Практикум для групповой работы на уроках математики для учащихся 6 класса
учебно-методический материал по математике (6 класс)

Хашимова Лейсан Наилевна

Задания по отдельным темам для групповой работы на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_gruppovoy_raboty_na_urokah_matematiki.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для групповой работы на уроках математики

для учащихся 5 класса

Тема: Десятичные дроби

Группа  №1. Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по  лыжным гонкам.  Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Протокол соревнования

Фамилия Имя

1 круг

2 круг

3 круг

1

Миша Москвин

1,3мин

2,2 мин

2,52 мин

2

Коля Силкин

1,5 мин

2,23 мин

2,3 мин

3

Витя Шаврин

1,5 мин

2,1 мин

2,21 мин

4

Рома Дудин

1,2 мин

2,51 мин

2,7 мин

Общий протокол соревнования

Фамилия участника

Общий результат

Место

Москвин Миша

Силкин Коля

Шаврин Витя

Дудин Рома

Группа №2. Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по  лыжным гонкам.  Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Протокол соревнования

Фамилия Имя

1 круг

2 круг

3 круг

1

Максим Захаров

1,6мин

2,23мин

2,5 мин

2

Паша Петров

1,3 мин

2 мин

2,32 мин

3

Алексей Дмитриев

1,8 мин

2,25 мин

2,3 мин

4

Кирилл Катаев

1,4 мин

2,21 мин

2,1 мин

Общий протокол соревнования

Фамилия участника

Общий результат

Место

Максим Захаров

Паша Петров

Алексей Дмитриев

Кирилл Катаев

Группа №3. Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по  лыжным гонкам.  Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Протокол соревнования

Фамилия Имя

1 круг

2 круг

3 круг

1

Никита Архипов

1,53мин

2,1мин

2,5 мин

2

Игорь Ковалев

1,36 мин

2 мин

2,3 мин

3

Андрей Мальцев

1,6 мин

2,13 мин

2,2 мин

4

Рома Попов

1,6 мин

2,31 мин

2,1 мин

Общий протокол соревнования

Фамилия участника

Общий результат

Место

Никита Архипов

Игорь Ковалев

Андрей Мальцев

Рома Попов

Tема: Решение задач с помощью уравнений.

Группа №1. Текст задания.

В этом году в саду хороший урожай чёрной смородины. И на свой день рождения ты решил приготовить для друзей салат из чёрной смородины с грецкими орехами. Определи мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 600гсалата и заполни таблицу.

 

Масса

В частях

В г

Смородина

8

?

Орехи

1

?

Сметана

2

?

Сахар

1

?

Всего

?

600 г

Рецепт: Для приготовления салата из чёрной смородины с грецкими орехами  возьмите 8 частей смородины, 2 части сметаны, одну часть очищенных орехов и одну часть сахара. Смородину соединить с сахаром, перемешать. Залить сметаной  и посыпать орехами.

Группа №2. Текст задания.

Наступает Масленица, и вы решили сварить ленивые вареники с творогом. Определи мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста и заполни таблицу.

Масса

В частях

В г

Творог

16

?

Мука

2

?

Масло

1

?

Сметана

3

?

Сахар

3

?

Всего

?

1000 г

Рецепт: Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара

 Группа №3. Текст задания.

Марина с Олей взялись приготовить пирожное «Корзиночка». Помоги им в расчетах, если в рецепте пирожного написано, что нужно  взять 1 часть сахара, 1 часть маргарина, 2 части муки, 1 часть повидла. Сколько грамм потребуется в отдельности сахара, маргарина, муки, повидла на приготовление пирожного, чтобы при замесе теста должно получиться 1100 грамм.

Масса

В частях

В г

Повидло

1

?

Мука

2

?

Маргарин

1

?

Сахар

1

?

Всего

?

1100 г

Тема: Площадь прямоугольника

Группа №1. Текст задания:

Заканчивается ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить  полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника  со сторонами 5 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола, если 1 кг краски  расходуется на 5 квадратных метров?

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант.

Материалы

Количество

Цена

Магазин «Сатурн»

Магазин «Колорит»

Магазин «Мегастрой»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб

Группа №2. Текст задания:

Заканчивается ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить  полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника  со сторонами 3 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 7 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола, если 1 кг краски  расходуется на 5 квадратных метров ?

