Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
консультация по теме
Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая готовность ребенка к школе | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая консультация учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Автор: учитель-логопед МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута Карабецкая Лариса Ивановна
«Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Качественная подготовка ребенка к школе – залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
У нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:
- Произношение всех звуков правильное,
- Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),
- Словарный запас богатый, представления об окружающем мире достаточные,
- Речь ребенка грамматически верно оформлена,
Помимо этого:
- На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),
- Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, во времени, на листе бумаги).
Ежегодно в 1-е классы зачисляются дети с разным уровнем речевой готовности. Отклонения в речевом развитии являются причинами нарушений чтения и письма в дальнейшем, препятствуют формированию полноценной учебной деятельности и приводят к недостаточному усвоению детьми школьной программы.
Отклонения в речевом развитии учащихся 1-ых классов имеют различную структуру и степень выраженности. У детей-логопатов помимо речевого недоразвития наблюдается незрелость психологических процессов.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:
- Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),
- Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),
- Звукопроизношения на разных этапах развития.
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.
Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):
- Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,
- Если ребенок левша или переученный левша,
- Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,
- Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),
- Если он слишком рано пошел в школу,
- Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,
- Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),
- Если в семье говорят на двух и более языках,
- Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),
- Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,
- Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.
Первоклассник будет нуждаться в постоянном общении, в положительных эмоциях, помощи и переживаниях со стороны взрослых.
Приготовьтесь к тому, что вам придется заново учиться писать, читать, размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с вашим ребенком.
Удачи вам, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. Ребенок должен уметь слушать и говорить....
Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...
Готовность ребенка к школьному обучению
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Понятие «готовность к школе» включает в себя физиологическую и психологическую готовности. Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развити...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком....
Консультация для родителей "Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Далее перечисляются все критерии....
Речевая готовность ребенка к школьному обучению
В буклете представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению: сформированность звукопроизношения;готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;соответствие словарного запаса ...
Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся 1-х классов "Речевая готовность ребенка к школе"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладевать письмом и чтением....