Практикум для групповой работы на уроках математики для учащихся 6 класса
учебно-методический материал по математике (6 класс)
Задания по отдельным темам для групповой работы на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_gruppovoy_raboty_na_urokah_matematiki.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для групповой работы на уроках математики
для учащихся 5 класса
Тема: Десятичные дроби
Группа №1. Текст задания:
Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.
Протокол соревнования
№ | Фамилия Имя | 1 круг | 2 круг | 3 круг |
1 | Миша Москвин | 1,3мин | 2,2 мин | 2,52 мин |
2 | Коля Силкин | 1,5 мин | 2,23 мин | 2,3 мин |
3 | Витя Шаврин | 1,5 мин | 2,1 мин | 2,21 мин |
4 | Рома Дудин | 1,2 мин | 2,51 мин | 2,7 мин |
Общий протокол соревнования
Фамилия участника | Общий результат | Место |
Москвин Миша | ||
Силкин Коля | ||
Шаврин Витя | ||
Дудин Рома |
Группа №2. Текст задания:
Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.
Протокол соревнования
№ | Фамилия Имя | 1 круг | 2 круг | 3 круг |
1 | Максим Захаров | 1,6мин | 2,23мин | 2,5 мин |
2 | Паша Петров | 1,3 мин | 2 мин | 2,32 мин |
3 | Алексей Дмитриев | 1,8 мин | 2,25 мин | 2,3 мин |
4 | Кирилл Катаев | 1,4 мин | 2,21 мин | 2,1 мин |
Общий протокол соревнования
Фамилия участника | Общий результат | Место |
Максим Захаров | ||
Паша Петров | ||
Алексей Дмитриев | ||
Кирилл Катаев |
Группа №3. Текст задания:
Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.
Протокол соревнования
№ | Фамилия Имя | 1 круг | 2 круг | 3 круг |
1 | Никита Архипов | 1,53мин | 2,1мин | 2,5 мин |
2 | Игорь Ковалев | 1,36 мин | 2 мин | 2,3 мин |
3 | Андрей Мальцев | 1,6 мин | 2,13 мин | 2,2 мин |
4 | Рома Попов | 1,6 мин | 2,31 мин | 2,1 мин |
Общий протокол соревнования
Фамилия участника | Общий результат | Место |
Никита Архипов | ||
Игорь Ковалев | ||
Андрей Мальцев | ||
Рома Попов |
Tема: Решение задач с помощью уравнений.
Группа №1. Текст задания.
В этом году в саду хороший урожай чёрной смородины. И на свой день рождения ты решил приготовить для друзей салат из чёрной смородины с грецкими орехами. Определи мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 600гсалата и заполни таблицу.
Масса | ||
В частях | В г | |
Смородина | 8 | ? |
Орехи | 1 | ? |
Сметана | 2 | ? |
Сахар | 1 | ? |
Всего | ? | 600 г |
Рецепт: Для приготовления салата из чёрной смородины с грецкими орехами возьмите 8 частей смородины, 2 части сметаны, одну часть очищенных орехов и одну часть сахара. Смородину соединить с сахаром, перемешать. Залить сметаной и посыпать орехами.
Группа №2. Текст задания.
Наступает Масленица, и вы решили сварить ленивые вареники с творогом. Определи мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста и заполни таблицу.
Масса | ||
В частях | В г | |
Творог | 16 | ? |
Мука | 2 | ? |
Масло | 1 | ? |
Сметана | 3 | ? |
Сахар | 3 | ? |
Всего | ? | 1000 г |
Рецепт: Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара
Группа №3. Текст задания.
Марина с Олей взялись приготовить пирожное «Корзиночка». Помоги им в расчетах, если в рецепте пирожного написано, что нужно взять 1 часть сахара, 1 часть маргарина, 2 части муки, 1 часть повидла. Сколько грамм потребуется в отдельности сахара, маргарина, муки, повидла на приготовление пирожного, чтобы при замесе теста должно получиться 1100 грамм.
Масса | ||
В частях | В г | |
Повидло | 1 | ? |
Мука | 2 | ? |
Маргарин | 1 | ? |
Сахар | 1 | ? |
Всего | ? | 1100 г |
Тема: Площадь прямоугольника
Группа №1. Текст задания:
Заканчивается ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 5 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола, если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров?
Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант.