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант

Материалы

Количество

Цена

Магазин «Сатурн»

Магазин «Колорит»

Магазин «Мегастрой»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб

Группа №3. Текст задания:

Заканчивается ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить  полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника  со сторонами 2 метров на 4 метра, комната родителей- 3 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола, если 1 кг краски  расходуется на 5 квадратных метров.

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант

Материалы

Количество

Цена

Магазин «Сатурн»

Магазин «Колорит»

Магазин «Мегастрой»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб

Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями».

Все ученики делятся на 3 группы. В каждой группе один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.

Изучение нового материала проходит по группам с использованием опорного конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера.
Опорный конспект
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1 Как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?

Чтобы сравнить (сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:

  1. привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю;
  2. сравнить (сложить, вычесть) полученные дроби.

Примеры:
3/15 и 4/21
21/105 и 20/105
5/12 и 4/18
4/5 и 3/7

Перечень дробей можно продолжить, выбрав оптимальное количество для данного этапа урока.
1 группа «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями»
2 группа «Изучить правило вычитания дробей с разными знаменателями»
3 группа «Изучить правило сравнения дробей с разными знаменателями»
У каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают к практическому применению, разбирают решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаются к консультанту. Далее выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию.
Далее проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали.

Тема. «Меры длины».

Учащиеся читают фразеологизмы и объясняют, что они обозначают.

Учащиеся получают опорный конспект.

Опорный конспект

«Не отдать ни пяди земли» - отстоять всю землю и даже малую её часть

«Семи пядей во лбу» - очень умный человек

«Один как перст» - одинокий человек

«От горшка два вершка» - человек маленького роста

«Каждый купец на свой аршин меряет» - у каждого своя единица измерения

«Полено к полену – сажень» - вместе больше, сильнее

«Косая сажень в плечах» - большой человек

«От слова до дела целая верста» - между словом и делом большое расстояние

«Семимильные шаги» - огромные шаги

Практически все старинные меры длины связаны с частями тела человека. 1 Пядь равна расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев.

1 Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.

1 Аршин – расстояние от плечевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.

1 Фут – длина стопы

1 Шаг – расстояние между пятками или носками.

1 Маховая сажень – расстояние между вытянутыми средними пальцами разведенных в стороны рук.

1 Косая сажень – расстояние от среднего пальца вытянутой вверх руки до пальцев противоположной ноги

1 Перст – это ширина указательного пальца.

1 Верста - это 500 косых саженей.

1 Миля - это 7 верст.

Каждая группа получает задание: измерить длину предложенного предмета, например, атласной ленты, в старинных единицах измерений.

Заполнить таблицу.

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

Пядь

Локоть

Аршин

Фут

Ребята выполняют практическую работу по измерению ленты предложенными единицами измерения и получают различные значения в таблице.

Сравним полученные значения. Все они получились разные, так как исходная мера была различной. Какое же измерение считать правильным? Мы пришли к необходимости введения единой меры. Такой мерой в большинстве стран считается метр.

А теперь выполним ту же  работу, но одинаковыми линейками.

Заполним таблицу. Мы видим, что результаты одинаковые, значит, единая система длин обладает явными преимуществами и  более удобна в измерениях.

Тема. Сказочные задачи.

Задачи для девочек

1. Собралась Баба Яга в гости. Чем удивить подружек? Решила Баба Яга испечь громадный пирог с лягушками. Открыла кулинарную книгу и прочитала, что на приготовление маленького пирожка с лягушками (всего 1,5 кг) требуется 33 лягушки. Стала Баба Яга считать, сколько же лягушек заказать кикиморам, чтобы испечь громадный пирог весом 33 кг, да так до сих пор и считает. Помоги Бабе Яге: посчитай, сколько лягушек потребуется на такой пирог.

2. Не хотела Василиса Прекрасная выходить замуж и задала глупым своим женихам "неразрешимую" задачу: "15 раз по 15 синиц смогут очистить мой лес от гусениц за 15 лет. Сколько лет потребуется 3 раза по 3 синицам, чтобы проделать ту же работу?"

