Использование «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича
в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ.
В связи с происходящей в стране модернизацией образования, внедрение ФГОС ДО обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации коррекционного процесса в образовательных учреждениях. Каждому педагогу приходится находить свои инновационные вспомогательные средства, которые способствуют облегчению и систематизации коррекционного процесса, т. е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик — современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
В настоящее время в коррекционной практике существует множество нетрадиционных развивающих технологий. Особое место среди них занимает методика В. В. Воскобовича. Использование данной игровой технологии, важны и интересны для детей с ОВЗ, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Эти игры включают манипуляции с игровым материалом, что так любят дети, это способствует удовлетворению детей в моторной активности, движении, помогает им в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролировать правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся эффективными. Учитывая особенности высшей психической деятельности детей с ОВЗ, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность перейти от привычных коррекционных занятий с детьми с ОВЗ к речевой игровой деятельности. Игра стимулирует проявление речевых способностей ребенка, создает условия для его личностного развития. Система таких игр позволяет решать множество коррекционно-развивающих задач. Освоение игр детьми с ОВЗ происходило в три этапа. На начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому, который знакомит дошкольников с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов ребенка. На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, которые требуют от ребенка интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания. На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дошкольники без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Технология работы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений коррекционно-развивающего процесса. В игровых ситуациях дошкольникам предоставляется возможность выполнять физические упражнения, представлять себя тем или иным персонажем и от его лица рассказывать , показывать, как он будет действовать, в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы. При проведении организованной образовательной деятельности в нашем детском саду применяются следующие игры: «Геоконт», «Чудо-крестики», «Нетающие льдинки», данные игры способствуют речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи: они придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения, сочиняют рассказы.
В коррекционной деятельность используем следующие игры: «Геоконт», на котором для обозначения точек используем буквы, это способствует непроизвольному запоминанию детьми
букв. При работе с «Геоконтом» дошкольники выкладывают контуры по названию координат, по схеме, по картинке, оречевляют свои действия , развивая мышление, восприятие, внимание , ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций . «Забавные буквы» данная игра представлена карточками, на которых изображены гласные буквы русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, второй шут извился буквой О и его имя — Орлекин и т. д. Пропевая имена шутов и играя с карточками дети знакомятся с буквами, упражняются в звуковом анализе слов; развивают память, мышление, внимание, воображение и речь . С целью обучения грамоте, в своей работе используем игрына буквенный анализ слов, такие как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Шнур-затейник», дети составляют буквы из частей по графическому образцу, придумывают и видоизменяют слова. Игра«Конструктор букв»представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы.
Конструктор помогает дошкольникам в изучении алфавита, с его помощью дети выкладывают графическое обозначение каждой буквы, переделывая потом ее в другую . Так же в работе с детьми с ОВЗ используем пособие коврограф «Ларчик», оно выглядит какигровое поле из ковролина, в наборе с наглядным материалом: «Забавные буквы», «Разноцветные круги», «Разноцветные веревочки», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д. Данное пособие решает следующие задачи речевого развития детей: установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры; активное использование слов, обозначающих действия с предметами; свойства и особенности предметов, составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Игровая методика «Сказки Фиолетового Леса» реализуется в игровой форме с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича и сюжета сказок Фиолетового леса.
Таким образом, герои сказок помогают детям усвоить азы чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети не утомляются в процессе образовательной деятельности, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.
Данная технология применяется нами во всех видах детской деятельности, используется как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Утро детей начинается со сказки, которая продолжается в течение всего дня в разных видах деятельности с использованием развивающих игр в соответствии с возрастом детей. Например, с помощью игры «Геоконт», используя цветные резиночки разной длины, собираем домик для сказки «Теремок». После прогулки дети продолжают сказку, конструируя из различных игр её героев (Зайку-побегайку с помощью игры «Чудо-цветик» и «Чудо-соты» и т. д.).
Вечером дети с увлечением продолжают самостоятельно играть в эти игры, самостоятельно конструируя предметы, располагая их в пространстве, придумывая и составляя своих персонажей сказок. Таким образом, образовательное содержание с применением развивающих игр В. В. Воскобовича строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет применять их с целью коррекции и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Учитель-дефектолог:Н.А.Наумова.