Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"
рабочая программа на тему
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3prog_yunyy_dizayner.razvitie_masterstva2019g.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Кондинского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Согласована районным экспертным советом __________________ ___________________ ___________________ Дата___________ | Утверждена директором МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» __________И.В. Коркишко |
Программа
« Юный дизайнер. Развитие мастерства»
Художественное направление
Возраст детей 12-14 лет
срок реализации 1год
Первухина Е.Ю.
педагог дополнительного образования Изостудия «Модерн»
высшая квалификационная категория
г.п. Междуреченский
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тот, у кого есть талант, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. |
Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 12 -14 лет. Определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный дизайнер. Развитие мастерства» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в эстетической деятельности.
Направленность образовательной программы «Юный дизайнер. Развитие мастерства» (далее программы) художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников среднего звена к основам дизайна, с целью развития их творческого потенциала.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность изучать , совершенствовать различные техники изобразительного искусства и применять их при проектировании и художественном коструировании.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к успешной социализации. Одной из целевых установок, обеспечивающих эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для формирования у него установки на творческую деятельность.
Цель программы
Формирование художественно-творческих способностей детей среднего школьного возраста, через проектно-художественную деятельность (дизайн), приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Дидактические принципы построения и реализации программы, обусловленные единством воспитательное-образовательного пространства:
- принцип культур сообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизмами предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Отличительные особенности программы:
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).
Возраст обучающихся: от 12 до 14 лет.
Из обучающихся объединения по программе, формируются группы. Группы, смешанные по полу (девочки, мальчики). В программе учитываются возрастные и психологические особенности детей. Количество обучающихся в каждой группе – 10 человек.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 час.
Количество часов на каждую группу по модулям составляет:
Возраст учащихся | Количество учебных часов в неделю | Количество учебных часов в год |
12-14 | 6 | 216 |
Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 3 часа
Форма и режим занятий:
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Прогнозируемые результаты программы
Личностные результаты:
- в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих в России и художественных музеях своего региона;
- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности;
-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- последовательность ведения работы в рисунке, живописи, тематической или декоративной композиции; систему теоретических основ изобразительного искусства (законы конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции);
- основы рисования в программе Corel Painter, Adobe Photoshop;
должны уметь:
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно
проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и
натюрморты, человека, животных и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной
выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления;
- с помощью рисунка целенаправленно изучать форму, пространственное
положение объектов, важные и интересные события окружающей жизни;
- в тематической композиции самостоятельно применять законы перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для выполнения замысла;
- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя
идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы
произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;
- выделять части рисунка в Adobe Photoshop, перемещать их, изменять масштаб;
- работать со слоями в Adobe Photoshop, создавать новые слои, удалять, перемещать их;
- создавать заливки и текстуры;
