Логопед объясняет... Профилактика речевых нарушений
консультация
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений
Профилактика нарушений речи, также как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений.
Профилактика речевых нарушений складывается в основном из следующих моментов:
- Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка:
- предупреждение ушибов в области головы;
- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой;
- охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение и обязательное долечивание заболеваний;
- охрана нервной системы ребенка - этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств.
- Забота о сохранности органов речи:
- предупреждение появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца, соски и др.;
- раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4 – 5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки.
- Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
- обеспечение благоприятного речевого окружения - необходимого образца для подражания;
- поощрение любых речевых высказываний мимикой радости;
- воспитание направленности на восприятие речи окружающих - больше общения с самых первых дней жизни малыша;
- медленное и четкое произношение взрослыми слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;
- отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
- приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
- необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения;
- полное исключение «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
- занятия ритмикой, музыкой и пением – всё это, безусловно, способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
- развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Ребёнок плохо говорит?
Почему?
Что делать?
Основной «пусковой» момент появления речи – общение.
Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями: каждый слушает и стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге – взрослый. Пусть первые ответы ребенка всего лишь отдельные слова, но они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.
Что помогает развитию диалога?
Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов, маленьких сказок. Сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, показом картинок, превращая это занятие в маленький спектакль.
Лиса и Крот
- Славный домик, - Вход, Лисичка,
Милый Крот, В самый раз:
Только больно он не впустит
Узкий вход! В домик вас!
Домашний театр. Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребенок будет пытаться повторить то, что ему показывает взрослый, затем начнет копировать интонации, отдельные звуки и слова.
«Пальчиковый театр» - различные колпачки на пальцы, изображающие сказочных героев, зверей и птиц можно нарисовать, склеить, сшить, связать. Пофантазируйте вместе с малышом!
«Театр из ниток» - героев можно сделать из обычных ниток.
«Театр теней» - вырезать силуэты сказочных героев, животных, предметов из листа бумаги и разыграть спектакль на стене.
Стихи. Выучите с малышом стихи, повторяйте их на прогулке, в транспорте, по пути в детский сад.
Мой лев
Подарил мне папа Его боялся,
Льва! А на третий –
Ох, и струсил я сперва! Он сломался!
Я два дня
Кенгурята
Носит А ребятки-кенгурятки
Мама-кенгуру Целый день
В теплой сумке Играют
Детвору. В прятки.
Мимика и жесты. Мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов, мимика и жесты являются непосредственными формами внешнего проявления переживаний человека, они отражают эмоциональное состояние.
Изображайте эмоции, имитируйте их – «удивленная лягушка», «трусливый зайчишка», «весёлый Петрушка».
Развивайте мимические движения – «кошка крадётся за мышкой», «медвежонок лакомится мёдом» и др.
Кискино горе
Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.
Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»
В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...
Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».
Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...