Выступление на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребёнка к школе"
консультация
Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_rechevoy_gotovnosti.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление логопеда на родительском собрании
в подготовительной группе
на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речевого развития у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успешность обучения в школе
Задачи:
• 1) Познакомить родителей с критериями речевой готовности детей подготовительной группы к школьному обучению.
• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у обучающихся с низкой речевой готовностью.
Уважаемые родители! В настоящее время наши дети находятся на завершающем этапе дошкольного обучения. И совсем скоро наступит время прощания с детским садом и новая пора в вашей жизни – поступление ребенка в первый класс.
Ни для кого не секрет, что современная школа предполагает довольно высокий уровень подготовки дошкольника к обучению в ней. Среди прочих требований речевая готовность к школе имеет чрезвычайно важное значение. Поэтому речевому развитию детей в дошкольном образовании уделяют огромное внимание. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность полноценного речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в детском саду.
В своем выступлении я хочу вас познакомить с основными критериями, определяющими речевую готовность ребенка к школьному обучению.
Какие же речевые умения и навыки должны быть сформированы у ребенка предшкольного возраста, чтобы обеспечить успешное овладение им письмом и чтением, а также освоение образовательных программ по другим школьным предметам?
Во-первых, должна быть сформирована произносительная сторона речи.
К школе ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка, четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, термометр, регулировщик); уметь изменять темп речи с учетом содержания высказывания; четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения, пользоваться интонационными средствами выразительности.
Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.). Неправильное же проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА]), дает тот же результат – в письме ребенка появляются специфические ошибки, трудно устранимые буквенные замены.
Во-вторых, необходима достаточная сформированность фонематических процессов.
Ребенок предшкольного возраста имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, т. е. умеет слышать и различать звуки речи, в том числе требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. В противном случае на письме у первоклассника появляются такие ошибки, как смешение букв: свистящих-шипящих, Р-Л, П-Б, Д-Т и др. В одном месте ребенок может написать слово правильно, н-р «шуба», а в другом - неправильно: «суба». Из-за недостаточной сформированности фонематического восприятия ребенок затрудняется в выборе нужной буквы.
Кроме того ребенок должен владеть некоторыми навыками звукового анализа слов: уметь выделять звуки в словах, определять позицию звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, давать характеристику каждого звука: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.
Умение делить слова на слоги, а предложения на слова – также необходимо для успешного формирования навыка письма.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
В-третьих, должен быть достаточный по объему и качеству словарный запас.
Лексический запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи. В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый), пользоваться эпитетами (чистое поле). У детей складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением (золотые руки), в процессе высказывания способен быстро подбирать необходимые синонимы (храбрый, смелый, отважный). Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
Четвертый критерий речевой готовности - сформированность грамматического строя речи.
Важно, насколько ребенок овладел существующими в языке закономерностями словообразования и словоизменения. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Необходимо умение активно пользоваться этими словами, строить из них предложения, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.
В процессе речевого общения дети седьмого года жизни употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений в составе сложного используют различные союзы, иногда в предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети должны правильно согласовывать между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, существительные с количественными числительными), правильно употреблять падежные окончания существительных и прилагательных в единственном и множественном числе.
При недостаточной сформированности навыка словоизменения у первоклассников на письме появляются следующие аграмматизмы:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
Дети предшкольного возраста на практическом уровне должны освоить различные способы образования новых слов. Они должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел) и понимать значение новых слов, вносимое при помощи приставок (которое придают приставки);
- образовывать названия детенышей животных (бельчонок, бельчата);
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лев – львиный).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
- трудности и ошибки в образовании слов ( «лисячий» вместо лисий, «сливочное варенье» вместо «сливового», «клёвый лист» вместо «кленовый») и другие грамматические ошибки.
И пятый критерий, определяющий речевую готовность ребенка к обучению в школе, - это владение связной речью.
Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим. Умение пересказать текст, составить самостоятельное связное высказывание – важный показатель готовности к обучению в школе.
В норме речь ребенка седьмого года жизни становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях, чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
Недостаточное развитие связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении самостоятельного высказывания, в написании сочинений и изложений.
Хорошо же развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам школьной программы.
Таким образом, в норме к моменту поступления в школу ребенок должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносить, уметь выполнять звуковой анализ слова, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь; строить различные по конструкции предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы; свободно пользоваться монологической речью: рассказывать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности. Всё это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать навыками письма и чтения, а также осваивать программный материал по другим учебным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании " Что должен уметь и знать выпускник школы"
В данном выступлении родителям и ученикам 10 класса был представлен материал, что должны знать и уметь уча...
Выступление на родительском собрании по теме «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Пятый класспереход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество...
Родительское собрание : "Готовность ребёнка к школе"
В жизни родителей наступает ответственный момент – скоро дошкольники станут школьниками. Это важное событие в жизни ребёнка. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общ...
Выступление на родительском собрании. Тема :" Речевая готовность к школе"
Цель: уточнение представлений родителей детей о процессе подготовки к обучению в школе. Задачи: активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка; уточнить представления о различны...
Выступление на родительском собрании на тему: «Мультфильмы и ребёнок»
Ведущие психологи и психиатры утверждают, что психический и умственный потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет. У малышей огромный резерв «пустой» памяти и только от вас будет зави...
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...
Выступление на родительском собрании на тему: «Трудности адаптации пятиклассников в школе» педагог-психолог Захарова М.Г.
психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе....