Семинар - практикум «Регуляция эмоций при психологических нагрузках» (для родителей учащихся одиннадцатых классов)
консультация
Семинар - практикум
«Регуляция эмоций при психологических нагрузках»
(для родителей учащихся одиннадцатых классов)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов регуляции эмоций при психологических нагрузках.
Задачи:
- создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;
- обсудить с родителями влияние психологических нагрузок на ребёнка;
- способствовать формированию у родителей стремления помочь детям справиться с психологическими нагрузками;
- определить вместе с родителями способы регуляции эмоций при психологических нагрузках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Регуляция эмоций при психологических нагрузках»
(для родителей учащихся одиннадцатых классов)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов регуляции эмоций при психологических нагрузках.
Задачи:
- создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;
- обсудить с родителями влияние психологических нагрузок на ребёнка;
- способствовать формированию у родителей стремления помочь детям справиться с психологическими нагрузками;
- определить вместе с родителями способы регуляции эмоций при психологических нагрузках.
Подготовительная работа
Домашнее задание для родителей (Приложение 1).
Педагог раздаёт родителям материалы для самостоятельного изучения – в произвольно сформированные 4 подгруппы, по одной теме в каждую подгруппу.
Материалы и оборудование:
столы и стулья;
листы А4;
карандаши и краски, ручки.
Категория участников: классный руководитель, педагог – психолог, родители.
Этапы:
- Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.
- Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде игр, упражнений, беседы, дискуссии.
- Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Ход собрания
Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание будет проходить в нетрадиционной форме – в форме семинара - практикума. Для начала предлагаю поприветствовать друг друга с помощью игры.
Приветствие «Хочу поделиться» (создание доброжелательной атмосферы).
Участники сидят в круге. Каждый участник по очереди приветствует своего соседа, при этом продолжая фразу: «Я хотел бы с Вами поделиться …» (добротой, радостью, успехом, улыбкой и т.д.)
Упражнение «Ассоциации» (активизация мыслительной деятельности, оживление беседы)
Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите слово «Выпускник»? Необходимо, чтобы родители назвали как можно больше своих ассоциаций.
Дискуссия «Способы и приёмы преодоления негативных эмоций» (обмен информацией для повышения компетентности по данной теме).
Участники делятся на 4 подгруппы в соответствии с изученным материалом.
Каждая подгруппа заполняет таблицу:
Затем каждая подгруппа презентует свой метод. Участники из других подгрупп могут задавать вопросы и делиться собственным опытом.
Практическая часть (закрепление на практике способов и приёмов преодоления негативных эмоций).
Участники делятся на три подгруппы и применяют полученные знания на практике.
1 подгруппа: «Терапия изобразительным искусством».
2 подгруппа: «Техника «Я-сообщение» (выполняется в парах)
3 подгруппа: «Написание писем, стихов, рассказов»
Обсуждение практической части:
- Удалось ли применить на практике данный метод?
- Оказалось ли это эффективным?
- Будете ли применять какой-либо метод со своими детьми?
Завершение собрания, обратная связь.
Вопросы:
- какая информация была для Вас новой сегодня?
- что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании?
- была ли полученная информация полезной?
- как собираетесь использовать эту информацию?
Упражнение «Волшебные подарки» (окончание собрания в позитивном эмоциональном состоянии).
Участникам предлагается подарить друг другу воображаемые волшебные подарки, например, золотую рыбку, волшебную палочку, звезду с неба и т.д.
Приложение 1
Приёмы и способы преодоления негативных эмоций..
Арттерапия включает: музыкотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, терапию изобразительным искусством, кинотерапию, танцевальную терапию и др. Субъект отождествляет себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями или эмоциональными переживаниями автора, сопереживает им и тем самым достигает эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины и обнаружить конструктивные способы разрешения проблемы, породившей нежелательные чувства и эмоции. Арттерапия позволяет дать выход отрицательным эмоциям, выразить, объяснить и переработать подавленные переживания, говорить о своих чувствах с другими людьми. Поэтому художественное произведение, неважно, книга это, музыка или фильм, подбирается в соответствии с актуальным эмоциональным состоянием человека, прибегающего к помощи арттерапии.
Плач, в котором естественным образом выражается печаль и горе. Если человек хронически запрещает себе плач и рыдания, сдерживая их посредством произвольного сокращения диафрагмы, он не освобождается от своей печали, не может покончить с ней; он даже не может ясно вспомнить, какая потеря вызывает его печаль. 15 минут плача хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. При этом плач не должен быть чрезмерным, т.е. мешающим общению с окружающими. В последнем случае необходимо научиться контролировать себя, отвлекаться и, самое главное, структурировать плач, т.е. установить лимит времени для слез.
