Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
проект

Архипова Надежда Андреевна

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных - отсутствие соответствующих знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vmeste_druzhnaya_semya_-_logoped_roditel_ya.docx150.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Проект

«Вместе дружная семья – логопед, родители и я»

Подготовила:
учитель – логопед
Архипова Надежда Андреевна
высшая квалификационная категория

Нягань 2020г

Пояснительная записка

Воспитание – дело трудное,

 и улучшение его условий – одна из священных

 обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более

 важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ.

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных - отсутствие соответствующих знаний.

Родители-естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют  "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Контингент участников проекта: учитель-логопед, родители.

Цель: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства

Задачи:

- установить партнерские отношения с  родителями дошкольников;

- повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- побуждать интерес у родителей к  процессу развития ребенка в разных видах деятельности.

Содержание проекта.

Тему проекта я выбрала не случайно. Так как многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и  применяемые формы работы не дают желаемого результата, мною было принято решение о поиске новых современных форм  сотрудничества с родителями. Главной моей целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы.

Я начала выстраивать своё общение с родителями, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше  взаимодействие– необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.  А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников  значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. 

        Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

        Реализация проекта  проходила  в три этапа:

1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).

2-й этап – основной (практический).

3-й этап – заключительный.

На первом этапе проекта мною были изучены  передовые опыты работников дошкольных учреждений  по направлению «Взаимодействие с родителями» и пришла к выводу, что в  любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.С целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей актуальны,я оформила информационную корзину  «Грамотейка-Болтунишка».

        Получив реальную картину, на основе собранных данных,  проанализировала особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявила уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития  и ряд вопросов волнующих родителей. Далее притупила к подбору методов  и форм  своего общения с каждым родителем.

Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с родителями  нашей группы и  осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, я выделяю, родительские собрания. Однако  все мы знаем, что  на непосредственное проведение встреч в виде отчетов,  монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения.  

Форму проведения родительского собрания выбирала после обработки анкет, т. е. зависело от запросов и  интересов родителей.

Формы, которые я применяла, были следующие:

-деловая игра или вечер вопросов и ответов,

-собрание в виде «аукциона», т. е. проходило в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории,  либо заседание в виде круглого стола, где в  нетрадиционной обстановке обсуждались с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводили обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы  логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

 -собрание  по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами ребенка» и других

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

На родительских собраниях  использовала следующие  приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы  к слову «ребенок», «ассоциации», «мини - эксперимент»).  

Никогда не превращала родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находили ответы. Данный подход к проведению родительского собрания  требовал от меня   более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее, именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок.

       Но кроме организации родительских собраний в нетрадиционной форме  в своей работе  использовала  такую форму педагогического просвещения родителей, которую я назвала «Логопедическая гостиная».

Данное направление работы включало в себя:

1)совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме «Пальчики играют - речь развивают», «Самомассаж для нас», позволившие, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.

2) информационный журнал «Учимся, играя» содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

3) индивидуальные занятия-практикумы «Логопед+Родитель + Ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим».

Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

4) индивидуальные встречи с родителями, на которых их информировали о динамике речевого развития;

5) журнал достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, но я всё же советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

6) информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

     Не оставляла без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:

- досуговое направление, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

- речевые праздники, которые  полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;

-дни открытых дверей проводились для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

-«домашняя игротека». Родители могли взять домой на время необходимые пособия,игры чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития.

Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей), то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Я не собираюсь останавливаться  на достигнутом, буду продолжать  искать новые пути, формы и методы  сотрудничества с родителями.

Ожидаемые результаты

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

Родители самостоятельно используют материалы с библиотеки игр и упражнений «Домашняя игротека»

Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Полученные результаты.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:  

-родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей,

- сформировалось желание помогать ребенку,  

-повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, 

-заинтересованность в успехах своего ребенка и  информированность с точки зрения вопросов его речевого развития. 

Список используемой литературы

Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

Бачина О.В., Самородова Л.Н.   Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006. 

Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда.-  Дошкольное  воспитание. 1998. № 3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал-Вместе-дружная семья

Образовательные: -ознакомление с понятием «нация» , «толерантность» , «этническая культура»; - ознакомление с традициями культуры народов Украины , цыганской культуры, культуры Азербайджан...

Проект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья" (районный урок ОРКСЭ)

Проект прописывает идею знакомства школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной (русские, удмурты, татары) культуры жителей с. Кильмезь. В селе есть православная церковь...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Воспитательный проект "Вместе дружная семья".

Цель: сплочение классного коллектива через совместную деятельность....

Проект «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!»

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...

Проект "Я , ты, он, она- вместе дружная семья!"

Проект по воспитательной работе...