Речевая готовность ребенка к школьному обучению
консультация
В буклете представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:
- сформированность звукопроизношения;
- готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
- соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет "Речевая готовность ребенка к школьному обучению" | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли, будет легко усваивать учебный материал.
Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:
- сформированность звукопроизношения;
- готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
- соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
- умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения:
У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп:
- свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц];
- шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
- cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
- умение образовывать приставочные глаголы;
- например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
- соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые, сложные предложения; видеть связь слов в предложении;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
- умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине;
- умение составлять рассказ-описание предмета.
Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в игры:
Игра "Назови ласково". Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Игра «Скажи наоборот»: добро – зло, темно – светло, легкий – тяжелый, горячий – холодный, длинный – короткий…
Игра «Приготовим сок» : из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
Игра «Мы со звуком С играем, слово к слову подбираем»: ищем слова с заданным звуком дома, в магазине, по дороге домой и т.д.
МДОУ «Детский сад »
Речевая готовность ребенка к школьному обучению
Памятка для родителей.
Ярославль
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...
Речевая готовность ребенка к школе
В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...
Готовность ребенка к школьному обучению
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Понятие «готовность к школе» включает в себя физиологическую и психологическую готовности. Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развити...
Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....
Консультация для родителей "Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Далее перечисляются все критерии....
Речевая готовность детей к школьному обучению
Методические рекомендации по определению степени готовности детей к школьному обучению и сформированности речевой сферы ребенка....
Речевая готовность ребенка к обучению в школе.
Материал адресован учителям-логопедам и предназначенн для демонстрации родителям будущих первоклассников и учителям начальной школы....