роль семьи в формировании личности ребёнка
методическая разработка по теме

Сабаева Ирина Ивановна

общешкольное собрание родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodsobr_rol_semi_v_formir_lichn_i_sigareta_oktyabr_13.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Ребёнок и сигарета»  (1 слайд)

Цель: показать опасное влияние табака на здоровье человека, . (2 слайд)

Ход собрания.

  1. Организационный момент. Звучит видеоклип, гости, родители и дети рассаживаются.
  2. Вступительное слово ведущего собрания, далее  он же ведет дискуссию с гостями собрания, родителями, учениками.
  3. Основная часть сопровождается слайдовой презентацией:
  4. Выводы.

  • Семья это  институт первичной социализации ребенка.
  • Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте,  доверия к миру. (слайд)

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в  старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка—чтобы его любили таким, какой он есть.

Есть много разновидностей любви:

  • Любовь умиления
  • Любовь деспотическая
  • Любовь откупа

Любовь умиления—самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия  «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего  долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него  складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность—деспотическая любовь. Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке  деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.

Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно  внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.

Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он  уважает других;

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?  К примеру, взрослые говорят детям, что курить вредно. А сами курят. И если дома взрослые курят, то  то соблазн приобщиться к общему “увлечению” у ребёнка будет слишком велик. Сначала ребёнок балуется, а потом вырабатывается привычка.

Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желания человека.

В современном мире курильщики  очень  “помолодели».И мы, взрослые, не имеем права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку.

С вредными привычками борются родители и педагоги. Как мы это делаем?  В первую очередь это информация:

Табакокурение считается типичным рискованным фактором: оно приносит краткосрочное расслабление, но в долгосрочном воздействии вредит сердцу, системе кровообращения, вызывая прежде всего инфаркт миокарда и атеросклероз. Оно во много раз увеличивает риск различных раковых заболеваний, в частности гортани и легких, может вызвать язву двенадцатиперстной кишки и хронический бронхит. Самое страшное в этих тяжелых заболеваниях то, что они, как правило, развиваются в течение долгого времени и лишь постепенно становится ясным их истинный масштаб.  Вот некоторые цифры:

  • Каждую секунду на земле выкуривается более 300 000 сигарет.
  • Около 40 веществ, содержащихся в табачном дыме, вызывают рак.
  • Пассивные курильщики в два раза чаще  болеют, чем те, кого не «обкуривают».
  • Наблюдается отставание детей в умственном и физическом развитии.

Очень часто дети задают вопросы:

  • Если табак вреден, почему его продают в магазинах?
  • Правда, что табак действует, как наркоз: покурил и зуб перестал болеть?
  • Взрослым курить можно, а почему нельзя курить детям?
  • Я слышала, что сигареты с фильтром не вредны, их можно курить и девушкам.

   Побудительные причины к регулярному курению бывают совершенно различными. И сегодня много людей курят, невзирая на очевидный риск для своего здоровья, то в первую очередь по психическим причинам, преодолеть которые им не хватает сил.

Итак, то, чего вы так опасались, случилось. Ваш ребенок признался, что он курит. И это не единственная сигарета за углом школы, а уже сформировавшаяся привычка. Как помочь подростку бросить курить? Несколько рекомендаций.

Только спокойствие

Крики, ругань или наказание делу не помогут. Психика подростка очень ранима, и вы можете лишиться доверия в отношениях с ребенком. Или даже заставить действовать его наперекор вашим требованиям.

Соберите всю необходимую информацию о вреде курения и спокойно поговорите с подростком.

Выясните, почему он начал курить, чем ему нравится и не нравится его новая привычка.

Честно расскажите, что его ожидает в будущем, если он продолжит курить. И обозначьте свое отношение к ситуации: вам не нравится, что подросток курит, но он сам, отдельно от его привычки — по-прежнему ваш любимый ребенок, которому вы всегда поможете.

Будьте честными

Правда, в этой ситуации есть одно «но»: если вы курите сами, этот разговор не принесет никакой пользы. Как говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова, дети и подростки судят родителей не по словам, а по делам. Ваш ребенок наблюдал за вами всю жизнь, и теперь для него сигарета в руках — абсолютная норма.

Позиция «пусть курит — зато не пьет и не колется» в корне не верна. Ведь привыкание к одному наркотику может повлечь за собой и увлечение другими. А последствия вреда, который никотин наносит формирующемуся организму, придется расхлебывать не вам, а вашему ребенку несколько лет спустя – и, возможно, всю жизнь.

Начинаем действовать

Зависимость от табака у подростка вырабатывается быстро, а проходит тяжело. Поэтому стоит запастись терпением: за пять минут ничего не получится.

Решите с ребенком, почему он хочет отказаться от курения. Возможность сэкономить деньги или стать похожим на любимого героя фильма, бросившего курить, станет неплохим стимулом. Объясните дочери, что у курящих женщин быстро старится кожа и портятся волосы. А сыну — что из-за табака он скоро не сможет гонять на любимом велосипеде так же, как его некурящие приятели.

За компанию

Выясните, нет ли у вашего сына или дочери приятелей, которые уже бросили курить или собираются это сделать. За компанию многое получается намного легче.

Маленькое отступление для курящих родителей: ваш закуривший «малыш» может стать отличным поводом бросить и вам. Тем более, подростки падки на всевозможные соревнования. Стимул «не курить дольше, чем папа» тоже подойдет. Главное, чтобы ваше желание расстаться с привычки стало искренним: честно признайтесь подростку, что вам тоже нелегко расставаться с привычкой, и не покуривайте тайком — ребенок быстро вас раскусит и поймет, что курить можно и скрытно.

Игра «Закончи предложение». Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Что делать?

Стратегия поведения родителей

Учитесь слушать и понимать ребёнка. Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания, тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он пытается решить в настоящее время.

Подумайте о собственном примере. Трудно предположить, что кто – то поверит советам родителя, злоупотребляющего курением, алкоголем.

Давайте советы, но не давите советами. Подросток стремиться вырваться из под диктата взрослых. Как показывают житейские наблюдения, люди не очень любят прислушиваться к чужому мнению. Но если перед прочтением ребёнку книжки на ночь,  или перед покупкой велосипеда не выбирать самому, а дать выбрать ребёнку, то эта возможность выбора которую вы предоставляете, - это воспитание навыка чему то говорить да, чему то нет.

Почаще задавайте вопросы детям: Что ты думаешь об этом?  А как бы поступил бы твой приятель? А как бы сделал ты?

Не поступайтесь твёрдостью требований. Старайтесь сохранить открытость в общении с ребёнком.

Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации. Вредные привычки находят своих жертв чаще всего среди тех, в чьей жизни оказался вакуум дел, интересов, любви, доверия. Чем больше у ребёнка сформировано чувство самоуважения, тем больше вероятность, что он сможет сказать нет в ответ на предложение искать новые ощущения.

  • Быть внимательным, любить и поддерживать ребёнка!

  • Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
  • Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
  • Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  • Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
  • Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....

"Роль семьи в формировании личности ребёнка". Практикум для родителей.

Формирование личности начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первые уроки нравственного воспитания, узнает о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. Трудно переоценить...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, де...