Выступление на тем: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие школы, семьи и РПЦ".
статья (5 класс)

Зенкова Виктория Александровна

Выступление на тему духовно-нравственного воспитания молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников - взаимодействие школы, семьи и Русской Православной Церкви.

Развитие и становление системы воспитания и образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.

Военные победы и государственные реформы Петра Великого сыграли в истории нашей страны колоссальную роль. Без него совсем другой была бы современная карта мира и судьба нашей страны. За время своего правления он превратил патриархальную Русь в огромную, мощную Российскую империю, в сильную и просвещённую европейскую державу, с которой стал считаться весь мир. Наследие Петра I, решения, которые принимались в тот период, до сих пор во многом являются базой, на которой стоит наше государство, наше военное и инженерное дело, в значительной степени административная система, частично правовая система и, конечно, культура.

Затевая в России масштабные перемены, Петр Первый, великий император-реформатор, не мог обойти своим вниманием вопрос образования и воспитания молодёжи. Он знал — именно от подрастающего поколения зависит, какое будущее ждёт страну,

Политика царя, направленная на быстрое военное, политическое и экономическое усиление России, предполагала усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе. Потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла.

Идея Петра подготовить некоторый ученый контингент, отправляя молодежь обучаться за границу, и с его помощью наладить обучение в России вытекала из этой задачи. Тем не менее, В.О. Ключевский, развенчивая обиходное мнение о Петре I как о западнике, в статье «Петр Великий среди своих сотрудников» писал: «Он знал, что хорошо в Европе, но никогда не обольщался ею, и то хорошее, что удалось перенять оттуда, считал не ее благосклонным даром, а милостью провидения». Таким образом, сближение с Европой было для Петра средством, а не целью. Какова же была цель, задается вопросом историк? В «Курсе русской истории» он отвечает таким образом: «В ответ на этот вопрос надобно припомнить, зачем посылал Петр десятки русской молодежи за границу и каких иноземцев выписывал из-за границы». С их помощью «Петр заводил в России то, что он видел полезного на Западе, и чего не было в России. Необходимы были свои учебные заведения, готовящие специалистов для военного дела, растущей промышленности и управления. Эпоха Петра вызывала и вызывает серьезные разногласия у историков.

Оценки ее противоречивы, значение несомненно: вся отечественная история обычно подразделяется на до – и послепетровскую эпоху. Отмечаются несравнимые с предшествующими веками технический и технологический прогресс, военные успехи и приобретение Россией статуса мировой державы и империи, укрепление государственности [3]. Но наряду с этими достижениями уже современники Петра говорили о резком падении нравственности в различных сословиях государства, о начале упадка духовенства и церковного устроения, усилении заимствования, наряду с техникой, духовно-культурных особенностей западноевропейского мира.

Возможно и сам император осознавал все эти факты, и поэтому повелел подготовить манускрипт с наставлениями для молодых людей — «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению».

«Уважаемые авторы»

Составить свод правил для юношества император поручил епископу Гавриилу, своему верному сподвижнику и значительному церковному деятелю той эпохи.

Соавтором Гавриила стал Яков Брюс — знаменитый политик, инженер и учёный. Во времена Петра Брюс был одним из самых образованных людей России и владел крупной библиотекой, поэтому мог оказать огромную помощь в важном деле.

Еще одним автором «Зерцала» считается Иоганн Паузе — немецкий учёный, живший в России. Паузе занимался переводами и стихосложением, поэтому император часто поручал ему написание различных литературных трудов.

В работе принимал участие и сам император — Пётр редактировал и дополнял разделы.

Что касается прообразов «Зерцала», вероятнее всего, ими были европейские своды правил для молодёжи. Взяв лучшее из зарубежных источников и добавив в текст собственные мысли, в 1717 году авторы выпустили книгу в свет.

«Не только правила хорошего тона»

Книга стала настоящим бестселлером — в год выхода тираж допечатывали два раза, еще один раз — через два года, и многократно впоследствии.

Это неудивительно — манускрипт был не только учебником хороших манер, но и пособием по иностранным языкам, фехтованию, верховой езде.

В то время страна переходила на гражданский (взамен церковнославянского) шрифт и арабские (взамен кириллической цифири) цифры. Именно в «Зерцале» было показано, как писать новые буквы и цифры правильно.

Но, конечно, самым крупным и важным разделом манускрипта стал свод правил поведения, которых должны были придерживаться все молодые люди из хороших семей. В «Зерцале» описывалось буквально всё — от этикета за столом до дисциплины на государственной службе. Отдельно были прописаны добродетели благопристойных девушек, следовать которым должна была каждая дворянка.

«О почитании родителей»

Отца и мать в великом уважении содержать.

Разговоры старших не обрывать и им не прекословить.

Когда отец или мать обращаются — отвечать сразу и вежливо: «Что изволите, государь батюшка, государыня матушка», а не: «Что хочешь?»

Без родительского наказа никого не бранить, а если таковое случилось — делать это вежливо.

«О хороших манерах»

Любить труд, быть усердным и бодрым, подобно стрелке в часовом механизме.

От блуда и пьянства себя беречь, поскольку от того появляются беды и напасти.

На прохожих искоса не глядеть, ступать прямо, выглядеть благообразно.

В церкви мысли к Богу направить, а на девиц в доме Божьем не пялиться.

Смирно кушать — руками и ногами по столу не колобродить. Вилками и ножами не чертить, не колоть и не стучать.

В лицо другому не кашлять и не рыгать, а рот всегда рукой затворять.

Прилюдно в носу перстом не чистить.

На прохожих, гуляя, не глазеть и рот, как ленивый осёл, не разевать. Ступать благочинно и молиться.