3. Расчесывает Василиса Прекрасная свои чудесные кудри и считает: "Живу я в этом новом замке уже 25 раз по 25 дней и успела обломать о свои кудри 44 гребня. Сколько же гребней мне заказывать золотому мастеру на следующие 5000 дней?"

Задачи для мальчиков

1. Имел Царь Василий Пупкин громадное царство, и было в нем 7 лесов и 7 морей. Полжизни воевал Василий, чтобы увеличить свои богатства, и удалось ему расширить свои владения: теперь у него уже 33 леса и 33 моря. Задумался царь, какую же стражу теперь ему требуется содержать, чтобы охранять все это и поддерживать порядок в царстве? Призвал своих мудрецов (а в их числе и вы) и велел посчитать количество стражи: если раньше ему хватало 119 тысяч стражников, то сколько требуется теперь?

2. Спорят Леший с Кикиморой: -Чьё болото? - и пришли за разрешением спора к Бабе Яге, а Баба Яга задала им задачу - кто правильно ответит, тот и владелец болота: "Ваше болото Водяной выпьет за 77 дней, а змей Горыныч имеет голов в 7 раз больше, чем Водяной, да каждая из них пьет в 33 раза медленней. Сколько дней Змею Горынычу пить ваше болото?" Что им отвечать?

3. Ужинали вместе Змей Горыныч и Кощей Бессмертный и решали давний спор: кому свататься к Бабе Яге? Спорили они спорили и решили, что свататься будет тот, кто умнее, и решит задачу другого. Решите эти задачи:

1). Змей Горыныч - Кощею Бессмертному: "Лететь мне от своего царства до Бабы Яги 3 дня и 3 ночи, а расстояние между нами 33 раза по 33 версты. Сколько же мне лететь от своего царства до тебя, если между нами все полные 3993 версты?"

2).Кощей Бессмертный - Змею Горынычу: "Богат я, Змей Горыныч, да нет у меня кареты, чтобы ехать свататься, а мастер просит за карету 144 золотых перстня по 144 унции каждый. Перстни у меня есть, да только мне проще отдать цепями. Сколько же мне нужно отдать цепей, если каждая весит 324 унции?"


Тема. Решение текстовых задач.

Собираемся в группы, распределяем роли

 1)    А   аналитик - задаёт вопросы по содержанию задачи

Ф.И…………………………………………………

 2)  Сх  схематист – отвечает за точность схемы

Ф.И. ………………………………………… ……

 3)   П  плановик – организует составление плана задачи

Ф.И. ………………………………………………..

 4)   О  оформитель – записывает решение задачи

Ф.И. ……………………………………………….

 5)    Д   докладчик – представляет результаты работы

Ф.И. ……………………………………………….

Работа над заданием:

1) Читаем задачу, подчёркиваем опорные слова

 А  спрашивает: - о чём говорится в задаче?

  - что известно?

  - что нужно найти?

  - всем понятен вопрос задачи?

2) составляем  краткую запись, схему, таблицу

Сх проговаривает группе, что обозначает схема, краткая запись: что известно, какой вопрос.

3) Составляем план решения задачи (в тетради)

 П  Спрашивает:  - что можно узнать сначала?

- каким действием?

- что можно узнать потом, если известно… и …?

- каким действием? и т.д.

4) Записываем решение задачи, ответ (в тетради)

 О  уточняет каждое действие, результаты вычисления, наименования, пояснения.

Фиксирует на общем листе.

5)  Д  проговаривает решение группе, затем классу

Оцениваю свою работу: 1 балл, 2 балла или 3 балла за

Выполнение своей роли в группе

Участие в общей работе

А

Сх

П

О

Д

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке математики

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях....

Групповая работа на уроках математики

Статья посвящена организации групповой работы на уроках математики для  5-7 классов....

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

Групповая работа на уроках математики

Доклад на заседании городского методического объединения с презентацией, в которой даны занимательные задания для работы в группах педагогам (разгадать ребусы)...

Групповая работа на уроках математики

Методический материал по применению групповой технологии на уроках математики....

Групповая работа на уроках математики(выступление на педсовете и РМО)

Материал включает в себя вопросы о разных видах групповых работ на уроках математики, исследование предпочтений учащихся различным видам работ на уроке, правильности самооценки и взаимооценки работы ....

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...