Памятка для родителей учителя-логопеда Хасановой Д.М. «Дизорфография: как помочь школьнику?»
методическая разработка
Краткие ответы на главные вопросы... Что такое дизорфография? Как она проявляется? Когда можно встретиться с этой проблемой? Каковы причины? Что нужно уметь? Кто поможет в решении этой проблемы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizorfografiya_dlya_roditeley.docx | 70.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Учитель-логопед Хасанова Д.М.
«Дизорфография:
как помочь школьнику?»
ГКОУ «Школа-интернат №3» г. Оренбурга
2021
Что такое дизорфография?
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.
В чём она проявляется?
Ученикам трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово; хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Когда можно встретиться с этой проблемой?
Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.
Каковы причины?
- проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
- снижение слухоречевой памяти, невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различных патологий.
Важно!
Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.
Что нужно уметь?
Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:
- Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется "орфографическая зоркость". Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
- Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, "Правописание безударных окончаний существительных". Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
- Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно:
- подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
- записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
- Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.
Кто поможет в решении проблемы?
В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом. Коррекционная работа по профилактике дизорфографии начинается во 2 классе и проводится в три этапа: диагностический, коррекционный и контрольный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cоветы родителям учителя-логопеда.
Советы родителям, оформленные для логопедического стенда в детском саду....
Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....
Рекомендации родителям учителя-логопеда
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому учащему...
Работа с родителями учителя-логопеда в доу.
Презентация работы с родителями учителя-логопеда ДОУ...
Консультация для родителей учителя-логопеда во 2 младшей группе
В консультации определены показатели речи детей возраста 2 младшей группы. Представлены упражнения для языка, с целью облегчить изучение новых звуков. в КОНСУЛЬТАЦИИ РАСКРЫТЫ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ и благопр...
Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год...
Работа с родителями учителя - логопеда
Родительские собрания, консультации, рекомендации, памятки...