мастер-класс "Артикуляционная гимнастика как основа формирования речевых звуков"
материал
Цель мастер–класса: повышение компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования артикуляционной гимнастики.
2. Повысить мотивацию родителей к овладению нетрадиционными техниками и их применению в совместной деятельности с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravl._master-klass_valitova.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»
Отдел «Декоративно-прикладного творчества»
Мастер – класс
на тему:
«Артикуляционная гимнастика,
как основа формирования речевых звуков»
Выполнила:
п.д.о. Валитова Р.И.
г. Оренбург
2021г
Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования речевых звуков»
Педагог-логопед: Валитова Р.И.
Дата проведения: 6.12.2021 г.
Время проведения: 18:30
Место проведения: МАУДО «МЦДОД»
Продолжительность мастер–класса:30мин
Цель мастер–класса: повышение компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования артикуляционной гимнастики.
2. Повысить мотивацию родителей к овладению нетрадиционными техниками и их применению в совместной деятельности с ребенком.
Ожидаемый результат:
- Четкое представление об органах речи: строение, назначение.
- Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
- Умение выполнять основные артикуляционные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- Привлечение родителей к сотрудничеству; повышение интереса к проблеме развития речи своих детей.
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, ноутбук, проектор.
Демонстрационный материал: картинки с артикуляционной гимнастикой, артикуляционные кубы, игра «Фокус, артикуляционное дерево, игрушка Лягушка.
Раздаточный материал: буклеты с «Вкусной артикуляционной гимнастикой», памятка «Артикуляционная гимнастика»
План проведения мастер-класса:
- вводная часть (1 мин.);
- основная часть (25 мин.);
- заключительная часть (2мин)
- рефлексия(2мин)
Ход мастер–класса:
I. Вводная часть:
1.Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования речевых звуков»
2.Вхождение в тему.
В работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата и помогает нам в этом - артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
При проведении артикуляционной гимнастики
необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
- Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, сказки, игры.
- После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
- Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
- Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
II.Основная часть:
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь. Я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети (упражнения транслируются на экране, основная задача - следить за правильностью выполнения упражнений)
В своей работе я использую различные пособия.
- «Фокус» - игра состоит из игрового поля и иллюстраций артикуляционной гимнастики. Ребенок вынимает из шляпы ушки и выполняет артикуляционное упражнение. Сюрпризный момент делает ее незабываемой для детей.
- Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Куб изготавливается из картона или берется готовый пластмассовый или деревянный кубик. На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений. Широко применяются картинки – символы: Лошадка, чашечка, часики и др. Для каждого звука - отдельный кубик. Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".
- «Артикуляционное дерево». У нас не обычное дерево, а артикуляционное. Осенью листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают (на каждом листочке – картинка с упражнением для язычка). Возьмите себе каждый по листочку с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать (родители берут себе по листочку с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение.)
- Игрушка Лягушка. Предлагаю Вам поиграть:
Сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Язычок лягушки одевается на руку взрослого или ребенка. Играя с язычком и знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок. Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает, вытягивает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке лягушки.
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Вкусные артикуляционные упражнения дети будут выполнять с большим удовольствием и интересом, потому что все упражнения делаются со сладостями.
Упражнения с соломкой и сушками.
Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:
- “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
- “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
- “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
- “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
- делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
- “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее
III.Заключительная часть:
Таким образом, использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться. Надеюсь, эти упражнения понравятся детям, и они с удовольствием будут заниматься артикуляционной гимнастикой!
IV. Рефлексия:
«Светофор»
На доске изображение светофора.
-Какое настроение у вас после мастер-класса? Прикрепите флажок на соответствующий цвет круга. Если мастер-класс был интересен, полезен и актуален–красный флажок, если ничего не понравилось и ничего не узнали-зеленый флажок.
Заключение:
Наш мастер-класс подошел к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками. Желаю вам понимания в вашем доме. Чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей, но и играть, немножко шалить с ними, вместе разбираться с правилами новой артикуляционной игры. На память о нашей встрече мы вручаем вам информационный буклет о «Вкусной артикуляционной гимнастике» и рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...
Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»
На сегодняшний день каждый второй ребенок имеет различные нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога, в соответствии с о...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...
Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи по теме: Дифференциация звуков С-Ш. Здоровье. Режим дня.
Цель урока: дифференциация звуков «Ш-С» изолированно, в слогах, словах, предложениях и развитие слухового восприятия учащегося в ходе работы по теме: «Здоровье. Режим дня»...
Дыхательная гимнастика для формирования речевого дыхания
Игровые упражнения....
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения
артикуляционная гимнастика с котиками...