Взаимодействие школы с семьей
статья (9 класс)
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Выделяются следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:
• помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
• коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
• связь с административными и правоохранительными органами;
• участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей)
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
- организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
- организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
- использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
- разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- создание родительского клубы или центра в школе;
- проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
- уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Формы работы с родителями:
Индивидуальные | Групповые | Коллективные |
посещение на дому; приглашение в школу; индивидуальные консультации педагога; переписка; |
родительский лекторий; тематические консультации; классные детские мероприятия; родительские вечера. |
классные родительские собрания; общешкольные родительские собрания; дни открытых дверей; концерты; выставки учебных работ; творческие отчеты. |
3.1.Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
- проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
- исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
- беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
- не предъявлять претензий к родителям;
- всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
- советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
- договариваться о конкретных совместных делах;
- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
3.2.Групповые формы.
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Такая планомерная и целенаправленная дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
3. Родительские вечера.
Родительский вечер – это праздник общения родителей.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.
4. Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
5. Коллективные формы.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
- Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
- Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
- Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
- Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Эти предложения могут быть такими:
- поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
- поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
- поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов-предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Важно! - Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности.
Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Заключение
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Список литературы.
- Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
- Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
- Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.
Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....
Родительское собрание: «Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка».
Права и обязанности родителей и детей....
Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"
Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...
Взаимодействие школы и семьи - условие успешности ребенка.
«Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский.Таким образом, необходимость и важн...
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка
Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...
Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся
Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами вычленены содержательный аспект,...
Взаимодействие школы и семьи по укреплению здоровья детей
Доклад на педсовете, март 2013г....