Знакомим детей с частями суток.
статья
Знакомим детей с частями суток.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, глядя в календарь, ежеминутно, глядя на часы. У детей ещё не развита ориентировка во времени. Они знакомятся с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям ещё до школы. Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена времён года. В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто мы говорим «день», хотя точнее день – это продолжительность времени от восхода солнца до его заката. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно. При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Время воспринимается ребёнком опосредованно, по каким-либо признакам. Но эти конкретные признаки («Утро – когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильны, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребёнка, есть постоянные, имеющие место только в определённое время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п.
Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определённым названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая деятельность на картинках.
Когда дети отчётливо усвоят представления о всех частях суток, научатся определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, приступаем к уточнению знаний о последовательности частей суток. Поэтому, учим детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Например, после выяснения, что бывает днём, спрашиваем: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?».
Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе с детьми использовать компьютер. На экране могут демонстрироваться фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звёзд на небосклоне и соответствующей цветовой освещённости земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребёнок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую клавишу.
Правильность действия ребёнка может быть оценена на экране в виде различных символов. Таким образом, использование компьютера и соответствующего набора программ позволит в доступной для ребёнка игровой форме, самостоятельно, без помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_s_chastyami_sutok.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомим детей с частями суток.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, глядя в календарь, ежеминутно, глядя на часы. У детей ещё не развита ориентировка во времени. Они знакомятся с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям ещё до школы. Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена времён года. В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто мы говорим «день», хотя точнее день – это продолжительность времени от восхода солнца до его заката. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно. При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Время воспринимается ребёнком опосредованно, по каким-либо признакам. Но эти конкретные признаки («Утро – когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильны, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребёнка, есть постоянные, имеющие место только в определённое время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п.
Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определённым названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая деятельность на картинках.
Когда дети отчётливо усвоят представления о всех частях суток, научатся определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, приступаем к уточнению знаний о последовательности частей суток. Поэтому, учим детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Например, после выяснения, что бывает днём, спрашиваем: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?».
Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе с детьми использовать компьютер. На экране могут демонстрироваться фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звёзд на небосклоне и соответствующей цветовой освещённости земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребёнок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую клавишу.
Правильность действия ребёнка может быть оценена на экране в виде различных символов. Таким образом, использование компьютера и соответствующего набора программ позволит в доступной для ребёнка игровой форме, самостоятельно, без помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.
Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...
"Обобщение и закрепление по теме: части суток".
Конспект урока по предмету "Развитие речи" для обучающихся с ТМНР....
Конспект занятия " Дни недели. Части суток"
Конспект занятия " Дни недели. Части суток"...
«Части суток»
При использовании пособия «Части суток» расширяются знания детей о временной ориентировке, о частях суток, их последовательности, о цветовой гамме, присущей той или иной части суток; расши...
Консультация для родителей. "Научите особенных детей определять части суток"
Определять , следить , различать время суток проблема с которой сталкивается каждый человек. Ведь вся наша ежедневная деятельность, так или иначе зависима от распорядка , расписания. У дете...
Интерактивная презентация по теме: "Части суток" для детей с ОВЗ (умственная отсталось)
Адаптированная интерактивная презентация для работы на уроке "Окружающий природный мир" во 2 классе (умеренная и тяжелая умственная отсталось) по теме: Узнавание и различение частей суток...