Практикум "Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка"
методическая разработка (5, 6 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Материал направлен на повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения детей среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – практикум

Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.

Задачи:

1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей школьного возраста;

2.  способствовать сплочению родительского коллектива;

3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.        

Участники: родительский коллектив, педагоги школы.

Оборудование: собрание проводится в просторном помещении; столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска  и  оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).

Ход собрания

1.Организационный этап.

Педагоги встречают родителей,  предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.

2. Актуальность темы собрания.

Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.

3. Работа в микрогруппах.

3.1.  Задание «Мозговой штурм».

- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и  дайте ему  определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).

На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.

Вывод:  Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

3.2.  Задание «Проблемные вопросы».

- Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят  различия между этими понятиями?

Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.

Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.

- В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах,  совместно с родителями формулируется вывод.

Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.

4. Решение проблемной ситуации.

- Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?

Обсуждение в группах (3 минуты).  Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.

Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.

5. Практикум.

Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».

- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  - методов воспитания.            

- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.

С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.

 В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый  метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.

6.Дополнительные задания.

- Запишите 10 способов убеждения.

- Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.

Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.

7. Подведение итога.

Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют  практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Средний школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.

Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!»  (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственной личности"

1. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема2. Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества3.Опыт работы по воспитанию духовно-нравственных качеств школьни...

ПРЕДМЕТНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Данная статья вошла в сборник , созданный по итогам 1межмуниципального Фестиваля-конкурса педагогического мастерства учителей истории, обществознания, ОРКСЭ "Духовность и современность"...

Статья "Воспитание духовно-нравственной личности на занятиях по бисероплетению"

В статье "Воспитание духовно-нравственной личности на занятиях по бисероплетению" отражены основные моменты образовательной и творческой деятельности объединения "Радуга бисера", которые направлены на...

Роль деятельностного подхода на уроках обществознания в развитии и воспитании духовно-нравственной личности гражданина России и особенности его реализации

Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаива...

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на родительское собрание...

Внеклассное мероприятие на тему:« Воспитание духовно-нравственной личности в рамках реализации ФГОС»

Проблема воспитания духовно- нравственной личности, толерантности и нравственной идентификации младшего школьника была актуальна всегда. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. ...

Родительское собрание – практикум «Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка»

   В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогическ...