5 основных принципов успешного взаимоотношения с детьми
консультация (5 класс)

Сердобинцева Татьяна Михайловна

В психологии и педагогике рецептов и алгоритмов, описывающих выходы из конкретных ситуаций нет, потому что все детки разные: различное развитие, характеры и темпераменты. Но существует ряд общих принципов взаимодействия с ребёнком, которым полезно следовать всегда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 основных принципов успешного взаимоотношения с детьми

В психологии и педагогике рецептов и алгоритмов, описывающих выходы из конкретных ситуаций нет, потому что все детки разные: различное развитие, характеры и темпераменты. Но существует ряд общих принципов взаимодействия с ребёнком, которым полезно следовать всегда.

Эти основы помогают установить доверительные, радостные и эффективные отношения с ребёнком, и  вырастить здорового, самостоятельного и взрослого человека.  Важно применять их на любом этапе, начиная с младенчества и заканчивая старшим школьным возрастом.

Для того, чтобы взаимоотношение  с ребёнком было эффективным, способствовало  развитию,  обратите  внимание на пять принципов.

 

1. Принятие ребёнка.

Принятие - основа взаимоотношений  с любым ребёнком. Любить  своего ребёнка, ещё не  значит принимать. Принятие -  означает реальное  признание всех его особенностей, способностей и интересов. Принимающие родители  помогают  развитию сильных сторон своих детей, а не пытаются переделать их, исправить  какие-то черты или «вылепить» из ребёнка лидера,  копию себя.

Если родители желают своему ребёнку  добра, они  принимают его таким каким он есть, и  помогают «найти себя в этом мире», найти свою «нишу», подчеркнув и использовав  сильные стороны его характера, интересов и успехов.

Всегда можно поинтересоваться у ребёнка: чего он хочет, что ему больше нравится выполнять, что  является для него ценностью на данном этапе в жизни.

 

2.  Последовательность и систематичность  в отношении с  ребёнком.

Если вы хотите получить определённый результат - будьте последовательны и добивайтесь его систематически. Этот принцип касается требований, и  моделирования поведения.

Дети – зеркало семьи. Они  всегда  обращают внимание на  поведение родителей. В первые годы  детской жизни  - это самый главный источник познания  мира, основная модель  для подражания. Особенно это проявляется в возрасте 3-5 лет  - абсолютное   копирование  поведения родителей.  По мере взросления они  приобретают опыт иного поведения,  учатся самостоятельно  проектировать  свои  поведение и отношения.  Самое  же важное и глубинное закладывается в семье.

Если вы хотите, чтобы ребёнок вырос дружелюбным, не проявляйте  агрессивность -  придерживайтесь такой модели всегда. Не требуйте  от ребёнка того, чего вы не делаете сами.

 

3. Умение слушать и слышать своего ребёнка.

Разговаривайте с ребёнком с рождения. Если  ребёнок маленький, можно просто пояснять и комментировать свои действия, а когда ребёнок начнёт выражать свои пожелания более конкретно  - важно, по возможности, спрашивать  его мнение. Такой подход позволяет взрослому лучше понять ребёнка любого возраста.  Подростку же   необходимо видеть, что его мнением интересуются, его позицию уважают. Взаимоотношение  с ребёнком любого возраста максимально эффективно, когда строится на основе договора. Чем старше ребёнок, тем для него это важнее. Договор нужен для  обозначение интересов родителей, уточнение и учёт интересов ребёнка, и совместное нахождение компромисса для  обоих сторон. 

Чем старше ребёнок, тем значимее для него то, что родители готовы его услышать. Этим  мы показываем, что  принимаем ребёнка,  и ценим   его интересы и эмоции.

Чем старше ребёнок, тем больше ему можно давать ответственности за формулирование договора. В идеале, именно ребёнок должен выдвигать предложения.

 

4. Осознанность собственных действий.

Если  родитель в каждый момент времени понимаете причины и последствия своих воспитательных действий и эмоций по отношению к ребёнку, то это и является родительской осознанностью. Родитель способен  ответить на вопрос: «что и зачем я сейчас делаю, что при этом чувствую». Нужно  обратить внимание на основные  требования по отношению к ребёнку и своё поведение, ориентированное на выполнение им требований.  Ребёнку  обязательно нужно научиться понимать и принимать  рамки и границы, увидеть основные ориентиры.  Ключевые  слова -  разумность и обоснованность.

Если необоснованных требований много, они  все становятся принципиальными. Тогда возможны два варианта развития событий:

1)  ребёнок постоянно будет бояться сделать что-то не так, а это  ведёт к избеганию любой активности и инициативы («все равно что-либо нарушу, лучше ничего не делать);

2)  перестанет обращать внимания на ограничения и требования и станет «неуправляемым» («всё равно что-либо нарушу, но зато буду делать, что хочу»).

Важно, чтобы эмоционально «уставшие» родители не «выплёскивали» свои негативные эмоции  и переживания на детей, которые   не в силах справиться с эмоциями родителей. Им бы со своими переживаниями разобраться. Проблемы  воспитания  лучше решаются не в эмоциональном порыве, а с «холодной» головой.

Чем старше  ребёнок, тем важнее искренне проговаривать собственные эмоции и мысли.

5. Готовность  постоянно развиваться самому.

По мере взросления  ребёнка,  расширяется  и круг наших интересов. Мы начинаем разбираться в школах, вспоминаем программу за все классы, узнаем про разнообразные секции. Позже ориентируемся в молодёжных субкультурах, читаем про риск курения...

По мере того, как из беспомощного  состояния наш ребёнок вырастает в самостоятельную, имеющую интересы и ценности, заявляющую о своих правах уникальную личность, родительские заботы и обязанности также  колоссально  изменяются. Если малышу важнее всего забота, внимание, мы полностью отвечаем за него, и  имеем полное право на контроль, то подростку уже необходимо доверие, признание его уникальности и ценности, а также передача ответственности, а значит снижение родительского контроля. Результативное взаимоотношение  с ребёнком  творческий процесс. Он требует от нас новых способов проявления себя, новых качеств и навыков, и при этом  доставляет огромное количество радости и удовлетворения, дарит новизну переживаний, невиданный опыт и счастье совместного роста.

Радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, вместе находите  выход из создавшихся  ситуаций, ищите новые совместные интересы,  и у вас всегда будет повод гордиться своим ребёнком, самим собой и вашим хорошим взаимоотношением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...

Основные принципы работы специалистов психолого-медико-педагогического консилиума с проблемными детьми

В презентации рассматриваются задачи, принципы и функции ПМП консилиума образовательной организации. А также организация,  порядок проведения и ход заседания консилиума....

Выступление Т.В.Давтян на педсовете «Мотивация – основное условие успешного обучения» 17.02.2012 г. на тему «Из опыта работы с одаренными и мотивированными детьми»

Тезисно представлены методические рекомендации для коллег по развитию высоких способностей у детей и выстроены основные стратегии работы с одаренными детьми....

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Статья на тему "Основные принципы в работе с одаренными детьми "

Статья на тему "Основные принципы в работе с одаренными детьми "...

Выступление по теме "Готовность педагогов как один из основных факторов успешности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями."

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обе...

Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому

При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...