Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ
презентация к уроку
Презентация для выступления с докладом на заседании методического объединения по теме "Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ". Материал подходит для работы педагогов уровна НОО и ООО, а так же для педагогов - логопедов, - деффектологов, - психологов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_konsultirovaniya.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Периоды, связанные со стрессом в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии (по Торнбалл ) Рождение ребенка 1 2 3 4 5 Школьный возраст Подростковый возраст Период «выпуска» Постродительский период Получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи Выбор формы обучения, устройство, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности Проблемы с сексуальностью, переживание изоляции от сверстников, планирование будущей занятости Привыкание к семейной ответственности, выбор проживания, переживание дефицита возможностей его социализации Перестройка взаимоотношений в семье, взаимодействие со специалистами по месту пребывания ребенка
Абилитационно-реабилитационная – восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей; Корригирующая – исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ Компенсирующая – замещение, перестройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности
Основные черты консультирования консультирование является одним из видов социальной помощи родителям детей с ОВЗ данная помощь носит практический процессуальный характер консультирование оказывается специалистами, имеющими соответствующую квалификацию Родители должны иметь желание (мотивацию) решить имеющуюся проблему – психологического, педагогического характера, поскольку, при оказании психологической помощи, консультант делает акцент на имеющиеся у родителей ресурсы. Консультирование должно помочь родителям решать их проблемы и задачи в той мере, в какой они к этому способны. Нужно помогать родителям ясно увидеть проблему и принять необходимые реалистичные решения. Для этого они нуждаются в информации о состоянии и возможном будущем ребенка, а также в поддержке, помогающей пережить разочарования. Нужно, чтобы они осознали собственные чувства и научились с пониманием воспринимать часто неприязненное отношение других людей.
Современные принципы и модели консультирования в контексте работы с родителями детей с ОВЗ 1 2 3 4 5 Доброжелательное и безоценочное отношение к Ориентация на нормы и ценности родителей Запрет давать советы (уважение права на самостоятельное принятие решения) Разграничение личных и профессиональных отношений Включенность родителя в процесс консультирования
От чего зависит эффективность консультирования Профессионализм консультанта Личные и индивидуальные особенности консультируемых Структура межличностных отношений в семье, включая половые; Предубеждения и ожидания к самому консультированию; Эмоциональное состояние родителей на тот момент
Задача консультанта Правильно оценить состояние родителей к моменту консультации Внести необходимые коррективы в режим консультаций
Односторонняя модель консультирования Такая модель консультирования лучше всего подходит для консультаций юристов либо медиков и соответствует распространенному образу односторонне направленного консультационного процесса, который характеризуется авторитетом специалиста, с одной стороны, и зависимостью от авторитета — с другой.
Двухсторонняя модель консультирования Успех консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Решающим при этом оказывается не то, что говорит консультант, а то, что воспринимает другой, и какие изменения происходят в его структуре. Подобную модель консультирования можно назвать моделью наблюдателя, или двухсторонней моделью
Трехсторонняя модель консультирования Каждый из наблюдателей, консультационного процесса, видит одну и ту же действительность иначе, по-своему. Однако, здесь возникает вопрос: как видит эту действительность ребенок? Ребенок воспринимает действительность семьи, сада и школы по-своему, т.е. не так, как воспринимают эту действительность родители, воспитатели и учителя. Такая модель консультирования, центрированная на ребенке, является наиболее адекватной, и в этом случае родители, обратившиеся за помощью к психологу, могут получить наиболее эффективную помощь. Эта модель консультирования родителей ребенка с ОВЗ, ориентированная непосредственно на ребенка, должна исходить из жизненного мира ребенка.
Специфические особенности родительского поведения Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике). Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими. 4
Семья с «особым» ребенком ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ НЕ ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ НЕ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ НЕ ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ИЩЕТ ПОМОЩЬ ЗАКРЫТАЯ СЕМЬЯ ИНТУИТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ МУЛЬТИСЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
Цель: создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Задачи Работать в тесном контакте с семьями воспитанников Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей В ооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком Сформировать адекватную самооценку
Взаимопознание и взаимоинформирование в ходе бесед (индивидуальных и групповых) консультаций (индивидуальных и групповых) на родительских собраниях в нетрадиционной форме (круглый стол, тренинг) конференциях при получении информации из различных источников : стендов психологических газет журналов (рукописных, электронных) разнообразных буклетов интернет-сайтов (школы, органов управления образованием) переписки (в том числе электронной). непосредственное общение опосредованное общение
Непрерывное образование воспитывающих взрослых
Модель формирования позиции родителей «особого» ребенка Insert the title of your subtitle Here ПЕРВЫЙ ЭТАП Направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет) ВТОРОЙ ЭТАП Направлен на формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов) ТРЕТИЙ ЭТАП Направлен на развитие творческих подходов родителей к обучению и развитию. (важно показать возможность родительских исследований)
В основу совместной деятельности семьи и педагогов заложены следующие принципы: Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии. Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы , его промежуточных и конечных результатов.
Схема консультирования 1. Анализ жалоб и внутрисемейных отношений Консультант помогает точнее сформулировать жалобу, соотносит с возрастом ребенка, положением в семье. Выясняет, кого ребенок слушается больше и почему; кто больше уделяет времени ребенку Выясняет, посещает ли ребенок детский сад, культурный и социальный уровень семьи, наличие дополнительных заданий и т.д.
Схема консультирования 2. Комплексное психолого-медико-педагогическое исследование ребенка: для уточнения диагноза установления социально-психологической структуры дефекта После этого возможно дать рекомендации по выбору траектории, методов обучения и воспитания 3. Психолого-педагогическое консультирование всех членов семьи Формы: Индивидуальные Совместные
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Заключение договора на медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи на протяжении школьного периода. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй. Далее члены ПМПк школы на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка. Составление плана работы специалистов школы с родителями детей с ОВЗ. Непосредственная работа с родителями.
Результаты успешной работы РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Нормализация эмоционального состояния ребенка Устойчивость психо - эмоционального Состояния родителей Создание в семье коррекционно- развивающей среды
Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и уметь принимать своего ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов
Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей - инвалидов...
Психологическое консультирование "Беспорядок в комнате подростка- бороться или смириться?"
Цикл консультаций для родителей по вопросам взаимодействия с подростками....
Методы и технологии социально-психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ, обучающихся в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".
Давно общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качественного и многостороннего взаимодействия семьи и школы. Тем более, такая зависимость очень вел...
Психологическое консультирование родителей "Конфликты между родителями и подростком"
Консультация для родителей....
План психолого – педагогического консультирования родителей детей
План психолого – педагогического консультирования родителей детей с задержкой психического здоровья, обучающихся 1 класса МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» на 2022-2023 учебный год...