Логопед советует... Речевая готовность ребёнка к школе
консультация
Готовность к школьному обучению - это не только обучение счёту и письму, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребёнка, которое в дальнейшем поможет ему успешно осваивать школьную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_shkole_-_gotov.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопед советует…
Речевая готовность ребёнка к школе
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребёнка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок для формирования учебной деятельности.
С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью тесная связь – это бесспорно. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами произносительной стороны речи.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи, как правило, заменяют и смешивают звуки, сходные по звучанию или артикуляции (шишка – «сыска», барабан – «парапан», хорошо – «холосо»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка, жар - шар). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта - дислексии и дисграфии - специфических нарушений процессов письма и чтения.
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков (чаще искажения, например, межзубное произношение свистящих, горловое произношение звука Р), как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы и носят чисто эстетический характер, так как не приняты в русском языке.
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, понимании причинно-следственных связей. Всё это ведёт к неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
В настоящее время у большинства детей, поступающих в школу, бедный, ограниченный рамками обиходно-бытовой тематики словарный запас, трудности его актуализации. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий (подоконник, фонтан, статуя), обобщающих слов (мебель, транспорт, инструменты) им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение (совесть, искренность, честность). При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете (большой, маленький, белый). Трудности вызывает подбор слов с противоположным значением (высокий – низкий, глубокий - мелкий), часто подбор антонимов возможен только с предъявлением определяемого слова (это мяч большой, а этот …; эта корзина пустая, а эта…)
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре, понять смысл услышанного. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Основные показатели речевой готовности дошкольника к школе:
- сформированность фонетической стороны речи. Ребёнок
должен владеть правильным произношением звуков родного языка;
- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова (Аист, Улитка); анализировать ряд гласных (а у и, у и а); умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (доМ, катоК) и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: звук, слог, слово, предложение, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий; уметь работать со звуковой схемой слова.
- умение пользоваться разными способами словообразования (берёза – берёзовый; шёл – перешёл - зашёл); правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (кот – котик, кукла – куколка); выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой, меховые); образовывать прилагательные от существительных (слива – сливовый, интерес - интересный).
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Будущий школьник должен владеть навыками пересказа, сохраняя смысл и содержание; уметь составлять самостоятельно рассказ-описание, рассказ из опыта.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать работу с ним до школы, предотвратить трудности общения, неуспеваемость и благополучно адаптировать ребёнка в новых для него условиях.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Речь ребёнка формируется в семье. Родители, близкие должны создать все условия, благоприятные для общего и речевого развития дошкольника:
- не ругать ребёнка за неправильную речь;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия, чтение;
- выполнять рекомендации учителя-логопеда.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь, которую слышит ребёнок, должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса, умению им пользоваться. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых - у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного общения.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно в общении с людьми - учите его говорить, будьте сами для него непререкаемым примером. Помните, чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная, образная связная речь – заслуга семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе.
В данном материале говорится о речевой готовности ребёнка к школе...
Речевая готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста рассказывает о готовности всех разделов речи (звуковая культура, лексикон, связная речь, владение грамматическими категориями) для успешн...
Речевая готовность ребёнка к школе.
Консультация для родителей об особенностях речевой готовности ребёнка к школе....
Речевая готовность ребёнка к школе.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: " Как проверить речевую готовность ребёнка к школе"
Данный материал содержит информацию о сроках речевого развития ребёнка, его произносительной стороны, в норме. Даны рекомендации родителям по выстраиванию с ребёнком правильного речевого общения, стим...
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребёнка к школе"
Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»...