ТЕМА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ: «Как влияют ярлыки на общение с детьми»
план-конспект
работая педагогом-психологом почти 18 лет, я отметила, что родителям важно знать и понимать, что происходит с их детьми, что их радует, что огорчает, как понять потребности ребёнка, как ему помочь.
Но родителю одновременно с этим и страшно. Страшно, что социальное окружение может его осудить за те или иные действия и мысли по отношению к своим детям. По этому, на мой взгляд, работа с родителями часто затруднена в образовательных учреждениях. Год назад в МАУДО ДДТ г. Балтийска был разработан план родительского клуба «Осознанный родитель» и активно проводилась работа по темам этого плана. Некоторые темы родители попросили осветить подробнее на родительском собрании. Тема родительского собрания «Как влияют ярлыки на общение с детьми» оказала огромное значение на понимание родителями высказываний в семье по поводу своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoy_konkurs_metodicheskih_razrabotok_pedagog-psiholog_milchenko_tatyana_viktorovna.docx | 994.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. БАЛТИЙСКА
Областной конкурс методических разработок педагогических работников
«Практика работы с родителями как фактор успешной образовательной стратегии и социализации ребенка в образовательном учреждении»
ТЕМА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
«Как влияют ярлыки на общение с детьми»
НОМИНАЦИЯ: разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями
АВТОР: Мильченко Татьяна Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Г. БАЛТИЙСК
2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность данной темы: работая педагогом-психологом почти 18 лет, я отметила, что родителям важно знать и понимать, что происходит с их детьми, что их радует, что огорчает, как понять потребности ребёнка, как ему помочь.
Но родителю одновременно с этим и страшно. Страшно, что социальное окружение может его осудить за те или иные действия и мысли по отношению к своим детям. По этому, на мой взгляд, работа с родителями часто затруднена в образовательных учреждениях. Год назад в МАУДО ДДТ г. Балтийска был разработан план родительского клуба «Осознанный родитель» и активно проводилась работа по темам этого плана. Некоторые темы родители попросили осветить подробнее на родительском собрании. Тема родительского собрания «Как влияют ярлыки на общение с детьми» оказала огромное значение на понимание родителями высказываний в семье по поводу своих детей.
Научная и методическая ценность: современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшней семье тяжело сохраниться дружной. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Поэтому работая с педагогами дополнительного образования и родителями учащихся особенно важно понимание возрастной психологии, психологии детей, созидающей психологии. Также я бы отметила не только понимание вопросов психологии, но и проживание родителями психологических ситуаций, игр и упражнений, что позволит им в свою очередь заложить этот прожитый опыт и в отношение со своими детьми. В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Активные слушатели: родители учащихся МАУДО ДДТ г. Балтийска
Цель: продолжать развивать личностный потенциал каждого родителя
Задачи:
- Подготовить и провести психологическую игру «Ярлыки»
- Вызвать интерес к просмотру, проигрыванию, обсуждению
- Учить вести диалог друг с другом без напряжения (следуя установленным правилам)
- Продолжать учить распознавать свои эмоции и чувства
- Воспитывать сопереживание за своих детей
- Подвести итоги
Предполагаемые результаты:
- Понимание того, что из любой конфликтной ситуации есть выход
- Осознание ценности семьи
- Анализ своего поведения, в особенности своей речи (навязывание ярлыков и ролей детям)
- Формирование навыков плодотворного сотрудничества
- Понимание своих эмоций и чувств, понимание эмоций и чувств своих детей
Ход:
Рассадка по кругу (ресурсный круг)
Приветствие родителей и представление каждого. Ожидания и опасения.