- создавать изображения в программе Corel Painter, использовать графический планшет;
- владеть инструментами Corel Painter;
Учебный план
№п/п | Разделы | часы |
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Мир дизайна | 3 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 3 |
4 | Основы композиции. | 40 |
5 | Основы цветоведения. | 8 |
6 | Рисунок | 40 |
7 | Живопись | 40 |
8 | История искусства | 6 |
9 | Графический дизайн. (Черчение) | 10 |
10 | Графический дизайн. Компьютерная графика | 15 |
11 | Дизайн интерьера | 10 |
12 | Ландшафтный дизайн | 8 |
13 | Архитектура | 8 |
14 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 8 |
15 | Итоговое занятие | 8 |
16 | Выставка работ | 6 |
Итого: | 216 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
Теория | Практ. работа | Итого | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 2 | 3 |
2 | Мир дизайна | 1 | 2 | 3 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 1 | 2 | 3 |
4 | Основы композиции. | 2 | 4 | 6 |
5 | Основы цветоведения. | 1 | 2 | 3 |
6 | Графический дизайн. | 18 | 54 | 72 |
6.1 | Графический дизайн и его направления. |
|
|
|
6.1.1 | Графический дизайн и его направления. | 1 | 2 | 3 |
6.1.2 | Инструменты и материалы художника-графика. | 1 | 2 | 3 |
6.1.3 | Шрифт. Проект «Эмоционально-ассоциативные надписи». | 2 | 10 | 12 |
6.2 | Графический дизайн. Черчение. |
|
|
|
6.2.1. | Правила оформления чертежей. | 2 | 4 | 6 |
6.2.2. | Шрифты. | 2 | 4 | 6 |
6.2.3. | Нанесение размеров. Масштабы | 2 | 4 | 6 |
6.2.4. | Проецирование на 3 плоскости проекции | 2 | 10 | 12 |
6.2.5. | Анализ геометрической формы предмета | 1 | 2 | 3 |
6.2.6. | Проекции вершин, рёбер, граней предмета | 2 | 4 | 6 |
6.2.7. | Комплексный чертеж в системе прямоугольных проекций | 2 | 10 | 12 |
6.2.8. | Разновидности графических изображений | 1 | 2 | 3 |
7 | Промышленный дизайн | 6 | 18 | 24 |
7.1 | Промышленный дизайн и его направления. | 1 | 2 | 3 |
7.2 | Основы проектирования. | 1 | 2 | 3 |
7.3 | Макетирование. | 2 | 4 | 6 |
7.4 | Коллективный мини-проект «Разработка изделия». | 2 | 10 | 12 |
8 | Дизайн интерьера | 6 | 18 | 24 |
8.1 | Из истории интерьеров. | 1 | 2 | 3 |
8.2 | Цвет в интерьере. | 1 | 2 | 3 |
8.3 | Элементы интерьера. Объекты декорирования. | 2 | 10 | 12 |
8.4 | Проект «Комната моей мечты» | 2 | 4 | 6 |
9 | Ландшафтный дизайн | 6 | 18 | 24 |
9.1 | Стили в ландшафтном дизайне. | 1 | 2 | 3 |
9.2 | Элементы ландшафтного дизайна. Объекты декорирования. | 2 | 4 | 6 |
9.3 | Ландшафтный дизайн по правилам. | 1 | 2 | 3 |
9.4 | Проект «Мой райский уголок». | 2 | 10 | 12 |
10 | Архитектура | 6 | 18 | 24 |
10.1 | Стили в архитектуре | 1 | 2 | 3 |
10.2 | Элементы экстерьера. Объекты декорирования. | 1 | 2 | 3 |
10.3 | Этапы проектирования архитектурного сооружения. | 2 | 4 | 6 |
10.4 | Проект «Я построю дом». | 2 | 10 | 12 |
11 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 6 | 18 | 24 |
11.1 | Имидж человека и его составляющие. | 1 | 2 | 3 |
11.2 | Визаж и дизайн причёсок. | 1 | 2 | 3 |
11.3 | Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. | 2 | 4 | 6 |
11.4 | Проект «Сценический костюм и макияж» | 2 | 10 | 12 |
12 | Итоговое занятие | 1 | 2 | 3 |
13 | Выставка работ | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 56 | 160 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие.
Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении.
Раздел 2. Мир дизайна.
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.
Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.
Техника безопасной работы циркулем, ножницами.
Раздел 4. Основы композиции.
Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Целое и его часть. Ритм как способ организации композиции. Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела. Детальное изучение природных форм, их рассматривание. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.
Пропорции. Симметрия и асимметрия. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Решение композиционных задач. Варианты: тренинг «Какой фигуры не
хватает?» и «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?», составление натюрмортов «Дары осени», «Геометрические формы», выполнение аппликаций «Самый красивый город», «Город будущего».
Раздел 5. Основы цветоведения.
Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Соединение цветов с помощью цветового круга. Варианты: составление натюрмортов «Цветные кубики», «Сокровища рукодельницы», выполнение аппликаций «Цветная карусель», «Павлово-Посадский платок».
Раздел 6. Графический дизайн.
