Родительское собрание."Роль семьи в формировании личности ребёнка"
материал

Голышева Ольга Евгеньевна

     Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. 
     Взаимоотношения семьи и дополнительного образования важны не только в первые годы пребывания ребенка в кружке, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в дополнительном образовании у ребенка появляется шанс для самовыражения. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

          На тему: «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

В.А Сухомлинский


     Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и дополнительное образование. 
    Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. 
    Взаимоотношения семьи и дополнительного образования важны не только в первые годы пребывания ребенка в кружке, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в дополнительном образовании у ребенка появляется шанс для самовыражения

   
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.

     Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в дополнительном образовании, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

     Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

     В каждой семье существуют свои нюансы построения общения с детьми, но все их многообразие может быть сведено к трем основным направлениям, так называемым стилям общения: авторитетный, авторитарный и попустительский.

     Для чего необходимо знать о стиле общения? Потому что в зависимости от типа воспитания можно выделить различные типы детей.

Авторитетные родители – инициативные, добрые дети.

     Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, что плохо и почему, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, однако при этом не потакают детским капризам.

     Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче налаживать отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться их воде и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Если взрослый неправ, смотри выше! Жесткий контроль за поведением -  основа их воспитания, которое зачастую не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

  У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.
Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети.

     Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения, не требуют от них ответственности, самостоятельности.

    Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму поведения при столкновении с этим новым.

    Как складываются ваши отношения с детьми? Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос! Известный отечественный психолог Р. Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:

Фразы Баллы

1. Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста...

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

4. И в кого ты такой уродился?

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ты похож!

7. Я в твое время!..

8. Ты моя опора и помощник.

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок?

13. У всех дети, как дети, а ты?

14. Какой ты у меня сообразительный!

Теперь подсчитайте общее количество баллов.

7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Тест “Какой вы родитель?”

«Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?», «Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?»: на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

Да - 5 баллов

Нет - 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

Да - 5 баллов

Нет - 1.

3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?

Всегда - 5 баллов

Иногда - 3.

Никогда -1.

4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?

Да - 5 баллов

Иногда - 3.

Никогда - 1.

5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?

Да, часто - 1 баллов

Иногда - 3.

Принципиально нет - 5.

6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?

Да - 5 баллов

Иногда - 3.

Не хочу - 5.

7. Ваш ребенок послушен?

Всегда - 5 баллов

Иногда - 3.

Нет - 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?

Да, всегда - 5 баллов

Иногда - 3.

Нет - 1.

9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?

Всегда - 5 баллов

Иногда - 1.

Нет - 1.

10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?

Да - 5 баллов

Иногда - 3.

Нет - 1.

А теперь подсчитайте набранные баллы:

От 10 до 23 баллов: вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.

От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.

От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Дополнительное образование - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец.

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом

Чтобы не каяться потом.

Кодекс истинного родителя

    Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.

     Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

    Если родители требуют от ребёнка проявлений трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.

    Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего возраста к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители е могут обойтись без них.

     Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.

     Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме.

     Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Сценарий родительского собрания "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

Тема родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"Цель собрания - познакомить родителей с понятием «авторитет», рассмотреть виды авторитета родителей; раскрыть...