Гиперактивный ребёнок
консультация

Осинцева Ольга Викторовна

Гиперактивный ребёнок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx52.3 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок

        К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатель возрастной нормы.

        Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и др.

        Работая с гиперактивными детьми, необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения:

  • в дошкольном возрасте обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания;
  • можно вместе с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе;
  • занятия желательно проводить в занимательной форме, в виде игры. В подвижных играх ребенок обучится контролировать свои движения. Важна совместная деятельность с родителями;
  • помнить, что периоды продуктивной деятельности мозга составляют 15 минут, затем необходим короткий перерыв, физкультминутка;
  • можно записать ребенка в спортивную секцию или интересующий его кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.

Взрослым необходимо:

  1. Понять – ребенок не виноват, что он такой, и наказания, замечания, окрики и нотации не приведут к улучшению его поведения, а порой еще и ухудшат его.
  2. Общаться с ребенком надо мягко, спокойно – без криков и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению.
  3.  Для уверенности в себе  ребенку необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость – но не слишком эмоционально.
  4. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов, иначе ребенок «выключится». Задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы. Они должны быть выполнимы и  физически, и по времени.
  5. Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. При этом ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением.
  6. В повседневном общении следует избегать резких запретов, лучше дать ребенку возможность выбора.
  7. Если ребенку трудно переключиться на новую деятельность сразу, лучше предупредить его за несколько минут до ее начала.
  8. Важно соблюдать режим дня.

Подготовила педагог-психолог Осинцева О.В.

статья «Гиперактивный ребенок в детском саду»

   

      Педагоги и воспитатели детских садов  обращаются к психологу с переживаниями о трудностях в работе с Гиперактивный ребенокдетьми, имеющими особенности в поведении. Особенно частая  жалоба на  импульсивность, сверхподвижность, невнимательность, неусидчивость ребенка. Родители тоже испытывают трудности в воспитании таких деток. Что это? -  Просто здоровая активность и подвижность любознательного  малыша? Или такое поведение обусловлено тревожностью ребенка? Или проявлением  синдрома  дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

     Всем работникам дошкольных учреждений нужно проявлять аккуратность в  оценке  поведения детей и остерегаться поспешных выводов. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз.  И, конечно же, право на его постановку имеет только специалист: психиатр  или невролог. Диагноз ставиться только после проведения специальной диагностики, обследований, наблюдений, а никак на не основе фиксации излишней активности ребенка.

     Поводом предложения родителям обратиться  к специалистам за помощью (психологу, неврологу) может быть наличие следующих особенностей в поведении ребенка.

 

Критерии выявления гиперактивности у ребенка-дошкольника.

 

Особенности внимания (наличие 6 и более признаков)

1.      Трудность удержания внимания

2.      Частая забывчивость

3.      Избирательность воспоминаний

4.      Часто не откликается на обращение

5.      Отказывается или с большой неохотой делает задания, требующие  умственных усилий или большей аккуратности

6.      Трудность усвоения  речевой инструкции и непоследовательность в выполнении заданий

7.      Часто не заканчивает задание, бросает начатое дело, не завершает игру

8.      Теряет  вещи, игрушки, предметы на занятиях

9.      Легко отвлекается на посторонние раздражители

 

Высокая двигательная активность и импульсивность (наличие 6  и более признаков)

1.      Спокойно сидеть не может (ерзает, вертится, двигает ногами, что-то крутит в руках)

2.      Находится в постоянном движении (бегает, ползает, забирается куда-то)

3.      На занятиях кричит ответ  без разрешения, часто не может дослушать вопрос

4.      Не может дождаться своей очереди в игре

5.      Показывает низкий уровень произвольности,  нарушает общие правила и правила в игре

6.      Встревает в разговор взрослых, вмешивается в игру других детей без спроса

7.      Постоянно говорит

8.      Испытывает трудности засыпания, расслабления

9.      Двигательная активность и импульсивность возрастают  при  увеличении нагрузки или при отсутствии дневного сна

 

