Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?
консультация на тему
Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.doc | 533 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребёнок: лечить или воспитывать?
Активный ребёнок – это малыш, который нормально развивается, много двигается, любит бегать, прыгать, играть со сверстниками и стремится к познанию мира. А чем тогда отличается активный ребёнок от гиперактивного?
Тест на гиперактивность
Активный ребёнок
- Большую часть дня проявляет активность, предпочитает подвижные игры спокойным (кубики, пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – с удовольствием слушает книжку, рисует и собирает пазлы.
- Быстро и много говорит, задаёт большое количество вопросов.
- Легко засыпает, спокойно спит, нет проблем с пищеварением.
- Поведение меняется в зависимости от ситуации. Например, беспокойный и непоседливый дома, малыш может вести себя вполне спокойно в детском саду или в гостях у малознакомых людей.
- Не отличается повышенной агрессивностью, редко сам становится инициатором конфликта.
Гиперактивный ребёнок
- Находится в постоянном движении и не может себя контролировать, даже если он устал, продолжает двигаться, а выбившись из сил, плачет и устраивает истерики.
- Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
- С явным энтузиазмом берётся за задание, но почти никогда не заканчивает его.
- Не способен надолго сосредоточить внимание, даже на интересном для него занятии.
- Часто теряет вещи.
- Часто бывает болтливым. Когда говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт много вопросов, но редко выслушивает ответы.
- Гиперактивного ребёнка трудно уложить спать, и спит он беспокойно. У него часто бывают кишечные расстройства и склонность к аллергическим реакциям.
- Ребёнок в любых условиях: дома, в магазине, детском саду, на улице ведёт себя одинаково активно, не реагирует на запреты и ограничения, не подчиняется контролю, самоконтроль тоже отсутствует.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Причины гиперактивности
Специалисты выделяют три группы причин детской гиперактивности: наследственная предрасположенность; патологические отклонения в течение беременности и родов; психологические травмы в результате неправильного воспитания и нездоровой обстановки в семье.
Главное отличие гиперактивности от особенностей темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а нарушение психофизиологического здоровья, вызванное органическими повреждениями головного мозга в ходе беременности, родов и раннего периода жизни.
Как себя вести родителям
Чтобы помочь своему малышу преодолеть проблемы, родителям необходимо начать с себя: стать более организованными, научиться спокойно вести себя в любой ситуации, уделять больше внимания ребёнку, проявляя терпение, доброту и разумную строгость.
В первую очередь, родителям необходимо избегать крайностей в воспитании ребёнка: как проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, так и излишней строгости, требовательности, пунктуальности, жесткости в наказаниях.
Очень важно научиться внимательно, выслушивать то, что хочет сказать ребёнок, в противном случае, он не услышит взрослых. Чтобы добиться желаемого без крика родители могут многократно, нейтральным тоном, одними и теми же словами повторять свою просьбу.
Поскольку у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, они не восприимчивы к выговорам и наказанию, количество запретом и ограничений следует свести к разумному минимуму, избегать частого повторения слов «нет» и «нельзя», отказаться от физических наказаний. В то же время, не следует разрешать детям делать всё, что им захочется, нужно спокойно объяснить малышу, почему это вредно или опасно, или отвлечь его, переключить внимание на что-то другое.
При совсем неприемлемом поведении следует наказать ребёнка, это может быть словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение чего-то приятного.
Не следует настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало, извинился.
Не имеет смысла читать нотации, ребёнок всё равно их не слышит.
Оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегайте мест с большим скоплением людей (магазинов, рынков и пр.)
Необходимо эмоционально поддерживать малыша во всех попытках конструктивного, положительного поведения, хвалить ребёнка при каждом его успехе; такие дети очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение, поддержку. Очень важен эмоциональный контакт с ребёнком: добрый взгляд, прикосновение, внимание и общение. В трудной ситуации необходимо обнять малыша, прижать к себе, выслушать, успокоить.
- Условия, необходимые для формирования здоровой психики и адекватного поведения ребёнка:
- Спокойная психологическая обстановка в семье.
