Родительское собрание по профессиональному самоопределению старшеклассников
консультация на тему
В материале рассмотрены основные проблемы самоопределения старшеклассников и чем могут помочь родители в этом нелёгком деле своим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_professionalnomu_samoopredeleniyu_v_starshih_klassah.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по профессиональному самоопределению в старших классах.
Рекомендации родителям старшеклассников
Не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего – попробуйте увлечься тем, что их интересует. В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И тогда ваши советы будут приняты с благодарностью.
В подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период поиска, самоутверждения, негативизма, или, наоборот, конформизма, когда интересы выбираются « за компанию».
В старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.
Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен. Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий, востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы.
Еще одна трудность, с которой сталкивается подросток в процессе профессионального самоопределения – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших. Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.
Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.
Следующая сложность, с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке. Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик.
Для коррекции малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.
И тут мы подходим еще к одной группе проблем, с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения. Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией.
Попробуйте вместе с сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий – плохими или хорошими их делают субъективные оценки разных людей. Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешнего и внутреннего. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение. А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.
Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях. Так, например, восьми- и девятиклассники не знают, чем отличается учреждения среднего профессионального образования от учреждений начального профессионального образования. Узнав, что при поступлении в учреждения среднего профессионального образования нужно сдавать экзамены, они бывают огорчены, это в корне меняет их планы.
Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Усилия нужно приложить для того хотя бы, чтобы прочесть книгу с описаниями профессий. Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил. Это является лучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул.
Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет. Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!»
Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы! Выбор профессии – важное и ответственное дело вашего ребенка, в котором важнее всего – интересы самого ребенка, его склонности, способности, и только потом – семейные традиции и интересы.
1. Дайте ребенку право выбора своей будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка в осуществлении его мечты.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это – эта ошибка не фатальна.
9. Если ваш ребенок проявляет интерес к профессии, поддержите его с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Советы подростка своим родителям
- Не бойтесь быть твердыми со мной: это поможет мне определить свое место
- Не заставляйте меня чувствовать себя глупее, слабее и хуже, чем я есть на самом деле, иначе я стану таким
- Не делайте то, что я могу сделать сам
- Не показывайте мне своего страха за меня, иначе я вырасту трусом – покажите мне, что такое мужество
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, чтобы не пошатнуть мою веру в вас
- Не вымещайте на мне свое плохое настроение: вам лучше от этого не станет, а наши отношения пострадают
- Не читайте мне наставления и нотации: я уже знаю, что такое хорошо и что такое плохо
- Не бойтесь признаваться в своих ошибках и своей слабости: я люблю вас не за силу и непогрешимость, а потому, что вы – мои родители
- Не верьте, когда я говорю вам обидные слова – это говорит моя детская обида, лучше разберитесь вместе со мной, в чем дело
- Не ставьте мне условий, которые я не в состоянии принять
- Не делайте мне замечания в присутствии посторонних: рискуете получить в ответ обиду и раздражение
- Не отмахивайтесь от моих вопросов, чтобы мне не пришлось искать ответы у других людей
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени: важнее то, как мы его проводим
- Не обижайтесь, если в какой-то момент мнение друзей для меня важнее, чем ваше – это временно
- Не сравнивайте меня с другими: любите меня со всеми недостатками и слабостями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Программа элективного курса...
Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...
Родительское собрание «Роль семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников»
Занимаясь проблемой профессиональной ориентации школьников на базе нашей школы выявилось, что при выборе профессии большинство подростков полагаются на помощь родителей. Таким образом, успешность проф...
Родительское собрание «Основы профессионального самоопределения».
Родительское собрание...