     Родителям гиперактивного ребенка необходимо обследовать его у невролога, получить рекомендации психолога по вопросам воспитания и развития. Не  стоит торопиться с определением гиперактивного ребенка в детский  сад на полный день. Необходимо постепенное привыкание к саду, начиная с нескольких часов.  До трёх лет – возможно посещение развивающие занятия вместе с мамой. В 3-4 года – 2-3 часа  в мини-садике, 4-5 лет — от нескольких часов до полудня, в 5-6  лет – возможен полный день пребывания в саду, соблюдая режим нагрузок и отдыха. При проявлении ребенком признаков переутомления (трудности засыпания, снижение аппетита, усиление перевозбуждения и трудности расслабления), необходимо снизить нагрузки, делать «выходные» ребенку. Очень полезны пешие прогулки, рисование пальцами, кистью; лепка, занятия с песком, водой. Помочь ребенку расслабиться, особенно перед сном, могут нежные поглаживания.

    

Для специалистов детских садов:

     При комплектовании группы в детском саду учитывайте количество сверхподвижных малышей  в ней. Работа эффективна при наличии не более одного-двух  таких детей в группе.

     Педагогам и воспитателям дошкольных учреждений (и родителям тоже!) важно знать правила работы с гиперактивными детьми:

1.      Соблюдение режима дня, режима нагрузок и отдыха ребенка!

2.      Проводить занятия в первой половине дня, исключить во второй половине дня кружки дополнительного образования. (Ошибочно: родители часто думают «Раз мой ребенок к вечеру имеет столько энергии, надо его чем-то полезным «загрузить»». И начинают водить ребенка вечером дополнительно на различные занятия, что ухудшает состояние ребенка)

3.      Во время занятия ничего лишнего не должно отвлекать внимание ребенка.

4.      Строить занятия с учетом  потребности в движении (включать упражнения, при выполнении которого ребенок будет перемещаться, двигаться;  использовать физкультминутки; давать такому малышу задания – например,  стереть с доски, раздать карандаши или др…)

5.      При сильном возбуждении предлагать ребенку интересные «тихие» игры.

6.      Постараться подружить сверхактивного ребенка со спокойным сверстником.

7.      Инструкции должны быть четкими и короткими. Просите ребенка их повторить.

8.      Снизьте требования к аккуратности в начале освоения ребенком деятельности, формируя чувство успешности.

9.      Предлагайте ребенку игры с правилами, поощряя их выполнение.

10.  Используйте тактильный контакт (прикосновение, поглаживание)

11.  На занятиях сажайте подвижного ребенка так, чтобы он меньше попадал в поле зрения других детей (например, сбоку или позади всех) И педагогу не придётся часто делать замечания, и ребенок будет удовлетворять свою потребность в активности, не мешая никому.  При этом к малышу важно часто подходить, поглаживать или похлопывать дружески по плечу (и вместо замечаний, и в качестве поддержки и внимания к нему)  (Ошибочно: Часто воспитатель ошибочно сажает такого ребенка рядом с собой, и для всех остальных детей он становится сильно «отвлекающим» и «мешающим» фактором в работе. Внимание детей всей группы снижается, воспитатель прилагает много усилий и часто делает подвижному ребенку замечания).

12.  Количество замечаний должно быть меньше позитивных обращений к ребенку. Гиперактивные дети — очень чувствительные, они остро реагирует на замечания, запреты. Таким детям необходимо много поддержки, сочувствия, теплоты, помощи. (Ошибочное мнение: «Чем больше делать замечаний ребенка, тем он лучше поймет как себя вести»)

ВАЖНО, чтобы воспитатель психологически «принимал» гиперактивного ребенка, проявлял к нему интерес и участие! Задача психолога детского сада — оказывать помощь и поддержку воспитателям  и педагогам в работе с такими детьми!

Будьте счастливы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...

Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?

Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?...

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

Гиперактивный ребёнок в школе и дома

Как проявляется гиперактивность?  Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации  психологов родителям гиперактивного ребенка....

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком

Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....

Что делать с гиперактивным ребёнком

Советы для родителей гиперактивного ребенка...

Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания

Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...