Методическая разработка семинара – практикума «Решение задач по теме «Первое начало термодинамики» в 10 классе
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Семинар – это такая форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации, обеспечивающая активное участие всего класса в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon merged_pdf.io_.pdf819.95 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_seminara.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара – практикума

«Решение задач по теме «Первое начало термодинамики» в 10 классе

учитель физики: Семьянова Татьяна Ивановна, ГБОУ школа №630

Обоснование

Семинар – это такая форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации, обеспечивающая активное участие всего класса в обсуждении вынесенных на семинар вопросов. Уже в 1957 году В.В. Завьялов в пособии для учителей «Учебные конференции и семинары по физике в средней школе», размышляя над педагогической целесообразностью проведения семинарских занятий по физике в старших классах, делает вывод, что эта форма работы оправдана стремлением старшеклассников к самостоятельности в суждениях, творчеству и самоутверждению. Уровень развития познавательных процессов старшеклассников уже должен соответствовать данной форме работы: более развито абстрактное мышление, единство мыслительных операций, необходимый уровень творческого научного воображения, логической памяти, речи. Семинар позволяет привлекать к работе весь класс без исключения, учитывая при распределении задач особенности восприятия, интеллектуальный потенциал и мыслительные способности каждого ребенка, расширить и усовершенствовать его знания, умения и навыки. Семинарские занятия содействуют развитию мышления, так как активизируют мыслительные процессы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, сравнение; решаются мыслительные задачи с предварительным выдвижением гипотез, углубляются и расширяются понятия. Семинар заставляет принять участие в поиске, анализе, систематизации материала, требует не только самостоятельно разобраться в предложенном вопросе, но и поделиться информацией, научить других, что, безусловно, ведет к более глубокому и прочному усвоению материала. Именно об этом говорит профессор Принстонского университета Глассер: «Мы усваиваем 10% от прочитанного, 20% от услышанного, 30% от увиденного, 50% от увиденного и услышанного вместе, 70% от обсужденного, 80% от пережитого и 95% от того, чему научили другого». Но научить другого не так - то просто. На этом этапе особенно необходима помощь учителя. А по наблюдению А.С. Выгодского: «Поступательное развитие ученика происходит в соучастии его деятельности с деятельностью взрослого». (Л.С. Выгодский. Развитие высших психологических функций. М. Наука; 1960г.) Эта совместная деятельность приобретает и новую форму – сотрудничество более опытного исследователя и младшего коллеги, в успешных результатах которого одинаково заинтересованы и тот, и другой. Все это ведет к повышению самооценки учащегося, пробуждает новый интерес к предмету.

Семинар – одна из лучших форм работы коллективной, опирающейся на индивидуальную. Формируя группы смешанного типа, мы обеспечиваем возможность проявить и реализовать свои умственные и творческие способности каждому ученику. Такая форма работы повышает ответственность за выполнение доверенного задания, за качество выполнения работы всей группы, требует взаимодействия и взаимопомощи и, следовательно, уважительного отношения друг к другу, создания деловой атмосферы сотрудничества. Опыт показывает, что такая атмосфера в дальнейшем все чаще и прочнее устанавливается и на других уроках, а коллектив класса в целом становится дружнее и сплоченнее. Существенной особенностью нашего семинара является то, что в его ходе, анализируя начальные условия, классифицируя их, объединяя в группы задач одной идеи, а, следовательно, одного алгоритма, учащиеся должны обнаружить общий подход к решению обширного класса задач. На таком семинаре формируется умение применять теоретические знания к решению задач. Это способствует конкретизации и закреплению знаний учащихся, знакомит с математическим методом научного познания. Выстраивая логические цепочки, трансформируя вербальную информацию в знаковую и наоборот, обнаруживая причинно – следственные связи – законы, делая обобщения и формулируя выводы, ребенок поднимается на новую ступеньку в исследовательской деятельности.