Материалы | Количество | Цена | ||
Магазин «Сатурн» | Магазин «Колорит» | Магазин «Мегастрой» | ||
Краска половая | 3кг | 256руб | 278руб | 292руб |
Краска половая | 2кг | 178руб | 186руб | 192руб |
Краска половая | 1кг | 92руб | 96руб | 101 руб |
Группа №2. Текст задания:
Заканчивается ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 3 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 7 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола, если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров ?
Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант
Материалы | Количество | Цена | ||
Магазин «Сатурн» | Магазин «Колорит» | Магазин «Мегастрой» | ||
Краска половая | 3кг | 256руб | 278руб | 292руб |
Краска половая | 2кг | 178руб | 186руб | 192руб |
Краска половая | 1кг | 92руб | 96руб | 101 руб |
Группа №3. Текст задания:
Заканчивается ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 2 метров на 4 метра, комната родителей- 3 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола, если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров.
Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант
Материалы | Количество | Цена | ||
Магазин «Сатурн» | Магазин «Колорит» | Магазин «Мегастрой» | ||
Краска половая | 3кг | 256руб | 278руб | 292руб |
Краска половая | 2кг | 178руб | 186руб | 192руб |
Краска половая | 1кг | 92руб | 96руб | 101 руб |
Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями».
Все ученики делятся на 3 группы. В каждой группе один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.
Изучение нового материала проходит по группам с использованием опорного конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера.
Опорный конспект
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1 Как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?
Чтобы сравнить (сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:
- привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю;
- сравнить (сложить, вычесть) полученные дроби.
Примеры:
3/15 и 4/21
21/105 и 20/105
5/12 и 4/18
4/5 и 3/7
Перечень дробей можно продолжить, выбрав оптимальное количество для данного этапа урока.
1 группа «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями»
2 группа «Изучить правило вычитания дробей с разными знаменателями»
3 группа «Изучить правило сравнения дробей с разными знаменателями»
У каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают к практическому применению, разбирают решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаются к консультанту. Далее выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию.
Далее проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали.
Тема. «Меры длины».
Учащиеся читают фразеологизмы и объясняют, что они обозначают.
Учащиеся получают опорный конспект.
Опорный конспект
«Не отдать ни пяди земли» - отстоять всю землю и даже малую её часть
«Семи пядей во лбу» - очень умный человек
«Один как перст» - одинокий человек
«От горшка два вершка» - человек маленького роста
«Каждый купец на свой аршин меряет» - у каждого своя единица измерения
«Полено к полену – сажень» - вместе больше, сильнее
«Косая сажень в плечах» - большой человек
«От слова до дела целая верста» - между словом и делом большое расстояние
«Семимильные шаги» - огромные шаги
Практически все старинные меры длины связаны с частями тела человека. 1 Пядь равна расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев.
1 Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.
1 Аршин – расстояние от плечевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.
1 Фут – длина стопы
1 Шаг – расстояние между пятками или носками.
1 Маховая сажень – расстояние между вытянутыми средними пальцами разведенных в стороны рук.
1 Косая сажень – расстояние от среднего пальца вытянутой вверх руки до пальцев противоположной ноги
1 Перст – это ширина указательного пальца.
1 Верста - это 500 косых саженей.
1 Миля - это 7 верст.
Каждая группа получает задание: измерить длину предложенного предмета, например, атласной ленты, в старинных единицах измерений.
Заполнить таблицу.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | |
Пядь | ||||
Локоть | ||||
Аршин | ||||
Фут |
Ребята выполняют практическую работу по измерению ленты предложенными единицами измерения и получают различные значения в таблице.
Сравним полученные значения. Все они получились разные, так как исходная мера была различной. Какое же измерение считать правильным? Мы пришли к необходимости введения единой меры. Такой мерой в большинстве стран считается метр.
А теперь выполним ту же работу, но одинаковыми линейками.
Заполним таблицу. Мы видим, что результаты одинаковые, значит, единая система длин обладает явными преимуществами и более удобна в измерениях.
Тема. Сказочные задачи.
Задачи для девочек
1. Собралась Баба Яга в гости. Чем удивить подружек? Решила Баба Яга испечь громадный пирог с лягушками. Открыла кулинарную книгу и прочитала, что на приготовление маленького пирожка с лягушками (всего 1,5 кг) требуется 33 лягушки. Стала Баба Яга считать, сколько же лягушек заказать кикиморам, чтобы испечь громадный пирог весом 33 кг, да так до сих пор и считает. Помоги Бабе Яге: посчитай, сколько лягушек потребуется на такой пирог.
