Роль школы в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, мы не застрахованы от промахов  и перекосов. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся: неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.

Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? И какова роль школы в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_shkoly_v_formirovanii.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»

Районные педагогические чтения

Роль школы в формировании

единства духовно-нравственных ценностей

двух поколений

учитель русского языка и литературы,

 классный руководитель 10 класса

Кардаильская Надежда Анатольевна

2018 г.

Роль школы в формировании

единства духовно-нравственных ценностей двух поколений.

  1. Поколения «отцов»  и «детей».

Поколения бесконечно сменяются одно  другим, и каждое открывает что-то новое в своём времени. Люди пытаются передать опыт потомкам, но часто забывают о том, что «дети» сами совершают открытия, узнают мир по-своему. Безусловно, нужно сохранять накопленные знания, но также учитывать и то, что для современной жизни необходимо их постоянное обновление. «Дети» всегда будут считать взгляды «отцов» отжившими себя, в то время как «отцы» не будут воспринимать «детей» из-за их неопытности. Чтобы проблема прошлого и нынешнего поколения не стояла так остро, усилия к её решению должны прикладывать обе стороны. Молодым стоит прислушиваться к тому, что говорят их родители. Ведь как бы ни изменялось общество, некоторые правила будут существовать всегда. А взрослым нужно помнить, что прежде чем стать «отцами», которые учат правильному взгляду на жизнь, они и сами были такими же «детьми», отрицающими и непокорными.

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся: неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.

Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей?

Исследователи утверждают, что примерно каждые 20 лет в мире происходит смена поколений, на «арену» выходят люди с новыми ценностями, новым складом ума, которые обладают другими жизненными траекториями.

В последнее время теория поколений приобрела популярность, и часто мы можем слышать упоминания о поколениях X, Y и Z.

Поколение X – это старшее поколение,  они образованные и грамотные,  нацелены на упорную работу и индивидуальный успех, привыкли строить свою карьеру на протяжении всей жизни, постепенно двигаясь в выбранном направлении.

Поколение Y – люди среднего поколения, особенностью их можно назвать широкое распространение Интернета, поп-культуры, мобильной связи в период их становления, что оказало большое влияние на их ценности и установки. Игреки привыкли постоянно находиться на связи, для них важна коммуникация, сотрудничество, карьерный рост. Они стремятся к разнообразию работы, подстраиваются под изменяющиеся условия.

Поколение Z – это молодые люди,  выросли в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем предыдущее поколение, более ориентированы на себя, собственный мир, привыкли к визуальному восприятию информации.

Ценности прошлых лет сменились иными, это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи. В работе с детьми не эффективны разовые меры. Необходим комплексный, системный подход, связь с родителями.

  1. Взаимодействие школы и семьи

Эффективность современного воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Особую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

До поступления в школу семья для ребенка – его  основной «университет». Л.Н.Толстой утверждал, что к пяти годам он узнал о жизни столько, сколько не постиг за всю оставшуюся жизнь. Психологи и педагоги в один голос утверждают, что раннее детство - это самое активное время для воспитания. Учителя начальных классов хорошо знают, как тяжело приходится детям, не получившим «воспитательного старта» в родной семье.

К сожалению, в последнее время родителей, не умеющих воспитыватьсвоих детей, становится все больше. Поколение родителей времен перестройки частично потеряло духовные ориентиры и совершает ряд ошибок в воспитании своих детей:

  • бесконтрольность
  • эгоизм родителей, минимальное общение с детьми
  • отсутствие взаимопонимания
  • преувеличение реальных способностей ребенка
  • игра в демократию
  • попытка реализовать свои мечты через ребенка
  • чрезмерная критика за ошибки
  • угрозы, унижение для наказания
  • невнимание к мнению ребенка
  • тотальный контроль и категорические запреты
  • принижение роли труда в жизни человека

 Слова «труд» люди стали стесняться. Человек трудящийся, по мнению подростков, а частично и родителей, -  глупый и неприспособленный к современным реалиям жизни. Такая пропаганда неминуемо приведет наших детей к моральной деградации. И воспрепятствовать этому может только крепкая, сильная своими нравственными принципами и традициями, семья.

Родителям необходимо помнить, что семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.

  1. Работа с родителями

Как же школа может помочь в формировании единства духовно-нравственных ценностей двух поколений?

Во-первых, вести пропаганду понятия «семья». Защита семьи – это борьба за будущее нашей страны.

        Во-вторых, возрождение духовности и нравственности. Ведь поколение родителей воспитывалось именно на таких ценностях.

Элементами  системы работы с родителями являются:

изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;

установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;

последовательное психолого-педагогическое  просвещение  родителей;

систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника;

совместное принятие решений, способствующих успешному  воспитанию детей;

оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;

содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;

привлечение родителей к внеклассной работе с учащимися в школе.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни открытых дверей;

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;

- шефская помощь.

4. Практическая часть

В качестве примера проводимых мероприятий может служить игра «Отцы и дети», проведенная в 10 классе.

Игровая форма предполагает тесное общение, обмен опытом, сближает родителей и детей,  помогает избежать проблем в будущем.

Задания: 1. Знаем ли мы друг друга?

2. Ситуация «Дочь (сын) хочет идти на ночную дискотеку», «Сыну (дочери) надоело учиться». Установка: разрешить конфликт  мирным путем.

3. Словарь. Как говорят дети, понимают ли их родители.

4.   Отец и сын. Отец и сын из разных команд дают одновременно ответы, поднимая таблички (мама, папа, мама и папа). Видно, как информированы друг о друге, какими глазами смотрят на мир разные поколения.

5.Сценка «Статуя ребенка». О нашем отношении к детям. Больше грустного, чем смешного.

6. Практическое задание: заменить выражения, не желательные для употребления в семье.

7. Дарю тепло. Коллективное  творческое дело объединяет.

Родители пишут пожелания детям.

Дети – добрые слова родителям.

8. Музыкальная страничка.

Вывод: школа может  и должна помочь в формировании духовно-нравственных ценностей двух поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.

Данный материал для классного руководителя, воспитателя образовательного учреждения, содержит опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Развивая  у обучащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географи...

Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ...