Памятка для родителей учителя-логопеда Хасановой Д.М. «Дизорфография: как помочь школьнику?»
методическая разработка

Хасанова Диля Маликовна

 

Краткие ответы на главные вопросы... Что такое дизорфография? Как она проявляется? Когда можно встретиться с этой проблемой? Каковы причины? Что нужно уметь? Кто поможет в решении этой проблемы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizorfografiya_dlya_roditeley.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Учитель-логопед Хасанова Д.М.

«Дизорфография:

как помочь школьнику?»

ГКОУ «Школа-интернат №3» г. Оренбурга

2021

Что такое дизорфография?

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.

В чём она проявляется?

Ученикам трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово; хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Когда можно встретиться с этой проблемой?

Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.

Каковы причины?

  • проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
  • снижение слухоречевой памяти, невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различных патологий.

Важно!

Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

Что нужно уметь?

Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

  1. Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется "орфографическая зоркость". Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
  2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, "Правописание безударных окончаний существительных". Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
  3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно:
  • подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
  • записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
  1. Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.

Кто поможет в решении проблемы?

В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом. Коррекционная работа по профилактике дизорфографии начинается во 2 классе и проводится в три этапа: диагностический, коррекционный и контрольный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоветы родителям учителя-логопеда.

Советы родителям, оформленные для логопедического стенда в детском саду....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Рекомендации родителям учителя-логопеда

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому учащему...

Работа с родителями учителя-логопеда в доу.

Презентация работы с родителями учителя-логопеда ДОУ...

Консультация для родителей учителя-логопеда во 2 младшей группе

В консультации определены показатели речи детей возраста 2 младшей группы. Представлены упражнения для языка, с целью облегчить изучение новых звуков. в КОНСУЛЬТАЦИИ РАСКРЫТЫ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ и благопр...

Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год...

Работа с родителями учителя - логопеда

Родительские собрания, консультации, рекомендации, памятки...