«О девичьей чести»

Когда взирают, очи в землю потуплять и краснеть.

Бранных слов и песен не слушать — уши свои от них затворять

Ходить медленно, павой, через улицы резво не бегать, с молодцами не смеяться и не веселиться.

Таким образом, воспитательное значение петровского времени состоит и в том, что реформы его сами по себе воспитывали народ, и в действиях властей, направленных на изменение народного сознания. Последнее имело далеко идущие последствия, неоднозначные по своему смыслу, положительные в плане приобретения знаний и скорее отрицательные в плане нравственного развития. Единое русское просвещение с эпохи Петра начинает делиться не только на светское и духовное, но и на элитарное и народное. Взвешенный подход к оценке деятельности Петра встречаем в книге «Русская симфония» митр. Иоанна Снычева: «Впрочем, рассуждая о Петре Великом, его деятельности и его эпохе, важно не впасть в одну из двух крайностей, традиционно свойственных отечественной историографии. Так, неуемные почитатели Петра, безудержно идеализируя как его самого, так и все, что он делал, отстаивают то убеждение, что без великих реформ допетровская Русь безнадежно отстала бы от «просвещенной» и «цивилизованной» Европы.

Это, конечно, не так. Но, с другой стороны, попытки представить «великого преобразователя» в образе демоническом, как едва ли не сознательного врага русского благочестия, тоже грешат искажениями и натяжками». Вероятнее всего, Петра меньше всего интересовал слом старой русской жизни и его последствия: ему надо было вооружить страну передовыми технологиями и военными средствами, сделать ее мировой державой, способной отстаивать свою культурную, экономическую и политическую независимость. Однако в сознании народа просветительная деятельность Петра представлялась продолжением начавшегося при царе Алексее непонятного посягательства на чистоту родной веры и крепость обычаев, что принесло немалый ущерб результатам реформ. Воспитание в петровскую эпоху имеет значение и для сегодняшнего времени не только в плане научно-историческом, но и практическом: исключительно осторожно надо подходить к заимствованиям из других культур, а также трезво оценивать разновекторные результаты научно-технического прогресса, который никак нельзя ставить во главу образования и воспитания.

У современных  учителей есть уникальная сокровищница — опыт традиционного семейного воспитания предшествующих поколений и классическая российская педагогика  . Чтобы овладеть всем этим  богатствами, необходимо знать ее язык, понимать ее логику, видеть «точку отсчета». Но и не забывать, что времена и нравы современного мира очень изменчивы.

Современное российское общество переживает непростой период -кризис духовных ценностей. В настоящее время материальное доминирует над духовным. В сознании ребенка размыты такие понятия, как доброта, милосердие, справедливость. Ребенку с детства навязывают то, что главное в жизни – иметь престижную работу, высокую зарплату, добиваться положения в обществе. И совсем неважно, какими способами это достигается. Очевидным становится кризис семейных ценностей, повлекший за собой духовный упадок общества.

Духовно-нравственное начало человека связанно прежде всего с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта,  с духовным обогащением общества. Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, школа и церковь.

Семья. Нравственное становление ребенка происходит прежде всего в семье.

В современном мире меняются взгляды на распределение обязанностей родителей в семье, на воспитание детей. Женщина перестала быть хранительницей домашнего очага, а мужчина – добытчиком. Теряются многие традиции, которые во все времена служили связью поколений. Современный уклад жизни разрушает традиционные семейные связи. У нынешних родителей не остается ни душевных, ни физических сил на общение в семье, воспитание детей.

Школа может и конечно же должна, оказать в воспитании ребенка большое подспорье, но ей не под силу взять на себя нравственное воспитание во всей полноте. Как же хочется увидеть реальное сотрудничество семьи и школы в современном образовательном пространстве.

Школа. Изучение школьных дисциплин и наук может быть благотворно и полезно только тогда, когда оно направлено не только на обучение но и на духовно-нравственное воспитание. Солнце светит и греет. Одного света просвещения сегодня не достаточно, нужна теплота, т.е. польза: при просвещении ума- образование сердца, доброта души.

Школа может и содействует формированию истинных ценностей у детей: долг, честь ,Родина, вера.

Церковь. Воспитание нравственно здорового человека, патриота на примерах древней церковной литературы, которая была глубоко патриотичной, учила беззаветной любви к Родине, воспитывала в чадах  любовь и гражданственность

Духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской православной культуры. Нет, конечно же, сегодня нельзя отрекаться от достижений современной науки и техники. Отрицать новое в современном мире, значит реально потерять подрастающее поколение. Обращение к системе православных ценностей в школе – это возможность воспитать нравственное поколение, а также оздоровить общество в целом используя современные знания. Нужно помнить, что нет волшебных книг, прочитав которые наши дети станут нравственно  чище, нет волшебных палочек, а есть только труд и пример . Труд взрослого над самим собой, потому- что на примерах учатся. И то какой пример будут видеть наши дети зависит от нас.

Только вместе – школа, семья, церковь, государство, сплотившись ради единой цели, могут посеять в ребенке и взрастить зерно любви и добра, истины, правды, гармонии с окружающим миром; воспитывать человечность, сочувствие, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

Социокультурное воспитание подрастающего поколения ГБОУ Школа № 717 в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей

Современное образование имеет своей целью  формирование ключевых компетенций личности. Особое место отводится  социализации учащихся, их включение в общественную жизнь, выработку активной гр...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Выступление по теме "Опыт МБОУ "Гимназия № 4" г. Смоленска по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения"

Программа городского форума "Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников: опыт и перспективы", посвященный 74-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчик...