Речевая готовность ребенка к школе
консультация по теме
В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если у ребенка наблюдаются даже небольшие отклонения в речевом развитии, то все это ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность ребенка к школе
В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если у ребенка наблюдаются даже небольшие отклонения в речевом развитии, то все это ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
На что же надо обратить внимание в развитии речи дошкольника (будущего первоклассника):
1.Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок к 6 годам должен четко и правильно выговаривать все звуки.
2.Полная сформированность фонематических процессов, т.е ребенок должен уметь слышать и различать фонемы родного языка, подбирать слова на заданный звук, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-да-та, и др.
3.Состояние грамматического строя .
Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словоизменения и словообразования (например, стул-стульчик, сок из яблок яблочный и т.д.).Уметь образовывать и правильно использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая-меховый); согласовывать имена существительные с именами прилагательными (красивый шарф. красивое платье), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные, уметь употреблять простые и сложные предлоги.
4.Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: аквариум, сковорода, температура.
5.Состояние словарного запаса
Нужно обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи, животные и их детеныши, перелетные и зимующие птицы.
6.Состояние связной речи.
Будущий школьник должен уметь отвечать на вопросы развернутой фразовой речью, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, из личного опыта.
7.Развитие мелкой моторики
Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития
известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей такие игры как « Ладушки», « Сорока кашу варила». Психологи доказали, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.
Рука должна быть готова к выполнению графических движений. Чем больше ребенок делает руками, тем он умнее и изобретательнее. На кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает « мозг» ребенка. Поэтому для того чтобы ребенок легко учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить, писать, а для этого нужно тренировать движения пальцев рук.
Для домашних занятий я могу порекомендовать следующие игры и занятия:
- собирание мозаики по возрастающей сложности;
- лепка из глины или пластилина;
- нанизывание бус, бисера;
- застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
- завязывание и развязывание шнурков;
- выкладывание узоров из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина;
- складывание фигурок, букв из счетных палочек или спичек;
- пальчиковые игры с речевым сопровождением:
Например: «Паучок».
У тропинки под рябиной,
(показать руками тропинку)
Сеть раскинул паучок,
(показать ладошки)
Нить прозрачной паутины
(указательный и большой пальцы сложить, ими провести линию)
Намотал на кулачок:
(правая рука в кулаке, а левая наматывает паутину)
Если муха прилетит,
(машет руками)
Паутина задрожит,
(ладошки дрожат)
И охотник из засады
(имитирует прицеливание из ружья)
За добычей побежит.
(пальчики «бегут» по столу).
- раскрашивание карандашами;
», «пазлами».
9.Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок должен понимать прочитанное.
В основе обучения чтению – не буква, а звук! Перед тем как показать ребенку новую букву, например Н, следует научить его слышать звук н в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук. Например : звук [н] . Мы произносим его отрывисто: Н!И букву Н необходимо называть так же: Н! Ни в коем случае не ЭН! Говоря ЭН, мы произносим два звука –[ э] и[ н] .
Ребенка нужно научить читать слогами (на начальном этапе). В начале обучения он должен тянуть первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА
10.Письмо печатными буквами.
Не должно быть зеркально написанных букв.
Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, но фонематические процессы сформированы , как правило такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Если же у ребенка нарушения произношения звуков сопровождаются с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи), то такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Поэтому родителям следует вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка , чтобы вовремя дать необходимую логопедическую помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников
Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...
Речевая готовность ребенка к школе.
Консультация для родителей...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья о речевой готовности ребенка к школе....
Речевая готовность ребенка к школе
Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу....
Речевая готовность ребенка к школе
В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....
Речевая готовность ребенка к школе
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, вни...
Речевая готовность ребенка к школе
Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....