Вводная часть: Мой ребёнок совершенно не хочет учиться! Что с ним делать, понятия не имею. Часто на своих консультациях я слышу именно эти слова. Сейчас я открою вам один секрет, который и не секрет вовсе: часто взрослые сами вызывают у ребёнка неприязнь к учёбе. Сами того не подозревая! Послушайте, фразы. Используете ли вы, уважаемые родители эти фразы в своих семьях. «Вечно ты всё пишешь «тяп-ляп», как курица лапой, у тебя постоянно грязь в тетрадях, ты никогда не стараешься, в твои тетради страшно смотреть, почему ты всегда делаешь одни и те же ошибки, у тебя так никогда ничего не получится, ты всегда всё забываешь...» или мы взрослые, часто навешиваем ярлыки на своих детей – горе ты моё луковое, плакса, недотёпа, истукан, руки крюки, неумеха, или наоборот, принцесса, красавица, ты лучше всех и т.д.
Некоторые фразы и ярлыки, брошенные вскользь, программируют ребёнка на неудачу. Слушать неприятно, верно? А каково это слышать детям?
Сбывающиеся пророчества.
Именно так назвали эти фразы психологи. Родители - самые близкие и важные люди для ребёнка. Всё, что вы говорите ему о нём же, принимается на веру. И ребёнок начинает думать о себе именно так.
Основная часть :
Сейчас мы с вами поиграем. Выбираем родителей (2 человека) и троих детей.
Нам нужны два добровольца для роли папы и мамы. Они сядут за столом или на полу и будут складывать пазлы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Инструкция родителям: у вас трое детей, каждого ребенка вы воспринимаете иначе. Они будут входить по-очереди и спрашивать, можно ли поскладывать с вами пазлы. Вы будете относиться к каждому ребенку так, как о нем думаете, но без явной классификации и навешивания ярлыков. Посмотрим, сможет ли ребенок почувствовать, какая роль ему навязана, только наблюдая за вашим отношением.
Инструкция детям: нам нужно трое добровольцев на роль детей, которые будут по-очереди входить и спрашивать, можно ли им поскладывать с родителями пазлы. Ваша задача определить, как родители о вас думают. Все дети выходят из зала.
Родителям: сейчас войдёт к вам не очень сообразительный ребенок. Он плохо учится, вы очень о нем беспокоитесь. Если за ним не присматривать, он не сделает уроки. Ему всегда нужно повторять просьбу, чтобы убедиться, что он понял. Возьмите карточку с предложениями вопросов или замечаний для этого ребенка. Прочитайте, что написано на карточке, и отложите ее. Теперь Вы можете складывать пазлы.
Зрителям инструкция: все действия отслеживать и следить за своими чувствами и эмоциями, обсуждения будут только после всей игры
Зовём первого ребёнка, когда сценка сыграна, родителю, игравшему ребёнка предлагается присоединиться к зрителям и следовать их инструкции.
Родителям: сейчас войдёт к вам надоедливый ребенок он все время чего-то хочет, просит, пытается руководить. Он шумный, раздражает вас, навязчивый.
Зовём второго ребёнка, когда сценка сыграна, родителю, игравшему ребёнка предлагается присоединиться к зрителям и следовать их инструкции.
Родителям: сейчас войдёт к вам любимый ребёнок, находиться с этим ребенком – одна сплошная радость. Он любимый, радостный, способный, на него можно положиться.
Зовём третьего ребёнка, когда сценка сыграна, родителю, игравшему ребёнка предлагается присоединиться к зрителям и начинаем обсуждение.
Выслушиваем родителей, которые играли роли детей:
Что думают о тебе родители? Что ты чувствовал, когда разговаривал с родителями? Что тебе хотелось сделать?
Выслушиваем родителей, которые играли роль родителей:
Что вы чувствовали с первым, вторым, третьим ребёнком? С кем из детей было труднее всего? С кем легче? Почему?
Слушаем зрителей: какие чувства и эмоции вы испытали в игре? Что вы думали? Сравнивали ли вы свое поведение со своими детьми и поведение родителей в сегодняшней игре?
Да вы, все правы! Эта игра показывает, как дети поступают и что они чувствуют, когда родители навешивают им роли и ярлыки.
Подведение итогов:
Чтобы не ввергать детей в состояние беспомощности, старайтесь отказаться от слов-обобщений. Таких, как:
всегда ты...
ты никогда...
ты всё время...
ты постоянно...
вечно ты... и пр.
Сознание ребёнка воспринимает их так: я безнадёжен. У меня нет никаких шансов изменить что - либо!
Замена деструктивных фраз.
Вы можете донести до ребёнка свою мысль другими словами. Смысл тот же, но подача совсем другая - мягкая:
Напиши ещё раз эту букву вот здесь
Смотри, у тебя уже получается лучше
У тебя всё получится, я помогу тебе.
Ошибаться это нормально. Мы всё исправим.
У тебя с каждым разом получается всё лучше и лучше!
Не сдавайся. Не всегда всё получается с первого раза. Попробуем ещё раз.
Заметили, мы немного поменяли фразы, а ощущение от них уже совсем другое? Вы не льёте на ребенка негатив. Наоборот, вселяете в него надежду и оказываете поддержку. Я желаю вам и вашим семьям любви, как она трактуется у апостола Павла! Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи, спасибо! До следующей встречи, дорогие друзья!
Список использованной литературы:
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Свободные родители, свободные дети/ Москва: Эксмо, 2019
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили/ Москва: Эксмо, 2019
- Кэтрин Кволс, Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания/ Москва: Эксмо, 2019
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАТЬ – КАРТОЧКА 1 Предложения ответов «надоедливому» ребенку. «Ты можешь хоть на минуту оставить нас одних?» *** «Ты можешь так не кричать?» *** Осторожно! Ты портишь то, что мы сделали!» |
ОТЕЦ – КАРТОЧКА 1 Предложения ответов «надоедливому» ребенку «Тебе больше делать ничего? Может телевизор посмотришь?» *** «Ты можешь хоть на минуту оставить нас в покое?» *** «Всегда должно быть так, как ты этого хочешь, не правда ли? Ну хорошо, уложи эту часть… Но это все!» |
МАТЬ – КАРТОЧКА 3 Ты радуешься, что видишь своего любимого, способного ребенка. Импровизируй. |
КАРТОЧКА РЕБЕНКА
|
МАТЬ – КАРТОЧКА 2 Предложения ответов «несообразительному» ребенку «Ты уже сделал уроки? Точно? Уже все?» *** «Это сложные пазлы. Ты лучше свои поскладывай. Они проще» |
ОТЕЦ – КАРТОЧКА 2 Предложения ответов «несообразительному» ребенку «Ты понял домашнее задание? Потом я повторю с тобой математику» *** «Смотри внимательно, как мама с папой складывают пазлы. Может справишься». *** «Хочешь попробовать? (Поправляй его, когда он начнет складывать). |
ОТЕЦ – КАРТОЧКА 3 Ты радуешься, что видишь своего любимого, способного ребенка. Импровизируй. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьное родительское собрание (5-8 классы) «Жестокое обращение с детьми в семье»
В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми в семье является очень важной. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе....
Тема родительского собрания: Особенности общения с подростком в семье.
Родительское собрание....
Родительское собрание "Как преодолеть проблемы в общении с детьми"
Родительское собрание "Как преодолеть проблемы в общении с детьми"...
Родительское собрание "Формирование жизнестойкости обучающихся. Роскошь общения"
Методическая разработка к родительскому собранию для учащихся 6 класса по формированию жизнестойкости....
Родительское собрание в 5 классе «Роль общения в жизни школьника» (с применением сингапурской технологии)
Цели:стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;развитие умения родителей видеть себя со стороны;повышение уровня знаний родителей о формах, методах воспитания и полноценного общен...
Родительское собрание "Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге"
Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....
Выступление на родительском собрании в рамках педагогического лектория "Общение-залог здоровья обучающихся"
Выступление на родительском собрании в рамках педагогического лектория "Общение-залог здоровья обучающихся"...