роль семьи в формировании личности ребёнка
методическая разработка по теме
общешкольное собрание родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodsobr_rol_semi_v_formir_lichn_i_sigareta_oktyabr_13.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Ребёнок и сигарета» (1 слайд)
Цель: показать опасное влияние табака на здоровье человека, . (2 слайд)
Ход собрания.
- Организационный момент. Звучит видеоклип, гости, родители и дети рассаживаются.
- Вступительное слово ведущего собрания, далее он же ведет дискуссию с гостями собрания, родителями, учениками.
- Основная часть сопровождается слайдовой презентацией:
- Выводы.
- Семья это институт первичной социализации ребенка.
- Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, доверия к миру. (слайд)
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка—чтобы его любили таким, какой он есть.
Есть много разновидностей любви:
- Любовь умиления
- Любовь деспотическая
- Любовь откупа
Любовь умиления—самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность—деспотическая любовь. Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.
Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других;
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? К примеру, взрослые говорят детям, что курить вредно. А сами курят. И если дома взрослые курят, то то соблазн приобщиться к общему “увлечению” у ребёнка будет слишком велик. Сначала ребёнок балуется, а потом вырабатывается привычка.
Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желания человека.
В современном мире курильщики очень “помолодели».И мы, взрослые, не имеем права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку.
С вредными привычками борются родители и педагоги. Как мы это делаем? В первую очередь это информация:
Табакокурение считается типичным рискованным фактором: оно приносит краткосрочное расслабление, но в долгосрочном воздействии вредит сердцу, системе кровообращения, вызывая прежде всего инфаркт миокарда и атеросклероз. Оно во много раз увеличивает риск различных раковых заболеваний, в частности гортани и легких, может вызвать язву двенадцатиперстной кишки и хронический бронхит. Самое страшное в этих тяжелых заболеваниях то, что они, как правило, развиваются в течение долгого времени и лишь постепенно становится ясным их истинный масштаб. Вот некоторые цифры:
- Каждую секунду на земле выкуривается более 300 000 сигарет.
- Около 40 веществ, содержащихся в табачном дыме, вызывают рак.
- Пассивные курильщики в два раза чаще болеют, чем те, кого не «обкуривают».
- Наблюдается отставание детей в умственном и физическом развитии.
Очень часто дети задают вопросы:
- Если табак вреден, почему его продают в магазинах?
- Правда, что табак действует, как наркоз: покурил и зуб перестал болеть?
- Взрослым курить можно, а почему нельзя курить детям?
- Я слышала, что сигареты с фильтром не вредны, их можно курить и девушкам.
Побудительные причины к регулярному курению бывают совершенно различными. И сегодня много людей курят, невзирая на очевидный риск для своего здоровья, то в первую очередь по психическим причинам, преодолеть которые им не хватает сил.
Итак, то, чего вы так опасались, случилось. Ваш ребенок признался, что он курит. И это не единственная сигарета за углом школы, а уже сформировавшаяся привычка. Как помочь подростку бросить курить? Несколько рекомендаций.
Только спокойствие
Крики, ругань или наказание делу не помогут. Психика подростка очень ранима, и вы можете лишиться доверия в отношениях с ребенком. Или даже заставить действовать его наперекор вашим требованиям.
Соберите всю необходимую информацию о вреде курения и спокойно поговорите с подростком.
Выясните, почему он начал курить, чем ему нравится и не нравится его новая привычка.
Честно расскажите, что его ожидает в будущем, если он продолжит курить. И обозначьте свое отношение к ситуации: вам не нравится, что подросток курит, но он сам, отдельно от его привычки — по-прежнему ваш любимый ребенок, которому вы всегда поможете.
Будьте честными
Правда, в этой ситуации есть одно «но»: если вы курите сами, этот разговор не принесет никакой пользы. Как говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова, дети и подростки судят родителей не по словам, а по делам. Ваш ребенок наблюдал за вами всю жизнь, и теперь для него сигарета в руках — абсолютная норма.
Позиция «пусть курит — зато не пьет и не колется» в корне не верна. Ведь привыкание к одному наркотику может повлечь за собой и увлечение другими. А последствия вреда, который никотин наносит формирующемуся организму, придется расхлебывать не вам, а вашему ребенку несколько лет спустя – и, возможно, всю жизнь.
Начинаем действовать
Зависимость от табака у подростка вырабатывается быстро, а проходит тяжело. Поэтому стоит запастись терпением: за пять минут ничего не получится.
Решите с ребенком, почему он хочет отказаться от курения. Возможность сэкономить деньги или стать похожим на любимого героя фильма, бросившего курить, станет неплохим стимулом. Объясните дочери, что у курящих женщин быстро старится кожа и портятся волосы. А сыну — что из-за табака он скоро не сможет гонять на любимом велосипеде так же, как его некурящие приятели.
За компанию
Выясните, нет ли у вашего сына или дочери приятелей, которые уже бросили курить или собираются это сделать. За компанию многое получается намного легче.
Маленькое отступление для курящих родителей: ваш закуривший «малыш» может стать отличным поводом бросить и вам. Тем более, подростки падки на всевозможные соревнования. Стимул «не курить дольше, чем папа» тоже подойдет. Главное, чтобы ваше желание расстаться с привычки стало искренним: честно признайтесь подростку, что вам тоже нелегко расставаться с привычкой, и не покуривайте тайком — ребенок быстро вас раскусит и поймет, что курить можно и скрытно.
Игра «Закончи предложение». Если:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
- Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
- Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
- Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
- Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
- Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
- Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
- Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
- Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
- Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Что делать?
Стратегия поведения родителей
Учитесь слушать и понимать ребёнка. Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания, тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он пытается решить в настоящее время.
Подумайте о собственном примере. Трудно предположить, что кто – то поверит советам родителя, злоупотребляющего курением, алкоголем.
Давайте советы, но не давите советами. Подросток стремиться вырваться из под диктата взрослых. Как показывают житейские наблюдения, люди не очень любят прислушиваться к чужому мнению. Но если перед прочтением ребёнку книжки на ночь, или перед покупкой велосипеда не выбирать самому, а дать выбрать ребёнку, то эта возможность выбора которую вы предоставляете, - это воспитание навыка чему то говорить да, чему то нет.
Почаще задавайте вопросы детям: Что ты думаешь об этом? А как бы поступил бы твой приятель? А как бы сделал ты?
Не поступайтесь твёрдостью требований. Старайтесь сохранить открытость в общении с ребёнком.
Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации. Вредные привычки находят своих жертв чаще всего среди тех, в чьей жизни оказался вакуум дел, интересов, любви, доверия. Чем больше у ребёнка сформировано чувство самоуважения, тем больше вероятность, что он сможет сказать нет в ответ на предложение искать новые ощущения.
- Быть внимательным, любить и поддерживать ребёнка!
- Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
- Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
- Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
- Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
- Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
- Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Материал можно использовать для бесед с родителями. Речь идёт о том, какой разной может быть родительская любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...
Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....
Родительскон собпание «Роли семьи в формировании личности ребёнка»
Родительское собрание...
"Роль семьи в формировании личности ребёнка". Практикум для родителей.
Формирование личности начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первые уроки нравственного воспитания, узнает о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. Трудно переоценить...
Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...
Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.
В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...
Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де...