Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»
консультация на тему
На сегодняшний день каждый второй ребенок имеет различные нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога, в соответствии с образовательной программой Вы должны проводить занятия, такие как «развитие речи», «обучение грамоте», а речевые игры в разных режимных моментах.
А как вы думаете, почему дети неправильно произносят звуки?
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_artikul_gimnastika.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 2 с. Стерлибашево муниципального района
Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Доклад на тему:
«Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Составила:
учитель – логопед
Ишмуратова Г.А.
Стерлибашево 2018 год
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной, и пальчиковой гимнастики.
Задачи:
1. Обучить воспитателей методам и приёмам работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.
2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей воспитанников.
3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.
Материалы и оборудования: Ноутбук, проектор, экран, индивидуальные зеркала, платочки, буклеты, демонстрационные карточки: «Артикуляционная гимнастика», игрушка Квака, крупа «гречневая», одноразовые тарелки.
Добрый день! Уважаемые коллеги!
Я продемонстрировала фрагмент логопедического занятия в которую, входит артикуляционная и пальчиковая гимнастика. На сегодняшний день каждый второй ребенок имеет различные нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога, в соответствии с образовательной программой Вы должны проводить занятия, такие как «развитие речи», «обучение грамоте», а речевые игры в разных режимных моментах.
А как вы думаете, почему дети неправильно произносят звуки?
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:
- Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… (мяу-мяу – кошка)
- Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым. (я вас призываю всегда говорить правильно и грамотно)
- Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).
- Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характера, связанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Здесь уже работают учителя-логопеды. Я Вам советую в детском саду проводить артикуляционную гимнастику, в ходе которой понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время выполнения гимнастики ребенок будет видеть себя в зеркале.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут в разных режимных моментах (утром во время беседы, на занятиях, на прогулке во время наблюдений или во время подвижной игры.). Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. (Показываю буклет). Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:
- точность движения, плавность,
- темп выполнения,
- устойчивость,
- переход от одного движения к другому.
- Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду. А логопед решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.
Пальчиковая гимнастика – это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью). Пальчиковые упражнения, развивают мелкую моторику, координацию движений кистей рук, а значит помогают развитию речи и мышления; развивают память, внимание, воображение, артистизм. Вызывает у ребенка эмоциональный отклик побуждает его озвучивать свои действия.
Пальчиковая гимнастика обязательно проводится ежедневно в разные режимные моменты, у каждого воспитателя должна быть картотека пальчиковой гимнастики. Уважаемые коллеги помните, Вы каждый день проводя гимнастику развиваете пальцы, развиваете речь.
В нашем детском саду в тесном контакте работают воспитатели и специалисты. И только проводя ежедневную совместную планомерную работу виден результат моей работы, работы воспитателя и заинтересованность родителя в развитии речи ребенка.
Успехов вам в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для исправления произношения звук Р
Пример артикуляционной гимнастики и рекомендации к ней для ,которые даются каждому ученику для выполнения гимнастики дома....
Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения!"
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
Статья на тему "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
В данном материале расказывается о значении артикуляционной гимнастики, о реализации принципов, применяемых при ее проведении Затрагнивается вопросЫ: о гигиенических требованиях к проведению упражнени...
Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хор...