Графический дизайн как область дизайна, занимающейся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы). Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. Многообразие шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Эмоционально-ассоциативная выразительность надписей. Выполнение шрифтовой надписи. Цветовое решение. Основные инструменты и материалы художника-графика. Некоторые правила и приёмы работы инструментами и с материалами.
Краткая история черчения. Инструменты и принадлежности чертёжника. Правила техники безопасной работы с инструментами и материалами. Правила оформления чертежей. Понятие о ГОСТе. Рамка, основная надпись. Линии чертежа. Шрифты. Общие правила нанесения размеров. Условности и упрощения при нанесении размеров. Габаритный размер. Масштабы уменьшения и увеличения. Натуральный масштаб. Проецирование на 3 плоскости проекции. Выбор главного вида. Алгоритм построения 3-го вида по 2-м заданным. Анализ геометрической формы предмета. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Разновидности графических изображений.
Раздел 7. Промышленный дизайн.
Промышленный дизайн и его направления. Понятие о промышленном дизайне. Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды ит. д.) Основы проектирования. Общее представление об этапах проектирования. Системный подход к дизайнерским проектам. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскиз. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Различные виды представления проектов: эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т. д. Макетирование. Макетирование как вид представления проектов. Наглядность. Объёмность. Выбор материалов для создания макетов. Этапы выполнения макетов из различных материалов. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Раздел 8. Дизайн интерьера.
Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Композиция интерьеров. Стили интерьеров. Цвет в интерьере. Роль цвета в интерьере. Освещение. Способы и приёмы декорирования интерьера. Элементы интерьера. Объекты декорирования. Интерьер жилых помещений. Обустройство спального места. Дизайнерский подход к обычным предметам. Арт-дизайн. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Анализ стилей в интерьере.
- Проект «Комната моей мечты». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: детская комната, спальня, оформление сцены к школьному празднику…
Раздел 9. Ландшафтный дизайн.
Из истории ландшафтного дизайна. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Стили ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн по правилам. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа, террасы, дорожки, элементы озеленения. Элементы ландшафтного дизайна. Объекты декорирования. Растения и кустарники, применяемые для создания живых изгородей и бордюров; уход за ними, обрезка. Декоративные элементы из природного материала: садовая скульптура, цветники из камня, сад камней, корневая композиция… Технология выполнения садовой скульптуры из сена и проволоки.
Раздел 10. Архитектура.
Из истории архитектуры. Влияние эпох на стиль архитектуры. Основные виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений (жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений). Ландшафтная архитектура (организация садово-паркового пространства: скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами и лестницами). Градостроительство (создание новых городов и поселков и реконструкция старых городских районов). Элементы архитектуры. Объекты декорирования. Декоративное оформление окон, дверей, карнизов, крыши, стен… Лепнина. Колонны. Витражи. Технология выполнения витражей. Этапы проектирования архитектурного сооружения. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.
- Анализ объектов декорирования.
- Выполнение имитации витража на стекле.
- Выполнение эскиза здания. Варианты: школа, церковь.
- Коллективный проект «Дом моей мечты». Выполнение макета здания.
Варианты: школа, церковь, дом будущего.
- Работа с тестом «Стили в архитектуре».
Раздел 11. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека.
Имидж человека и его составляющие.
Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Влияние исторических эпох и событий на стиль. Визаж и дизайн причёсок. Из истории косметики. Из истории причёски. Парикмахерское искусство. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.. Силуэт. Конструктивные особенности одежды: модель, фасон, покрой. Фасонные, конструктивные, декоративные линии. Технология изготовления одежды, обуви и аксессуаров. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Анализ стилей в одежде.
- Анализ исторических причёсок.
- Обзор творчества знаменитых кутюрье и визажистов.
- Выполнение тренировочных упражнений по созданию имиджа.
- Коллективный проект «Сценический костюм и макияж». Варианты: Баба Яга, Кощей Бессмертный…
Раздел 12. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Работа с тестом «Мир дизайна».
