Рекомендации для педагогов дополнительного образования по сотрудничеству с различными категориями родителей.
консультация

Белкина  Оксана Александровна

Социальное партнерство как один из наиболее эффективных видов взаимодействия педагога с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ   В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Сегодня активно продвигается и обсуждается мысль о вовлечении семьи в образовательный процесс. Социальное партнерство - наиболее эффективный вид взаимодействия педагога и родителей.

 Семья –  инвестор времени, силы, связей, финансов в дополнительное образование ребенка. Инвестировать можно в учреждение, в конкретную программу и т.д. 

Принципы  социального партнерства:  

- принцип взаимной заинтересованности

- принцип обоюдной ответственности

- принцип открытости

- принцип нормативного закрепления отношений

Сталкиваемся в реальной жизни:

  • неготовность родителей
  • неготовность педагогов

Согласитесь, что это взаимосвязанные позиции. Большая степень ответственности в условиях образовательного учреждения ложится на педагога.

Педагогу необходимо многое знать, уметь, планировать и делать для выстраивания отношений с родителями.

 

Девиз взаимодействия педагога с родителями: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

 Советы для успешной  работы с родителями:

  1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
  2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
  3. Улыбайтесь.
  4. Называйте родителей по имени и отчеству.
  5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любого общения).
  6. Держите паузу.
  7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
  8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
  9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
  10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
  11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
  12. Учитывайте личные интересы родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ

Типы родитель-ской позиции

Характерные их признаки, особенности

Виды сотрудничества

«Сотрудничающие»

Родители, которые берут на себя ответственность за ребенка, но допускают участие педагога, позитивно реагируют на способы работы педагога, отличные от их собственных действий. Доверяющие вместе с этим природе ребенка, оптимистичные в отношении прогнозов его развития,  радующиеся его успехам и эмоционально поддерживающие его в ситуациях неудачи, способные обсуждать с педагогом возникающие проблемы. Помогают педагогу по мере сил, участвуют в предлагаемых Домом творчества совместных мероприятиях.

Это актив педагога. Привлекать для проведения мероприятий – клубных заседаний, дней рождения, чаепитий. Использовать в выездных мероприятиях – помогать детям переодеваться в костюмы, оформлять выставки и т.д. Они – костяк родительского клуба, задел в обсуждении семейных воспитательных проблем. С помощью их доводить информацию и идеи до остальных родителей. Активно участвуют в семейных конкурсах, соревнованиях, посиделках. Доводить до их сведения можно любую информацию о ребенке, вместе вырабатывать программу помощи ребенку. Такие родители – зона социализации для других типов родителей, образцы, они оказывают на других позитивное влияние.

«Неуверенные»

Родители, которые чувствуют свою ответственность, но больше доверяют педагогу, чем себе. Фиксируют в природе ребенка прежде всего слабые место, переживают вместе с ребенком его неудачи, утешают его, но не заражают оптимизмом. В случаях проблемного поведения ребенка теряются, надеются, что педагог справится лучше, свои воздействия сводят к увещеваниям и уговорам. Советуются с педагогом, вовремя и тщательно выполняют поручения, участвуют в мероприятиях Дома творчества.

Ждут от педагогов поддержки и помощи. Давать о ребенке преимущественно позитивную информацию, чаще подчеркивать роль родителя в его достижениях. Включать родителей в совместную деятельность. Привлекать в родительские клубы, лектории, сами родители нуждаются в психологической поддержке. Избегать обсуждения проблем, не жаловаться на ребенка, надеяться на собственные педагогические силы. Приглашать на выездные мероприятия, чаще обращаться за помощью и непременно благодарить и хвалить за сделанное.

«Агрессивные»

Родители, которые интересуются занятиями своего ребенка в Доме творчества, тщательно следят за режимом, содержанием занятий, особо внимательные к тому, сколько внимания уделено их ребенку, болезненно реагируют на случат, когда его не достаточно. В случаях нарушения дисциплины, посещения ребенком занятий всегда имеют оправдание, также всегда оправдывают невыполнение своих функций. В проблемных ситуациях снимают с себя ответственность, виноватым является либо сам ребенок, за что его принародно отчитывают, либо педагог. К ребенку относятся либо слишком требовательно, либо непоследовательно. В случае, когда ребенок не получает первых мест или ведущих ролей, обижаются, ищут виноватого, срываются на ребенке.

Предупреждать конфликтные ситуации. Строить исключительно формальные отношения, причем четко регламентированные. Избегать длительных индивидуальных бесед, особенно если родитель назойливо стремится обсудить проблему индивидуального подхода к его ребенку. Не жаловаться на ребенка. Показывать его успехи, достижения, подчеркивая при этом именно его собственные достижения. Претензии предъявлять только по поводу выполнения родительских обязанностей (нет нужной одежды,  необходимых  для занятия вещей т.п.) не давать ответственных поручений (организатор чаепития), вообще по мере сил ограничивать эмоциональное влияние  на коллектив детей и родителей. Психологическую информацию лучше давать индивидуально (не на занятиях клуба, а в виде печатной продукции). С ними допустим «научный язык», демонстрация своей педагогической компетентности.

«Невключенные»

Родители, которые свою функцию сотрудничества видят только в том, чтобы привести ребенка в Дом творчества. Редко выходят на непосредственный контакт с педагогом.  Свои формальные функции выполняют по минимуму. Не интересуются тем, что ребенок делает в Доме творчества, используют эти занятия  как поощрение за другие дела (например, могут запретить посещать занятия если снижается успеваемость в школе). В мероприятиях участия не принимают, на просьбы педагога о помощи отзываются неохотно.

Родители, на которых лучше не надеяться. Найти формы заочного контакта (через кого-то, через письма и записки). Именно таким родителям посылать непременно письменные приглашения на все открытые мероприятия (концерты, выставки  и т.д.). Доводить до них информацию о достижениях ребенка (благодарственные письма).

 Использованы материалы Т.Г.Малюшиной; И.В. Хромовой (Новосибирск)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования "Основные формы работы с родителями"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, в частности молодых специалистов, об основных формах работы с родителями....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...