ПРЕДМЕТНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
учебно-методический материал по теме
Данная статья вошла в сборник , созданный по итогам 1межмуниципального Фестиваля-конкурса педагогического мастерства учителей истории, обществознания, ОРКСЭ "Духовность и современность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnyy_klub_kak_forma_realizatsii_uchebnykh_praktik_i_shcherbakova.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербакова И, В. учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№1
г. Петровска Саратовской области»
ПРЕДМЕТНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Нельзя выявить подлинные глубины творческого
потенциала человека, оставаясь лишь в пределах
устоявшихся форм деятельности и уже
принятых систем обучения и воспитания.
В.В. Давыдов
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, целью которой является формирование и воспитание базовых национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, духовность, наука, семья, труд и творчество, религия и культура. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям современного непростого мира.Не случайно , что ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. Такая ориентация на личность и ее развитие отражает гуманистическую направленность образования.
В современном образовательно – воспитательном процессе необходимо учитывать как личностные, так и деятельностные характеристики обучаемого, обращать особое внимание на обеспечение возможностей для осуществления самореализации, личностного роста, создание условий для саморазвития его творческой индивидуальности. Значимым должно стать не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность и, главное, понимание личного смысла этой деятельности. Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию широкого круга способностей ребенка, расширению и актуализации знаний, обогащению внутреннего мира , созданию предпосылок для развития научного образа мышления, но и, самое главное, его профессиональному самоопределению и социализации в обществе.
Наибольшие возможности для формирования УУД школьников предоставляет внеурочная деятельность в виде предметных клубов как форма учебных (учебно – исследовательских практик).
Практика исследовательской деятельности как один из видов учебных практик в полной мере осуществляется участниками школьного клуба « Истоки», который объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня. Деятельность клуба ведется по трем направлениям: правовое, научно-исследовательское и краеведческое.
Формы работы клуба различны: разработка проектов и тем исследований; работа в музее и архивах; встречи с очевидцами событий истории; интервьюирование; участие и проведение научных конференций разного уровня; публикации исследовательских работ ; участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, чемпионатах, викторинах; интеллектуальных марафонах; экскурсии в г.Петровске и других городах России.
Деятельность участников клуба « Истоки» осуществляется в несколько этапов. На подготовительном этапе через анкетирование изучается заинтересованность ребенка и родителей во внеурочной деятельности в школе. Идет обучение работы с разными источниками, литературой, ресурсами Интернета, вовлечение в активные формы деятельности.
Развивающий этап предусматривает совершенствование навыков исследования, освоение специфики работы с первоисточниками, знакомство с работой архива, музея, сбор материала. Знакомство с Конституцией РФ и Международными документами по правам человека; проведение социологических исследований, интервьюирования, анализ результатов.
Деятельностный этап работы клуба включает в себя непосредственно участие в таких дискуссиях как «Эфтаназия : за и против», «Смертная казнь : казнить или миловать», «Самое важное в жизни…?» , «Существует ли правда мата?» , «Проблема манкуртизма», где ребенок находится в состоянии моральной дилеммы. Участие в конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву, краеведению; проведение и участие в научно-познавательных конференциях разного уровня; публикация исследовательских работ и проектов в сборниках, СМИ, Интернете.
На аналитическом этапе проводится мониторинг результатов работы клуба, заполнение листа творческого роста каждым участником, составление плана работы клуба на следующий год.
Результатами работы клуба являются не столько призовые места на муниципальных, региональных, межрегиональных, Всероссийских конкурсах, предметных чемпионатах, научных конференциях. Важнее другое. Учебная практика через клубную деятельность способствует содержательной организации свободного времени детей, воспитанию духовности, нравственности, успешности, профессиональному самоопределению учащихся, формированию у ребят активной гражданской позиций, приводит их к пониманию, что другой Родины нет и будущее ее - это действительно они!
Для примера предлагаю мастер-класс на 5 минут «Закатилось «Солнце земли Русской!..?»
Учитель: - Солнце и история. Скажите, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим сочетанием?
Варианты ответа :/ бог Солнца, Владимир Красное Солнышко, личность…/
У меня же это ассоциируется с личностью в истории.Слайд№1 Закатилось «Солнце земли Русской! Эти слова принадлежат Феофану Прокоповичу.
Знаете ли вы, кому они посвящены? /Петру1/ Слайд№2/памятник Петру1/
-За какие заслуги Петр1 удостоился такого эпитета?
/варианты ответа: провел нужные реформы, создал флот, построил С-Петербург, открыл Академию наук и т.д. /
Учитель: - А кто, по-вашему, еще в истории российского государства заслуживает такой высокой оценки?
Варианты ответа: Пушкин АС., Менделеев ДИ, Ломоносов М.В., Суворов АВ
-Да, действительно, все они по праву заслужили всенародного признания .
Учитель: - Россия,21 век…
Неужели сегодня…закатилось Солнце земли Русской?
Я предлагаю вам стать участниками нашего с вами национального проекта «ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
Задание. Предложите имя нашего современника, чьи заслуги перед страной так же велики.
Варианты : детский врач Рошаль, олимпийская чемпионка И. Роднина,
Актер кино и театра - Тихонов и т.д.
Итак, определились кандидаты. Каждый из вас сегодня имеет уникальную возможность ,участвуя в голосовании , отдать свой голос за современника, за личность, за национальное достояние страны! Приступим к открытому голосованию. / идет подсчет голосов и определяется победитель проекта/
Учитель: победителем проекта « Национальное достояние» становится…
_ _____________________________________________________
Учитель: И в заключение мне хотелось бы задать вам вопрос:
-Закатилось ли Солнце земли Русской?
Учитель: Конечно, нет! Потому как во все времена главное богатство земли Русской – в людях и делах их славных!
Спасибо вам .
Литература
- Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 1999. № 5. – С. 16-22.
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.- М.: 5 за знания,2008.- 224с.- (Методическая библиотека)
- Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися// Завуч. – 1999. № 6. – С.70-73.
- Положение о научно-исследовательской работе// Завуч. – 2003. № 1 – С. 93-95.
- Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников// Право в школе. – 2004. № 1. – С.17-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба "омега"
Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба «Омега» Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жиз...
Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе
Статья по теме "Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе"...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....
День славянской письменности и культуры - источник для воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Опыт работы по проведению ежегодной недели русского языка, посвященного Дню славянской письменности и культуры...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...