Раздел 13. Выставка работ.
Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.
- Оформление выставки.
- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Приёмы обучения:
- демонстрация эффективного опыта;
- объяснение опыта;
- ответ на поставленный вопрос.
Методы обучения:
1. По источнику передач и восприятию информации:
а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;
б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;
в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;
г) проверка результатов обучения:
- в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
- в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.
2. По дидактическим задачам:
а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;
б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
в) применяются знания через выполнение проектной работы;
г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.
3. По характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;
б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;
в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);
г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования.
Формы обучения: учебное занятие.
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Теоретическую работу с обучающимися следует ограничить краткими беседами, не более 10-15 минут, и пояснениями по ходу учебного процесса, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике с показом дидактического материала и приёмов работы.
Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен.
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
Формируемые умения и навыки учащихся:
- Пробы сил в каждом направлении дизайна.
- Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
- Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
- Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
- Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.
Получаемые учащимися знания:
- Виды и направления дизайна.
- История и развитие дизайна.
- Стили в дизайне.
- Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
- Проектная деятельность, проектная документация.
- История черчения.
- Правила оформления чертежей.
- Выполнение комплексных чертежей.
- Работа с компьютером. Охрана здоровья.
- Компьютерная программа MS Power Point.
- Компьютерная программа MS Word.
- Особенности оформления презентаций, художественных документов и художественных изображений.
Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:
- Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
- Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
- входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
- промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
- итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).
(тестовые задания см. в приложении)
- Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
- Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими воспитанниками объединения. При этом учитывается:
- возраст воспитанника;
- общественная значимость проектной работы;
- художественная ценность проектной работы;
- качество исполнения проектной работы;
- элементы творчества в работе, самостоятельность.
Так же в конце учебного года желательно подготовить и провести отчётное
массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором будут представлены презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.
- Конкурсы, фестивали. Руководителю объединения нужно в начале учебного года познакомиться с планом массовых мероприятий, затем обсудить возможность участия учащихся в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.
Способы оценки результатов учебной деятельности:
- похвала;
- награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
- отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.
Перечень дидактического материала
- Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
- Иллюстрации – 800 шт.(по темам программы)
- Репродукции – 500 шт. (по темам программы)
- Тематические таблицы – 32 шт.
- Специализированная литература – 80 экз.
- Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
- Тесты, опросники – 43 шт.
- Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
- Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
- Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
- Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
- Дидактические и развивающие игры – 15шт.
- Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.
Перечень оборудования и технического материала
- Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
- Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
- Мольберты – 15 шт.
- Столы – 6 шт.
- Стулья – 25 шт.
- Табуреты – 10 шт.
- Багетные рамы – 60 шт.
- Музыкальный центр – 1 шт.
- Компьютеры– 5 шт.
- Аудио, DVD, CD диски с записями.
- Магнитная доска – 1 шт.
- Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
- Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
- Гипсовые розетки – 6 шт.
- Гипсовые части лица – 6 шт.
- Гипсовые головы – 4 шт.
- Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
- Гербарий – 3 шт.
- Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
- Ткань для драпировок различная – 35 шт.
- Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;
гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)
Список литературы
Для педагога:
- Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Волкотруб И. Т. . Художественное конструирование. – Киев: Выща школа. 1989.
- Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2000 год
- Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 1995.
- Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
- Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 1998
- Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 1978.
- Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
- Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
- Для учащихся:
- Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 1990.
- Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.
- Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 1999.
- Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003.
- Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Муханова И.Ю, Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2002.-160с.
- Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2004.
- Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айрис-пресс.2006.
- Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2004.
- Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
Дополнительная общеобразовательная программа "ЮИД" расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...
Дополнительная общеобразовательная программа "От умения к мастерству"
Дополнительная общеобразовательная программа "От умения к мастерству" предназначена для педагогов, преподающих бисероплетение....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...
Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Совершенствование туристско-спортивного мастерства» (для учащихся 15– 18 лет, срок реализации 1 год
Образовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» является модифицированной, углубленного уровня и имеет туристско-краеведческую направленность...