были предоставлены сами себе. Младшему в семье, моему рассказчику, исполнилось три года.

           Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской. В словах этого мужчины была не просто грусть по ушедшему, но ясно обозначился тот источник, от которого шел свет. Приходила мама поздно, усталая, но такая мягкая, нежная, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизменным постоянством, зарываясь в их вихры и счастливо вздыхая, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком». Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят, преданно любят, глубоко уважают её сыновья, были и другие секреты воспитания. Но одно это уже не мелочь!

            У психологов есть понятие «тактильный голод». Бывает он у людей, которых достаточно кормят, но мало ласкают. Некому их обнять, потормошить, поцеловать. Это не напишешь ни в какие должностные инструкции.  

           В наш стремительный век мы становимся прагматичными, а иногда чёрствыми, безразличными к окружающим. Многие родители даже в собственной семье формируют привычку быть подчёркнуто сдержанными, подавляют желание прикоснуться к родной головке. Во многих семьях страх избаловать детей вытеснил родительскую ласку.

             Недавно я случайно услышала, как одна старушка рассказывала другой: «По телевизору говорили, что если не гладить ребёнка, то сухотка спинного мозга наступит». Ничего, конечно, со спинным мозгом не произойдёт. Но нечто увиденное или услышанное задело старую женщину именно потому, что совпало с воспринятым из народной мудрости. И пусть смешна подобная интерпретация, но в ней для всех нас, родителей, предупреждение: не лишать наших детей, растущих в семье, главных преимуществ – родительской любви и ласки.

             В стремлении «воспитывать правильно» родителям не нужно уподоблять общение с ребёнком общению учителя с учеником. Педагог, в первую очередь, обращается к мысли ребёнка, а родители – к душе. Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?» А мама с сыном заплачут на последних страницах «Му-му», прижмутся друг к другу, и ни о чём не надо будет говорить. И может, воспоминания об этих минутах останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной тёплой волной до седин. А память сохранит эти мгновения через десятилетия, воспроизведёт в точности ощущение маминых надёжных рук, прижимающих и ласкающих. Так давайте дарить детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь.

          Какие способы выразить любовь к ребёнку мы сможем назвать?

Родители высказывают своё мнение о высказанной проблеме.

           Их много: с помощью контакта глаз, физического контакта, пристального внимания и т.д.

          Любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания для детей. Строгий взгляд пугает ребёнка, а избегание контакта глаз может оказаться специфическим фактором, который повлияет роковым образом на формирование личности.

          Очень важен и физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, шутливо потолкаться и тп. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы.

           Пристальное внимание позволяет ребёнку чувствовать себя важной и значительной личностью. Это позволяет ему почувствовать, что в глазах родителей он самый важный человек в мире. Не получая достаточно пристального внимания, ребёнок испытывает беспокойство, он не чувствует себя в безопасности, а это нарушает его эмоциональное и психическое развитие.

          Лучший способ, обеспечивающий пристальное внимание, - умение выкраивать время, чтобы быть с ребёнком наедине. Именно это и отличает настоящих родителей. Хорошее воспитание требует времени.

           Идеальных родителей не существует, каждый имеет право на ошибки, но если родитель ищет способы что-то изменить в себе, это пробуждает в ребёнке уважение к нему и рождает чувство безопасности, надёжности и доверия в душе. Именно доверие и принятие являются составляющими любви.

          Принятие – позволение другому быть тем, кто он есть, независимо от отношения этого другого к актуальным потребностям принимающего. Принятие предполагает предоставление свободы, неограниченных возможностей выбора. Это готовность поделиться своими собственными ценностями и требование ответственности за свои поступки. Основой принятия служит доверие.

           Доверие – признание за другим способности быть тем, кто он есть, способности делать свободный и ответственный выбор; вера в то, что другой в ситуации свободы и ответственности способен принять решение, адекватное человеческой природе. Основанием для возникновения таких отношений, как принятие и доверие, может быть только любовь, то есть активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим.

            Предлагаю поразмышлять о том, как влияют семейные взаимоотношения на развитие ребёнка, его поведение.

Высказывания родителей.

            Нам необходимо помнить, что моральный облик ребёнка – его взгляды, отношение к людям – зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть отражение своих поступков.

            Сейчас мы с вами представим себя нашими детьми и попробуем решить несколько кейсов. Эти упражнения помогут нам понять, что мы делаем не так в различных ситуациях и получим конкретные рекомендации.

            Родители делятся на пары, вытягивают листочки с кейсами, обсуждают в парах  и  затем отрабатывают проблемные ситуации.

            Кейсы:

  1. Подросток много времени проводит за гаджетами (мобильным телефоном, планшетом, компьютером). Ваши действия?
  2. У подроста появились странные посты в социальных сетях (суицидальные, агрессивные и т.п.). Ваши действия?
  3. Подросток потерял интерес к еде.
  4. Подросток не доволен своей внешностью
  5. У подростка ухудшились оценки
  6. Подросток на всё реагирует излишне эмоционально, часто плачет
  7. Подросток хлопает дверью, грубит
  8. Подросток стал замкнутым, подавленным
  9. Подросток говорит, что он никому не нужен или что он хочет исчезнуть
  10. Подросток познакомился с новой компанией, где все ездят на самокатах/велосипедах. Просит купить ему такой же.
  11. Подросток отпрашивается съездить на природу с ночёвкой
  12. Подросток пришёл грязный и с порванными вещами. Опять. Похоже, в школе буллинг
  13. Подросток хочет сделать тату и покрасить волосы в изумрудный цвет
  14. Подросток приходит с прогулки всё позже, не сообщает, куда идёт
  15. Подросток подолгу переписывается с кем-то в соцсетях, телефон запаролен
  16. Подросток впервые влюбился
  17. Подросток пришёл домой с признаками алкогольного опьянения и запахом сигарет
  18. Подросток говорит, что у них отменили занятия, но вы знаете, что это не правда

Наше упражнение подошло к концу.

Как вы считаете, было ли оно полезным для вас? Получилось стать ближе к «своему ребёнку»?

Подумайте, пожалуйста, про себя и запишите на листочке самое важное, что вы вынесли из сегодняшнего занятия. Если есть желание, можно зачитать вслух.

Уважаемые родители! Я вижу, что вы талантливые родители талантливых детей! Уверена, что вы воспитаете прекрасных людей!

Надеюсь, наше сегодняшнее родительское собрание поможет решить незначительные проблемы, которые могут возникнуть у вас при воспитании детей и сделают вас немножко ближе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....

"Роль семьи в формировании личности ребёнка". Практикум для родителей.

Формирование личности начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первые уроки нравственного воспитания, узнает о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. Трудно переоценить...

роль семьи в формировании личности ребёнка

общешкольное собрание родителей...

Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де...

Сценарий родительского собрания "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Тема родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"Цель собрания - познакомить родителей с понятием «авторитет», рассмотреть виды авторитета родителей; раскрыть...