Гиперактивный ребёнок
консультация
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатель возрастной нормы.
Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и др.
Работая с гиперактивными детьми, необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения:
- в дошкольном возрасте обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания;
- можно вместе с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе;
- занятия желательно проводить в занимательной форме, в виде игры. В подвижных играх ребенок обучится контролировать свои движения. Важна совместная деятельность с родителями;
- помнить, что периоды продуктивной деятельности мозга составляют 15 минут, затем необходим короткий перерыв, физкультминутка;
- можно записать ребенка в спортивную секцию или интересующий его кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.
Взрослым необходимо:
- Понять – ребенок не виноват, что он такой, и наказания, замечания, окрики и нотации не приведут к улучшению его поведения, а порой еще и ухудшат его.
- Общаться с ребенком надо мягко, спокойно – без криков и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению.
- Для уверенности в себе ребенку необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость – но не слишком эмоционально.
- Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов, иначе ребенок «выключится». Задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы. Они должны быть выполнимы и физически, и по времени.
- Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. При этом ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением.
- В повседневном общении следует избегать резких запретов, лучше дать ребенку возможность выбора.
- Если ребенку трудно переключиться на новую деятельность сразу, лучше предупредить его за несколько минут до ее начала.
- Важно соблюдать режим дня.
Подготовила педагог-психолог Осинцева О.В.
статья «Гиперактивный ребенок в детском саду»
Педагоги и воспитатели детских садов обращаются к психологу с переживаниями о трудностях в работе с детьми, имеющими особенности в поведении. Особенно частая жалоба на импульсивность, сверхподвижность, невнимательность, неусидчивость ребенка. Родители тоже испытывают трудности в воспитании таких деток. Что это? - Просто здоровая активность и подвижность любознательного малыша? Или такое поведение обусловлено тревожностью ребенка? Или проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Всем работникам дошкольных учреждений нужно проявлять аккуратность в оценке поведения детей и остерегаться поспешных выводов. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. И, конечно же, право на его постановку имеет только специалист: психиатр или невролог. Диагноз ставиться только после проведения специальной диагностики, обследований, наблюдений, а никак на не основе фиксации излишней активности ребенка.
Поводом предложения родителям обратиться к специалистам за помощью (психологу, неврологу) может быть наличие следующих особенностей в поведении ребенка.
Критерии выявления гиперактивности у ребенка-дошкольника.
Особенности внимания (наличие 6 и более признаков)
1. Трудность удержания внимания
2. Частая забывчивость
3. Избирательность воспоминаний
4. Часто не откликается на обращение
5. Отказывается или с большой неохотой делает задания, требующие умственных усилий или большей аккуратности
6. Трудность усвоения речевой инструкции и непоследовательность в выполнении заданий
7. Часто не заканчивает задание, бросает начатое дело, не завершает игру
8. Теряет вещи, игрушки, предметы на занятиях
9. Легко отвлекается на посторонние раздражители
Высокая двигательная активность и импульсивность (наличие 6 и более признаков)
1. Спокойно сидеть не может (ерзает, вертится, двигает ногами, что-то крутит в руках)
2. Находится в постоянном движении (бегает, ползает, забирается куда-то)
3. На занятиях кричит ответ без разрешения, часто не может дослушать вопрос
4. Не может дождаться своей очереди в игре
5. Показывает низкий уровень произвольности, нарушает общие правила и правила в игре
6. Встревает в разговор взрослых, вмешивается в игру других детей без спроса
7. Постоянно говорит
8. Испытывает трудности засыпания, расслабления
9. Двигательная активность и импульсивность возрастают при увеличении нагрузки или при отсутствии дневного сна
Родителям гиперактивного ребенка необходимо обследовать его у невролога, получить рекомендации психолога по вопросам воспитания и развития. Не стоит торопиться с определением гиперактивного ребенка в детский сад на полный день. Необходимо постепенное привыкание к саду, начиная с нескольких часов. До трёх лет – возможно посещение развивающие занятия вместе с мамой. В 3-4 года – 2-3 часа в мини-садике, 4-5 лет — от нескольких часов до полудня, в 5-6 лет – возможен полный день пребывания в саду, соблюдая режим нагрузок и отдыха. При проявлении ребенком признаков переутомления (трудности засыпания, снижение аппетита, усиление перевозбуждения и трудности расслабления), необходимо снизить нагрузки, делать «выходные» ребенку. Очень полезны пешие прогулки, рисование пальцами, кистью; лепка, занятия с песком, водой. Помочь ребенку расслабиться, особенно перед сном, могут нежные поглаживания.
Для специалистов детских садов:
При комплектовании группы в детском саду учитывайте количество сверхподвижных малышей в ней. Работа эффективна при наличии не более одного-двух таких детей в группе.
Педагогам и воспитателям дошкольных учреждений (и родителям тоже!) важно знать правила работы с гиперактивными детьми:
1. Соблюдение режима дня, режима нагрузок и отдыха ребенка!
2. Проводить занятия в первой половине дня, исключить во второй половине дня кружки дополнительного образования. (Ошибочно: родители часто думают «Раз мой ребенок к вечеру имеет столько энергии, надо его чем-то полезным «загрузить»». И начинают водить ребенка вечером дополнительно на различные занятия, что ухудшает состояние ребенка)
3. Во время занятия ничего лишнего не должно отвлекать внимание ребенка.
4. Строить занятия с учетом потребности в движении (включать упражнения, при выполнении которого ребенок будет перемещаться, двигаться; использовать физкультминутки; давать такому малышу задания – например, стереть с доски, раздать карандаши или др…)
5. При сильном возбуждении предлагать ребенку интересные «тихие» игры.
6. Постараться подружить сверхактивного ребенка со спокойным сверстником.
7. Инструкции должны быть четкими и короткими. Просите ребенка их повторить.
8. Снизьте требования к аккуратности в начале освоения ребенком деятельности, формируя чувство успешности.
9. Предлагайте ребенку игры с правилами, поощряя их выполнение.
10. Используйте тактильный контакт (прикосновение, поглаживание)
11. На занятиях сажайте подвижного ребенка так, чтобы он меньше попадал в поле зрения других детей (например, сбоку или позади всех) И педагогу не придётся часто делать замечания, и ребенок будет удовлетворять свою потребность в активности, не мешая никому. При этом к малышу важно часто подходить, поглаживать или похлопывать дружески по плечу (и вместо замечаний, и в качестве поддержки и внимания к нему) (Ошибочно: Часто воспитатель ошибочно сажает такого ребенка рядом с собой, и для всех остальных детей он становится сильно «отвлекающим» и «мешающим» фактором в работе. Внимание детей всей группы снижается, воспитатель прилагает много усилий и часто делает подвижному ребенку замечания).
12. Количество замечаний должно быть меньше позитивных обращений к ребенку. Гиперактивные дети — очень чувствительные, они остро реагирует на замечания, запреты. Таким детям необходимо много поддержки, сочувствия, теплоты, помощи. (Ошибочное мнение: «Чем больше делать замечаний ребенка, тем он лучше поймет как себя вести»)
ВАЖНО, чтобы воспитатель психологически «принимал» гиперактивного ребенка, проявлял к нему интерес и участие! Задача психолога детского сада — оказывать помощь и поддержку воспитателям и педагогам в работе с такими детьми!
Будьте счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.
Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...
Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?
Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?...
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....
Гиперактивный ребёнок в школе и дома
Как проявляется гиперактивность? Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации психологов родителям гиперактивного ребенка....
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком
Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....
Что делать с гиперактивным ребёнком
Советы для родителей гиперактивного ребенка...
Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания
Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...