2. Не хотела Василиса Прекрасная выходить замуж и задала глупым своим женихам "неразрешимую" задачу: "15 раз по 15 синиц смогут очистить мой лес от гусениц за 15 лет. Сколько лет потребуется 3 раза по 3 синицам, чтобы проделать ту же работу?"
3. Расчесывает Василиса Прекрасная свои чудесные кудри и считает: "Живу я в этом новом замке уже 25 раз по 25 дней и успела обломать о свои кудри 44 гребня. Сколько же гребней мне заказывать золотому мастеру на следующие 5000 дней?"
Задачи для мальчиков
1. Имел Царь Василий Пупкин громадное царство, и было в нем 7 лесов и 7 морей. Полжизни воевал Василий, чтобы увеличить свои богатства, и удалось ему расширить свои владения: теперь у него уже 33 леса и 33 моря. Задумался царь, какую же стражу теперь ему требуется содержать, чтобы охранять все это и поддерживать порядок в царстве? Призвал своих мудрецов (а в их числе и вы) и велел посчитать количество стражи: если раньше ему хватало 119 тысяч стражников, то сколько требуется теперь?
2. Спорят Леший с Кикиморой: -Чьё болото? - и пришли за разрешением спора к Бабе Яге, а Баба Яга задала им задачу - кто правильно ответит, тот и владелец болота: "Ваше болото Водяной выпьет за 77 дней, а змей Горыныч имеет голов в 7 раз больше, чем Водяной, да каждая из них пьет в 33 раза медленней. Сколько дней Змею Горынычу пить ваше болото?" Что им отвечать?
3. Ужинали вместе Змей Горыныч и Кощей Бессмертный и решали давний спор: кому свататься к Бабе Яге? Спорили они спорили и решили, что свататься будет тот, кто умнее, и решит задачу другого. Решите эти задачи:
1). Змей Горыныч - Кощею Бессмертному: "Лететь мне от своего царства до Бабы Яги 3 дня и 3 ночи, а расстояние между нами 33 раза по 33 версты. Сколько же мне лететь от своего царства до тебя, если между нами все полные 3993 версты?"
2).Кощей Бессмертный - Змею Горынычу: "Богат я, Змей Горыныч, да нет у меня кареты, чтобы ехать свататься, а мастер просит за карету 144 золотых перстня по 144 унции каждый. Перстни у меня есть, да только мне проще отдать цепями. Сколько же мне нужно отдать цепей, если каждая весит 324 унции?"
Тема. Решение текстовых задач.
Собираемся в группы, распределяем роли
1) А аналитик - задаёт вопросы по содержанию задачи
Ф.И…………………………………………………
2) Сх схематист – отвечает за точность схемы
Ф.И. ………………………………………… ……
3) П плановик – организует составление плана задачи
Ф.И. ………………………………………………..
4) О оформитель – записывает решение задачи
Ф.И. ……………………………………………….
5) Д докладчик – представляет результаты работы
Ф.И. ……………………………………………….
Работа над заданием:
1) Читаем задачу, подчёркиваем опорные слова
А спрашивает: - о чём говорится в задаче?
- что известно?
- что нужно найти?
- всем понятен вопрос задачи?
2) составляем краткую запись, схему, таблицу
Сх проговаривает группе, что обозначает схема, краткая запись: что известно, какой вопрос.
3) Составляем план решения задачи (в тетради)
П Спрашивает: - что можно узнать сначала?
- каким действием?
- что можно узнать потом, если известно… и …?
- каким действием? и т.д.
4) Записываем решение задачи, ответ (в тетради)
О уточняет каждое действие, результаты вычисления, наименования, пояснения.
Фиксирует на общем листе.
5) Д проговаривает решение группе, затем классу
Оцениваю свою работу: 1 балл, 2 балла или 3 балла за
Выполнение своей роли в группе | Участие в общей работе | |
А | ||
Сх | ||
П | ||
О | ||
Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа на уроке математики
Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях....
Групповая работа на уроках математики
Статья посвящена организации групповой работы на уроках математики для 5-7 классов....
Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.
Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме "Квадратные уравнения"....
Групповая работа на уроках математики
Доклад на заседании городского методического объединения с презентацией, в которой даны занимательные задания для работы в группах педагогам (разгадать ребусы)...
Групповая работа на уроках математики
Методический материал по применению групповой технологии на уроках математики....
Групповая работа на уроках математики(выступление на педсовете и РМО)
Материал включает в себя вопросы о разных видах групповых работ на уроках математики, исследование предпочтений учащихся различным видам работ на уроке, правильности самооценки и взаимооценки работы ....
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...