Родительское собрание «Основы профессионального самоопределения».
учебно-методический материал (8 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка родительского собрания в 8 классе на тему «Основы профессионального самоопределения»
Здравствуйте, уважаемые родители! Ваши дети - 8-классники, через год уже выпускники. Скоро перед ними встанет трудный выбор – найти свое место в жизни. Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом учащимся могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. Поэтому наша задача – помочь будущим выпускникам найти свой путь в жизни, определиться с профессией
- Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать во внимание, есть ли в городе, соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет, считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования, которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.
Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезает и возникает примерно столько же новых. Среднее время существования многих профессий - 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему каждый должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.
Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения. В записных книжках А.П. Чехова есть такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам переплетает книги - это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой». Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого бы выиграло общество, и сами они занялись бы любимым делом.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т. д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т. п. Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».
Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей. Помочь умным советом, без упреков и натиск. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх», - писал М. Горький. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет мотивация выбора профессии. Мотивы - это причины, которые заставляют вас что-либо делать. Их выявление очень важно, в особенности потому, что они не всегда осознаются и часто бывают скрыты от нашего внимания. Выявляя их, мы можем более активно влиять на нашу деятельность и добиваться успеха. у некоторых детей вообще нет никаких интересов, то есть они безразлично относятся ко всем видам деятельности.. Нам необходимо изучать интересы детей и привлекать к какой-либо деятельности.
Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в музыке, увлекаюсь моделированием одежды, но выбрать себе профессию не могу. Как найти свое место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а заниматься любимым делом?» Проблема девушки в том, что она живет лишь духовной жизнью, а когда дело доходит до работы, она занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье.
Полезное наблюдение делают социологи: в современном обществе почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод: в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. При рыночных отношениях меняется характер и цели труда, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. И здесь большое значение имеет соответствие характера будущей профессии.
Экспресс - тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»
Давайте проверим себя, знаете ли вы некоторые из них. Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Постарайтесь выбрать именно его.
- Логист:
а) тот, кто занимается логикой;
б) специалист по организации транспортировки продукции;
в) организатор конференций и научных саммитов.
- Вебмастер:
а) тот, кто работает на компьютере;
б) разработчик программ;
в) разработчик проектов сайтов.
3. Маркетолог:
а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
б) специалист по изучению рынка;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4. Фандрайзер:
а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;
б) фанат, которого нанимает «звезда»;
в) специалист, изучающий пути развития предприятия.
5. РР-агент:
а) связан с политикой;
б) специалист по рекламе и связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Правильные ответы:
Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.
Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационным технологиями, получив образование в области экономики или управления. Но спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.
Маркетолог- специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.
Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.
РР-агент- второе, российское название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.
Подсчитайте количество правильных ответов:
Больше 3 – владеете всей информацией;
2-3 – недостаточно информированы;
0-1–плохо ориентируетесь в мире профессий.
Вот нам самим сложно, а какого выпускнику… Выпускник с новеньким аттестатом – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них. Надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. И часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести образование
Памятка для родителей по выбору профессии
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
- Факторы правильного выбора профессии:
Что же необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и, к тому же, получая от этого удовлетворение?
Чтобы помочь подростку выбрать профессию, необходимо руководствоваться тремя позициями выбора профессии:
хочу — интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;
могу — уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности, соответствие здоровья школьника выбранной профессии;
надо — спрос на профессию, потребность в ней общества.
Под словом «хочу» понимаются интересы и склонности человека, которые имеют профессиональную направленность.
Интерес – это стремление человека к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом, явлением, изучать его, читать о нем. Коротко: интерес – это «хочу знать». Интересы различают:
по содержанию (музыкальные, технические, литературные и т.п.)
по широте (широкие, разносторонние и узкие, направленные только на один предмет);
по глубине (глубокие и поверхностные);
по длительности (устойчивые и неустойчивые)
Глубокие и устойчивые интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, это желания, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если вашему ребенку будет нравиться содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Коротко: склонности – «хочу делать».
Можно, например, с удовольствием смотреть спортивные соревнования, но не делать даже утренней зарядки. Это говорит о том, что интересы не перешли в склонности.
Можно выделить склонности в соответствии с пятью типами профессий:
- склонность к работе с людьми;
- склонность к работе с техникой;
- склонность к работе с условными знаками;
- склонность к работе с художественными образами;
- склонность к работе с природой.
Если будет нравиться содержание труда, то охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Рассмотрим теперь следующую составляющую формулы выбора профессии – «могу». Под словом «могу» понимаются способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и т.д. Иначе говоря, люди обладают многими способностями.
Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – это умственные способности, волевые качества. У учащихся общие способности проявляются в успешном освоении учебных дисциплин.
Специальные способности же проявляются в определенном виде деятельности: например, воображение – важный признак литературных способностей, абсолютный слух – основа музыкальных способностей, организаторские, коммуникативные способности, математические и т.п.
Третья составляющая формулы выбора профессии - «надо» - включает в себя знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность найти работу по выбранной профессии.
Например, в системе высшего профессионального образования в 2012 году потребность в кадрах составит 2225 человек при выпуске 5238, в том числе:
- гуманитарные науки – выпускников в два раза больше, чем спрос на рынке труда (требуется 400 специалистов, выпускников 800);
- экономика и управление – требуется 450 специалистов, готовят 2440 специалистов, что в пять раз превышает спрос на рынке труда;
В системе начального профессионального образования при потребности более 11100 специалистов, объем подготовки составляет 4700 человек.
Таким образом, лишь при пересечении всех трех компонентов формулы мы можем говорить о правильном выборе профессии.
Подведение итогов:
Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу. Интересуйтесь миром профессий, не отставайте от научно- технического прогресса, старайтесь сделать больше и лучше. И тогда успех найдет вас, и вы уверенно распахнете нужную для вас дверь в этот удивительный мир- мир профессий!
Анкета (для родителей)
1. Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?
2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?
3. Знаете ли Вы какую профессию выбирает Ваш ребенок?
- Что вы ему советуете?
- Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?
- Что служит Вашим аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?
- Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?
Если Вы ещё не общались с детьми по данной теме, то обязательно поговорите в ближайшее время и постарайтесь прийти к единому мнению, постарайтесь помочь.
Анкета (для родителей)
- Довольны ли Вы выбранной профессией?
- Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
- Какие минусы (плюсы) своей профессии Вы можете назвать?
- Что интересного в Вашей профессии?
- Если бы начать жизнь сначала, вы бы поменяли свою профессию на другую?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Основа профессионального самоопределения»
Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...
Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональны...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Родительское собрание по профессиональному самоопределению старшеклассников
В материале рассмотрены основные проблемы самоопределения старшеклассников и чем могут помочь родители в этом нелёгком деле своим детям....
Родительский пример в профессиональном самоопределении старших дошкольников
В статье говорится о важности корректного выбора професии. Кто делает этот выбор? Подросток, родитель или внешнее окружение?Описаны плюсы и минусы некоторых наиболее популярных стратегий поиска....
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения
Родительское собрание 9 класс Основы профессионального самоопределения...