Участие родителей в коррекции речи детей.
методическая разработка
Роль семьи в преодолении речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_roditeley_v_korrektsii_rechi.doc | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности.
С момента рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей; звуки, издаваемые животными, птицами; музыка; шелест листвы деревьев…Но единственно важными являются лишь речевые звуки, которые служат целям общения ребёнка со взрослыми, средством передачи информации и побуждают к определенным действиям. Пока ещё малыш не может понимать смысл слов, не может произносить слова, но он реагирует на интонацию, благодаря чему и различает слова по смыслу.
Постепенно ребёнок начинает вслушиваться в слова, которые мы произносим, пытается повторять их, слышит и различает звуки родного языка. И вот ребёнок заговорил. Но он не всегда может отчётливо произнести услышанное слово, четко проговорить все звуки, сохранить слоговую структуру.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной, чёткой речью, ясно выражать свои мысли, желания, говорить на своём языке чисто и выразительно является очень важным условием полноценного, гармоничного развития личности ребёнка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают полноценное общение и взаимопонимание людей между собой. И для детей усвоение связных форм высказываний- процесс постепенный и достаточно сложный.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов: от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Важно и состояние слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к его ослаблению.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения одни фонемы отличать от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова, такие как: бочка-точка, зуб-дуб и т.д.
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может стать причиной неправильного произношения слов, звуков, фраз и предложений.
Успешно этот процесс протекает у ребенка под руководством педагогов, родителей. Они помогают им овладеть этими навыками на специальных занятиях и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию речи разнообразны и включают в себя и продумано построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, по опорным словам. Для ребят важно уметь продолжать рассказ, уметь пересказывать близко к тексту и овладеть творческим рассказыванием. И необходимо, чтобы дети все задания выполняли с желанием, с удовольствием. Рекомендуется проводить все эти упражнения в процессе игровых ситуациях, обыгрывать любые режимные и бытовые моменты.
В младшем дошкольном возрасте ребенок может неправильно произносить отдельные группы звуков и, это оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но, если ребёнок неправильно произносит звуки, недостаточно четко произносит слова, то взрослые должны обратить на это внимание, и при необходимости обратиться к специалисту за помощью или за консультацией. Ведь чаще всего нарушения речи влекут за собой негативные последствия: дети становятся замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.
Особенно важно, чтобы родители детей принимали активное участие в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений. Очень часто, к сожалению, родители не обращают должного внимания на дефекты речи ребенка и не придают особого значения, предполагая, что с возрастом « все пройдет». Но зачастую, в таких случаях в детском коллективе появляются насмешки сверстников, обидные замечания окружающих, а как следствие- замкнутость и некоммуникабельность ребенка.
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. Дом, где растет и воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Кроме того, большие затруднения испытывают родители в организации режима дня ребенка. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний и т.д.
Литература:
1.Бачина О.Л., Самородова Л.И./ Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009г.
2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В./ Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие М., 2004г.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:
1. Занятия должны проводиться систематически.
2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять требования логопеда и воспитателя.
3. Родители должны выполнять требования логопеда и воспитателя.
4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения ( задания ) дома.
5. Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.
МБДОУ
«Детский сад № 56»
«Теремок»
г. Ачинск
Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Подготовила: учитель-логопед
Кучер М. А.
2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по коррекции речи детей подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР 3 уровня "Мой родной город"
Занятие включает дидактические и развивающие игры по закреплению и отработке лексической темы "Мой родной город" ...
Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный мастер класс для педагогов КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности по коррекции речи детей 5 – 6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР
ПЕРПЕКТИВНЫе ПЛАНы...
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности по коррекции речи детей 6 – 7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР
Перспективный план...
Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолали...
Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей комбинированных групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ
В статье освещена совместная работа учителя-логопеда и воспиттелей по коррекции речи в условиях комбинированных групп ДОУ. Описываются используемые игры и приемы для оптимизации процесса закрепл...
Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» (соавтор)
Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задач...