Роль школы в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, мы не застрахованы от промахов и перекосов. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся: неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.
Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? И какова роль школы в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkoly_v_formirovanii.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»
Районные педагогические чтения
Роль школы в формировании
единства духовно-нравственных ценностей
двух поколений
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 10 класса
Кардаильская Надежда Анатольевна
2018 г.
Роль школы в формировании
единства духовно-нравственных ценностей двух поколений.
- Поколения «отцов» и «детей».
Поколения бесконечно сменяются одно другим, и каждое открывает что-то новое в своём времени. Люди пытаются передать опыт потомкам, но часто забывают о том, что «дети» сами совершают открытия, узнают мир по-своему. Безусловно, нужно сохранять накопленные знания, но также учитывать и то, что для современной жизни необходимо их постоянное обновление. «Дети» всегда будут считать взгляды «отцов» отжившими себя, в то время как «отцы» не будут воспринимать «детей» из-за их неопытности. Чтобы проблема прошлого и нынешнего поколения не стояла так остро, усилия к её решению должны прикладывать обе стороны. Молодым стоит прислушиваться к тому, что говорят их родители. Ведь как бы ни изменялось общество, некоторые правила будут существовать всегда. А взрослым нужно помнить, что прежде чем стать «отцами», которые учат правильному взгляду на жизнь, они и сами были такими же «детьми», отрицающими и непокорными.
С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся: неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.
Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей?
Исследователи утверждают, что примерно каждые 20 лет в мире происходит смена поколений, на «арену» выходят люди с новыми ценностями, новым складом ума, которые обладают другими жизненными траекториями.
В последнее время теория поколений приобрела популярность, и часто мы можем слышать упоминания о поколениях X, Y и Z.
Поколение X – это старшее поколение, они образованные и грамотные, нацелены на упорную работу и индивидуальный успех, привыкли строить свою карьеру на протяжении всей жизни, постепенно двигаясь в выбранном направлении.
Поколение Y – люди среднего поколения, особенностью их можно назвать широкое распространение Интернета, поп-культуры, мобильной связи в период их становления, что оказало большое влияние на их ценности и установки. Игреки привыкли постоянно находиться на связи, для них важна коммуникация, сотрудничество, карьерный рост. Они стремятся к разнообразию работы, подстраиваются под изменяющиеся условия.
Поколение Z – это молодые люди, выросли в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем предыдущее поколение, более ориентированы на себя, собственный мир, привыкли к визуальному восприятию информации.
Ценности прошлых лет сменились иными, это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи. В работе с детьми не эффективны разовые меры. Необходим комплексный, системный подход, связь с родителями.
- Взаимодействие школы и семьи
Эффективность современного воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Особую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
До поступления в школу семья для ребенка – его основной «университет». Л.Н.Толстой утверждал, что к пяти годам он узнал о жизни столько, сколько не постиг за всю оставшуюся жизнь. Психологи и педагоги в один голос утверждают, что раннее детство - это самое активное время для воспитания. Учителя начальных классов хорошо знают, как тяжело приходится детям, не получившим «воспитательного старта» в родной семье.
К сожалению, в последнее время родителей, не умеющих воспитыватьсвоих детей, становится все больше. Поколение родителей времен перестройки частично потеряло духовные ориентиры и совершает ряд ошибок в воспитании своих детей:
- бесконтрольность
- эгоизм родителей, минимальное общение с детьми
- отсутствие взаимопонимания
- преувеличение реальных способностей ребенка
- игра в демократию
- попытка реализовать свои мечты через ребенка
- чрезмерная критика за ошибки
- угрозы, унижение для наказания
- невнимание к мнению ребенка
- тотальный контроль и категорические запреты
- принижение роли труда в жизни человека
Слова «труд» люди стали стесняться. Человек трудящийся, по мнению подростков, а частично и родителей, - глупый и неприспособленный к современным реалиям жизни. Такая пропаганда неминуемо приведет наших детей к моральной деградации. И воспрепятствовать этому может только крепкая, сильная своими нравственными принципами и традициями, семья.
Родителям необходимо помнить, что семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков.
Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.
- Работа с родителями
Как же школа может помочь в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений?
Во-первых, вести пропаганду понятия «семья». Защита семьи – это борьба за будущее нашей страны.
Во-вторых, возрождение духовности и нравственности. Ведь поколение родителей воспитывалось именно на таких ценностях.
Элементами системы работы с родителями являются:
изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;
установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;
последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;
систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника;
совместное принятие решений, способствующих успешному воспитанию детей;
оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;
содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;
привлечение родителей к внеклассной работе с учащимися в школе.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни открытых дверей;
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
- шефская помощь.
4. Практическая часть
В качестве примера проводимых мероприятий может служить игра «Отцы и дети», проведенная в 10 классе.
Игровая форма предполагает тесное общение, обмен опытом, сближает родителей и детей, помогает избежать проблем в будущем.
Задания: 1. Знаем ли мы друг друга?
2. Ситуация «Дочь (сын) хочет идти на ночную дискотеку», «Сыну (дочери) надоело учиться». Установка: разрешить конфликт мирным путем.
3. Словарь. Как говорят дети, понимают ли их родители.
4. Отец и сын. Отец и сын из разных команд дают одновременно ответы, поднимая таблички (мама, папа, мама и папа). Видно, как информированы друг о друге, какими глазами смотрят на мир разные поколения.
5.Сценка «Статуя ребенка». О нашем отношении к детям. Больше грустного, чем смешного.
6. Практическое задание: заменить выражения, не желательные для употребления в семье.
7. Дарю тепло. Коллективное творческое дело объединяет.
Родители пишут пожелания детям.
Дети – добрые слова родителям.
8. Музыкальная страничка.
Вывод: школа может и должна помочь в формировании духовно-нравственных ценностей двух поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...
Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.
Данный материал для классного руководителя, воспитателя образовательного учреждения, содержит опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Развивая у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...
Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...
Выступление на тем: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие школы, семьи и РПЦ".
Выступление на тему духовно-нравственного воспитания молодежи....
РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ
РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ...