Консультация для родителей учителя-логопеда во 2 младшей группе
консультация
В консультации определены показатели речи детей возраста 2 младшей группы. Представлены упражнения для языка, с целью облегчить изучение новых звуков. в КОНСУЛЬТАЦИИ РАСКРЫТЫ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ и благоприятные ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация учителя-логопеда во 2 младшей группе для детей с нарушением зрения | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
II младшей группы МДОУ «Детский сад №66»
учителя - логопеда Чеха Ю.А.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ребенку нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.д.
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми : пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и т.д. Надо играть с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые , театрализованные и др. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
2. Показатели речи детей этого возраста:
После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия. Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки. Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
На 3-ем году жизни ребенок умеет слушать взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога.
Может отвечать на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов, использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик)
Правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» - это допустимо до 3 лет
Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи.
Неблагоприятные факторы:
- Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и т.д.);
- Замена общения просмотром телевизора;
- Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;
- Дефекты строения артикуляционного аппарата;
- Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»; Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Иногда считают, что такой язык детям понятнее. Но это только задерживает освоение детьми правильного произношения.
Благоприятные факторы:
- Эмоционально-положительное общение с ребёнком;
- Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;
- При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду и др. специалистам;
- Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков;
- Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;
- Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
3.Приемы развития мелкой моторики.
Так же учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Речевое развитие идёт параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук. Если пальчики ребёнка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это дети, у которых есть или будут проблемы с речью.
Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук.
1. Поглаживание кисти руки с внешней и внутренней стороны лёгкими круговыми движениями;
2. Надавливание. Взрослый надавливает большим пальцем своей руки на основание большого пальца ребёнка, на середину ладони, основания других пальцев.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз – «Погреем ладошки»;
4. Массаж подушечек пальцев.
Кроме массажа, можно ещё использовать и другие приёмы развития мелкой моторики. Это работа с пластилином, крупой, пуговицами, счётными палочками. Все эти предметы доступны и есть в каждой семье.
- Очень полезно сочетать работу по развитию руки с развитием речи. В этом нам помогут сказки, которые можно рассказывать и показывать руками.
СЛОВО НА ЛАДОШКЕ
«Колобок» (Расскажи сказку руками)
Для развития мелкой моторики руки малыша будут полезны:
- Прокатывание шаров, мячей 2.Обрывание бумаги 3. Застёжки и шнуровки 4.Мозаики 5. Мелкий конструктор 6.Пластилин 7.Перебирание круп 8.Нанизывание бус, пуговиц на нитку
Приёмы массажа кистей и пальцев рук:
- Поглаживание кисти руки с внешней и внутренней стороны лёгкими круговыми движениями;
- Взрослый надавливает большим пальцем своей руки на основание большого пальца ребёнка, на середину ладони, основания других пальцев.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз – «Погреем ладошки»;
6. Массаж «Щелчки»: Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы ребёнка по одному, затем отпускает. Палец со стуком падает на стол, издавая щелчок. На каждую строчку поднимают один палец, после 5-й строки - смена рук.
Поднял уши бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдём, - сказал барсук
Сам увидишь этот трюк.
Это дятел сел на сук
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук,-
Вот и слышен перестук!
- Массаж мячиком- «ёжиком»:
- массаж ладоней круговыми движениями мяча
«Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
- Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
- Массаж с прищепками: взрослый поочерёдно бельевой прищепкой «кусает» ногтевые фаланги ребёнка.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает- это не палец, а мышь.
Но я же с тобою играю, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе «Кыш!»
Речевые игры.
«Ответь-ка» - Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.
«Угадай, что звучало?», «Какой инструмент играет?», - Взрослый производит звуки за ширмой или за спиной ребенка, а он угадывает, показывая или отвечая, что звучало.
«Зоопарк» - Имитация голосов животных.
«Зарядка для языка и губ» - Утром, во время умывания покорчить рожицы перед зеркалом, пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Улыбка.
- Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто.
«Дудочка и свистулька» - Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).
«Пузыри мыльные» - их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
«Кто дольше» - кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный, тянуть можно и некоторые согласные звуки.
«Повторяй за мной» - Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог, а потом всю рифмовку:
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай. И др.
«Кукла спит» - Уложите куклу спать. Объясните, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
«Закончи слово» - Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
«Скороговорки» - Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.
Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Ткет ткач ткани на платки Тане. И др.
«Больше слов» - назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.
«Кто есть кто?» - как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей офтальмологической группы
Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Зрительные нарушения осложняют процесс формирование речи. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушен...
Консультация "10 советов учителя-логопеда"
Рекомендации родителям...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...