Такой семинар проводится после теоретических уроков по данной теме и одного – двух уроков решения задач на основные формулы. Его значимость определяется требованиями стандарта (четыре типа задач должны быть представлены в контрольной работе). Важность семинара состоит в отработке разных подходов, выявление нюансов в этих подходах к решению задач темы. Задания для семинара выдаются за неделю до даты проведения занятия. Группы формируются по принципу наличия дружеских связей и примерно равные по «силе» и разнородные по составу. Группы «развития» формируются из трех – четырех – пяти человек, в которых один – двое докладчики и двое содокладчики. Докладчики освещают основной (первый вопрос – задачу данного типа), содокладчики объясняют задачи этой же идеи, либо более сложные математически, решаемые в несколько ходов и использующие дополнительные формулы, либо простые по решению, но требующие дополнительного обсуждения условия задачи. Задания – вопросы выдаются с учетом возможности группы и находятся в зоне ближайшего развития каждого ученика. На семинаре отрабатываются три вопроса, обеспечивающие выполнение главного – умение применять первое начало термодинамики к решению задач. По главной цели и подобраны задачи группам. Первая группа задач направлена на отработку умения и закрепление навыка применения графиков изо – процессов (это два – три упражнения – задачи на объяснение графиков, определение параметров идеального газа). Вторая группа задач предусматривает отработку умения определять работу газа по графику в осях  P(V), применять графическую интерпритацию работы – это четыре – пять задач, две из которых типовые (график в осях P(V) – у докладчиков, и две – три качественные и расчетные в других осях с обязательным изображением процессов в осях P(V) – у содокладчиков.  Третья группа задач направлена на отработку умения определять изменение внутренней энергии идеального газа, связи внутренней энергии с температурой, выражение внутренней энергии через давление и объем с использованием уравнения Менделеева – Клапейрона – это два – три задания качественных и расчетных. Следующие две группы задач на определение количества теплоты в изопроцессах и описание теплообмена термодинамической системы с окружающей средой. Итак, четвертая группа задач текстовые (две – четыре задачи на применение первого начала термодинамики). Пятая группа задач – графические задачи (качественные и расчетные) на теплообмен (две – три задачи). Каждой группе «развития» выдается своя группа задач. Шестая группа «развития» - это эксперты. Они задают по одному вопросу каждой предыдущей группе (пять вопросов – задач) – это качественные задачи, рассматриваемого круга вопросов группой. Эксперты задают свои вопросы в конце ответа каждой группы. Группы выполняют только им порученные задания, вопросы внутри группы распределяются, так что все вовлекаются в посильную для них учебную деятельность. Тексты – условия задач раздаются на каждую парту (заранее приготовленный раздаточный материал). Вопросы экспертов на парты не выдаются. Выступающие заранее готовят графики на слайдах или больших листах, а математическое решение заданий показывают на уроке, на доске. Остальные учащиеся слушают объяснение, списывают и срисовывают решение с доски. Накануне проведения семинара решение всех заданий с хорошим оформлением сдаются учителю в фонд кабинета так, чтобы можно было проконтролировать готовность группы, и чтобы этим решением могли воспользоваться все, не успевшие что – либо записать на уроке. Слаженная, хорошо подготовленная группа работает у доски быстро и организованно, одновременно рисуют, пишут, объясняют. В конце решения задач каждая группа делает выводы по алгоритму решения, объясняя почему эти задачи одной идеи, показывая что общего в них и чем они отличаются. За 90 минут (два урока) на семинаре разбирается от 17 до 22 задач – вопросов. В тетради у каждого ученика помимо своих задач записывается решение еще 10 – 15 задач. При подготовке к семинару в течение недели учащиеся обязательно консультируются с учителем и объясняют решение, а также обсуждают ход решения самостоятельно в своей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс

Открытый урок по теме "Первое начало термодинамики" 10 класс...

Решение задач по теме "Первый закон термодинамики".

Данный материал создан на основе программы Notebook 10 для интерактивной доски. Содержание включает пять задач разной степени сложности с решениями.Используется на уроках в 10 классе базового уро...

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Семинар - практикум: « Решение задач с помощью уравнения»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Предлагаемый семинар-практикум проводится в заключительной части в системе уроков по теме «Уравнения с одной переменной». В нем представлены задания для устной провер...

Методическая разработка:Проект урока "Решение задач по теме Кинематика"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Кинематика"...

Методическая разработка: Проект урока "Решение задач по теме Основы МКТ"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы МКТ"...