Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания
статья на тему

Петрова Ирина Аркадьевна

Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системой ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок,

коррекция воспитания

Автор:    учитель-дефектолог ГБДОУ №79

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Петрова Ирина Аркадьевна

декабрь 2017 год

Начало заболевания

Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системой ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может провести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 – критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. При обучении письму могут появляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы).

В психическом отношении они отстают в своём развитии (парциальные задержки развития на 1,5-1,7 года), однако стремятся руководить. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать, не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.

Кроме нарушения внимания, повышенной двигательной активности и импульсивности для детей с синдромом характерны чрезмерная болтливость, раздражительность, инфантильное поведение, излишняя капризность (особенно к концу дня), отказы что-либо делать, которые ничем не мотивируются, агрессивность и другие отклонения поведения.

По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы, наличие которых необходимо для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень – это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами заболевания.

Лечение и коррекция СДВГ

Лечение детей с синдромом внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в области клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

  • просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
  • обучение родителей и учителей поведенческим программам;
  • расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
  • специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
  • медикаментозная терапия;
  • аутогенная тренировка и суггестивная терапия (гипноз).

Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит изменение окружения ребёнка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Домашняя программа коррекции включает:

  • изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);
  • изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);
  • организацию режима дня и места для занятий;
  • специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки вознаграждения.

В домашней программе преобладает поведенческий аспект, в школе же основной упор делается на когнитивную терапию, чтобы помочь детям справится с трудностями.

Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям.

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения. У этих детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

Улучшение в поведении ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия будут вознаграждены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...

Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?

Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?...

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

Гиперактивный ребёнок в школе и дома

Как проявляется гиперактивность?  Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации  психологов родителям гиперактивного ребенка....

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком

Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....

Что делать с гиперактивным ребёнком

Советы для родителей гиперактивного ребенка...

Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка

Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для  своих родителей, для  дете...