Родительское собрание "Музыкотерапия"
консультация
Текст к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_roditelskomu_sobraniyu_muzykoterapiya_.doc | 56.5 КБ |
buklet_muzykoterapiya.docx | 573.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
К родительскому собранию,
текст к презентации.
- Музыкотерапия.
Что бы наша встреча прошла в продуктивном русле, перед нашим собранием я раздала вам анкеты, где хотела бы узнать ваше отношение к музыке и музыкальным занятиям в детском саду, какую музыку любите вы, зачем нужна музыка и нужна ли музыка в жизни ваших детей т.д.
И вот что у нас получилось.
Зачитать итоги анкет.
Музыкальный руководитель учит понимать детей классическую музыку, развивает вокальные способности, знакомит с детскими музыкальными инструментами, формирует танцевальные и двигательные навыки, разучивает танцы, хороводы, музыкальные игры. А одним из направлений в моей работе является музыкотерапия.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
2 Слайд: Лечение музыкой – общее положение.
В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Все это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее, что сейчас необходимо каждому из нас.
3. Слайд: Взаимодействие музыки и психики
Любое воздействие извне на человеческий организм играет свою роль. Слух воспринимает определенные звуки и это влияет не только на какие-то фрагменты в мозгу, а на все тело целиком. Психика – неотъемлемая часть нашего сознания, с помощью нее мы воспринимаем наши проблемы и решаем текущие дела. Если психика нарушена, нарушается работа всего организма, поэтому очень важно поддерживать ее в стабильном состоянии. Чтобы не доводить себя и свой организм до крайне неуравновешенного состояния, следует проводить хоть иногда профилактику в виде релаксации и полного расслабления, в чем и помогает музыка.
4. Слайд: Избавление от депрессии с помощью музыки
Наши депрессии и стрессы возникают вследствие накопления отрицательных эмоций и чувств, с которыми мы не можем справиться, они блуждают в нашем сознании и не видят выхода для себя. В конце концов, наш организм не выдерживает и сдается накопившемся проблемам и это выглядит так, словно груды мусора в неубранном доме, который никогда не убрать до идеальной чистоты. Но так только, кажется, нужно просто расслабить свой организм и сконцентрировать свои силы в правильном направлении и тогда все будет получаться. Специальная музыка для этого хороший помощник. А если релакс музыку слушать периодически, то никаких стрессов и в помине не будет.
5. Слайд:
Музыкальная аптечка
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
1. звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, физически взбодрить, придать человеку силы;
2. духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы; влияют на кровообращение, настраивают к печень, нормализуют сердечно-сосудистую систему.
3. музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека; успокаивает.
4. струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
5. вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.
6. Слайд:
Музыкальная аптечка
Самые полезные мелодии
От всех болезней: произведения Моцарта и духовная музыка, прослушать «Маленькую Ночную Серенаду»
При стрессах: произведения «Весенние голоса» Штрауса, Шопена «Вальс» Си-минор
При неврозах: «Лунная соната» Бетховена
Головная боль: Концерты Баха для скрипки с оркестром ля минор, « Грёзы» Шумана
Гастрит: Сонаты Бетховена, «Буря».
- Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
- Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
- Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
- Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
- Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением - «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
- Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
- Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
- Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5»Мендельсона.
7. Слайд: Эффект Моцарта
Моцарт – один из музыкальных гениев, которые создали божественную музыку. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души. Музыка Моцарта создана для исцеления души, для расслабления и углубления во внутрь себя.
Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организм в целом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.
8. Слайд: Влияние классической музыки
Исследователи считают, что классическая музыка оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
Считается, что классическая музыка воздействует на организм ребёнка следующим образом:
• Положительно влияет на развитие его интеллекта, воздействуя на оба полушария мозга. Благодаря этому одновременно развиваются логическое и творческое начала;
• Помогает малышам раньше начать реагировать на звуки, раньше узнавать знакомые композиции. У детей, чьи мамы регулярно прослушивают музыку во время беременности, лучше развивается не только слух и чувство ритма, но и память. Уже после рождения ребёнок будет лучше засыпать под мелодии, которые слышал, находясь в утробе матери;
• Музыка способствует процессу более активного формирования зон в коре головного мозга, которые отвечают за речь, ассоциативное и интуитивное мышление.
9. Слайд: Музыка для ума
Звук может быть неординарным источником энергии.
Учёные пришли к неожиданному выводу: музыка «возбуждает» творческие области мозга и наполняет их энергией.
10. Слайд: Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект
«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис.
11. Слайд: А.Томатис пришел к поразительному открытию:
- «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело.
- Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков».
- Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект. Учёные из США выяснили, что музыка помогает в чтении, концентрации внимания и улучшении кратковременной памяти.
- Особые результаты были отмечены у детей дошкольного возраста.
12 Слайд: Влияние классической музыки на здоровье человека
Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна.
Ее просто приятно слушать.
Но как выяснилось, это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков.
Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.
Пропущенная черед сердце, она становится целебной и радует нас.
13 Слайд: Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
14 Слайд: Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
15 слайд:
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться, детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
1. утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
2. для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
3. пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
16 Слайд:
Бесспорно, музыка - это чудный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать ее замечательными возможностями. Но в это же время она тоже не должна быть единственной панацеей. Если какое-то произведение вам «не идет» - перестаньте себя мучить в ожидании обещанной пользы. Пусть музыка будет приятным время препровождением, способным не только порадовать, но и исцелить! Прислушивайтесь к голосу своей интуиции, окружайте себя хорошей качественной музыкой, радуйтесь жизни и будьте здоровы!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
- музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
- вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Родителям следует придерживаться следующих правил:
1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится вашему ребенку;
2) лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы ребенку;
3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:
1. Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится ребенку;
2. Лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы, они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.
5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться - это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.
6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.
7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.
10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман.
11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:
-детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма;
-больным отитом;
-детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;
-младенцам с предрасположенностью к судорогам.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ
Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств: джаз, блюз, диксиленд, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "О родительском авторитете"
« Истинный авторитет есть не что иное, Как истина, изысканная силой разума »....
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"
Очень интересное родительское собрание. Хорошо подобран материал....
Доклад на родительском собрании "Сила родительского примера"
Материал данного доклада можно применять учителям на родительских собраниях....
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....
Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»
помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...