- Четкий распорядок дня с обязательными прогулками на свежем воздухе.
- Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Ребёнку необходимо выплёскивать энергию, научите его это делать.
- Контролировать эмоции помогут «агрессивные» игры, длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, плавание, бег, главное, чтобы ребёнок не переутомляется.
- Систематические занятия гимнастик5ой снимают напряжение и оказывают общеукрепляющее воздействие на весь организм.
- Приучайте малыша и к спокойным занятиям и играм, всячески поощряйте те виды деятельности, которые предполагают концентрацию внимания. Гиперактивным детям очень полезны игры с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Обязательно читайте малышу книги. Слушание книг развивает не только речь, но и внимание, память, мышление, интеллект.
- Работа с ребёнком проводится по нескольким направлениям: необходимо снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребёнка, то есть обращать внимание на то, что его заинтересовало, говорить с ним об этом, анализировать.
- Как можно чаще говорите ребёнку, как сильно вы его любите, ведь главный стимул развития ребёнка – это любовь родителей и сотрудничество с ними.
От того, в каком состоянии находится наш позвоночник, зависит здоровье в целом
Присмотритесь внимательно, как двигается, сидит или стоит ваш ребёнок. Возможно, то, что вы увидите, не вызовет эстетического удовольствия и даже уязвит родительское самолюбие… По наблюдениям врачей, почти треть детей уже в 5 лет имеют неправильную осанку. Причин, увы, может быть слишком много, начиная от родовой травмы и заканчивая привычкой малыша стоять, неправильно распределяя вес тела на стопы. Кроме того, важно, как малыш питается. Известно, что нехватка минеральных веществ способствует разрушению хрящевой ткани между позвонками, и позвоночник теряет гибкость.
Что мы имеем в итоге? Зачастую дети ходят, как старички, по лестнице поднимаются, держась за перила, некоторые сильно отстают от сверстников в росте. С этим надо что-то делать – решают мама и папа. Одних малышей определяют в спортивную секцию, других – отводят на занятия йогой.
Красиво – значит, правильно
Здоровый позвоночник – это в первую очередь правильная осанка. Вот её верные приметы – лопатки должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника на одном уровне, плечи также на одном уровне и слегка развёрнуты, позвоночник проходит по прямой линии, как струна.
Замечено, что многие дети (впрочем, как и большинство взрослых) не умеют правильно стоять. Они неравномерно распределяют вес на стопы, перенося всю тяжесть на пятки. В результате – позвоночник постепенно деформируется. Кроме того, перенапрягаются мышцы ног. Ребёнок устаёт, начинает переминаться с ноги на ногу и стремится быстрее присесть. Кстати, в это время он тратит много лишней энергии, чтобы удержать своё тело. Научите его стоять правильно: стопы должны быть параллельны друг другу, расстояние между ними примерно на ширине плеч, позвоночник прямой. В таком положении животик сам собой втягивается, грудная клетка расправляется и выдвигается вперёд, мышцы бёдер сокращаются. Всё тело, обретшее необходимые и правильные точки опоры, приобретает завидную устойчивость. Вначале хорошо проделать это немудрёное упражнение у стеночки, а потом – без опоры.
Упражнения этого комплекса можно осваивать приблизительно с 3-4 лет и выполнять регулярно. Они помогут сохранить не только красивую осанку, но и подвижность суставов рук, позволят укрепить мышцы спины, улучшить кровообращение позвоночника и головного мозга. Комплекс рассчитан на 5 минут, а делать его можно где угодно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком.
Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи:- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);- научить ребенка навыкам двигательного контрол...
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....
Гиперактивный ребёнок в школе и дома
Как проявляется гиперактивность? Признаки, выделяемые психологами и являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей. Рекомендации психологов родителям гиперактивного ребенка....
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком
Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....
Что делать с гиперактивным ребёнком
Советы для родителей гиперактивного ребенка...
Гиперактивный ребёнок, коррекция воспитания
Возникновение симптомов заболевания с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Под...
Игра, как способ коррекции поведения гиперактивного ребёнка
Гиперактивные дети зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для своих родителей, для дете...