Осознание и переживание эмоций. Понимание своих чувств помогает человеку осознать свои потребности, решать свои проблемы и жить удовлетворенной жизнью. Чтобы избавиться от нежелательных чувств, нужно принять их, выразить и тем самым разрядить:
• Осознание телесных ощущений, поз, мышечных напряжений, выражения лица.
• Посещение художественной галереи с последовательным сосредоточением на каждой картине и вызываемой ею эмоции.
• Завершение неоконченных дел и осознание избегаемых эмоций, воспринимаемых как нежелательные. Необходимо завершить эти болезненные эпизоды, повторно переживая их в воображении, обнаруживая дополнительные детали и связанные с ними эмоции, вновь испытывая их, описывая происходящее в настоящем времени, произнося вслух и слушая всплывающие в фантазии слова, представляя разговор с теми, кто вызвал незавершенные чувства. Эту ситуацию следует воспроизвести несколько раз, пока старые чувства не будут изжиты.
• Использование скуки и грез для осознания своих вытесненных потребностей. Следует осознать скуку как результат утраты эмоции интереса к явлениям внешнего мира и запрещения эмоциональных переживаний и видов деятельности, считающихся нежелательными. Освобождение от скуки предполагает осуществление интересных дел. Подлинные интересы и вытесненные потребности можно обнаружить с помощью анализа грез и фантазий. Необходимо признать неинтересную, но обязательную для выполнения деятельность таковой, и найти в ней интересные моменты и дополнительные смыслы.
Вербализация эмоций. Проговаривание, описание вслух или письменно своих эмоциональных переживаний и вызвавших их причин в общении с другим человеком, группой людей или самим собой. Будучи выражены в слове и оказавшись объектом пристального наблюдения, негативные чувства имеют свойство ослабевать и исчезать. Проговаривание эмоций означает, что выражение чувств не указывает на факты, связанные с другим человеком и не обвиняет его, что вызывает протест у второй стороны, а констатирует факт наличия некого эмоционального состояния у субъекта, существующего само по себе, с которым невозможно поспорить. Выражение своих истинных чувств в ситуации, где они возникли, способствует исчезновению защитных реакций, пониманию и принятию чувств и мыслей других людей, принятию их автономности и уникальности. Проговаривание эмоций содействует ослаблению эмоциональной напряжённости
Возможны следующие приемы проговаривания эмоций:
• Последовательное воспроизведение стрессовой ситуации в воображении и проговаривание всех возникающих при этом мыслей вслух.
• Техника «Я-сообщение». Сообщение партнеру начинается с местоимений «Я», «Мне», «Меня», далее называются испытываемые эмоции, описывается поступок партнера, способствующий появлению названных эмоций, и, наконец, в позитивной форме (в форме утверждения, а не отрицания) перечисляются просьбы, пожелания или требования к партнеру. Если просьбы и требования не выполняются, назначаются и затем реализуются санкции, которые должны быть реалистичными и значимыми для партнера. Существуют следующие приемы описания своих эмоциональных переживаний: называние собственных чувств («Мне грустно»), употребление сравнений и метафор («Я чувствую себя как загнанная лошадь»), описание своего физического состояния, возникшего под влиянием эмоциональных переживаний («У меня сдавило горло и перехватило дыхание»), обозначение возможных действий, к которым побуждают переживаемые чувства («Мне хочется танцевать и кричать во весь голос») [18; 23; 27].
• Написание писем, стихов, рассказов. Частным случаем является предлагаемая Д. Греем техника «Письмо любви», предназначенная для конструктивного выражения и уменьшения интенсивности гнева, страха, печали и вины в супружеских отношениях и тем самым создания условий для переживания любви. В любовном послании, адресованном супругу, рекомендуется в нескольких предложениях (на каждую эмоцию) выразить в отдельности сначала гнев, потом грусть, затем страх и вину и, наконец, любовь. В постскриптуме сообщается о своих потребностях и ожидаемых действиях партнера. Затем нужно самому же ответить на свое письмо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для преподавателей: Способы психологической защиты
Основы психологической защиты...
Практикум "Практические и контрольные работы по химии" для учащихся 8 классов
Данное методическое пособие по химии «Практикум для 8 класса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана и разработан на основе обязате...
Методическая разработка семинара – практикума «Решение задач по теме «Первое начало термодинамики» в 10 классе
Семинар – это такая форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации, обеспечивающая активное участие всего класса в...
Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»
ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...
Практикум для групповой работы на уроках математики для учащихся 6 класса
Задания по отдельным темам для групповой работы на уроках математики...
Памятка для родителей. Советы родителям на каждый день. Рекомендации родителям учащихся начальных классов.
Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны как...