«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе» Психологический тренинг
методическая разработка
Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма предпочтительна в данной ситуации, так как позволяет родителю пережить чувства, переживания своего ребенка. Семья – самое дорогое в жизни для каждого из нас. В семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сотнурская средняя общеобразовательная школа»
«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе»
Психологический тренинг
Номинация «Организация работы с родителями»
Шмиткова Светлана Михайловна
Педагог- психолог
высшей квалификационной категории
с.Сотнур
Содержание.
Аннотация ________________________________________________________3стр.
Введение __________________________________________________________3стр.
Основная часть _____________________________________________________3стр.
Заключение ________________________________________________________6стр.
Библиографический список __________________________________________6стр.
Аннотация.
Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма предпочтительна в данной ситуации, так как позволяет родителю пережить чувства, переживания своего ребенка. Семья – самое дорогое в жизни для каждого из нас. В семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.
Введение.
Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу отношения в семье, которая называется «Мы вместе». Предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.
Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».
Цель работы: через развитие компонентов родительского отношения – мотивационного, эмоционального, ценностно-смыслового, поведенческого и оценочного - способствовать личностному развитию родителей.
Задачи:
- Помочь родителям в овладении способами выражения эмоций, навыками общения с ребенком, умением сопереживать ребенку и партнеру.
- Способствовать формированию индивидуальных стратегий и тактик сотрудничества с детьми.
- Обеспечить информацией, необходимой для того, чтобы разделять собственные желания и эмоции с желаниями и эмоциями ребенка.
Материалы и оборудование: магнитная доска, два рисунка девочки, вырезанные ладошки, ноутбук, видеоролик «Мама, мне скоро пять..», фломастеры, листы, на доске с высказываниями о детях, родителях, сувениры для родителей.
Условия проведения: занятие проводится в кабинете педагога-психолога, участники размещаются полукругом на удобных стульях.
Ожидаемые результаты: По завершению занятия родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.) легче преодолеваются.
Основная часть.
Практически для каждого родителя- рождение ребенка самое главное, незабываемое и ценное событие в жизни. Но как часто мамы и папы бывают не сдержаны, раздражаются, а самым распространённым методом воспитания становится крик и шлепки. В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем разные роли. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строгим родителем, или рассуждать как «взрослые». Здесь мы с вами попробуем проиграть, осознать эти роли.
Упражнение «Недетские запреты».
Выбирается один участник, он будет играть роль «ребенка» и встает в центре круга. Остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать (что запрещают чаще своему ребенку). При этом лентой завязывают ту часть тела, которого касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги. Высказываются все участники, далее спрашиваем участника, игравшего роль «ребенка» какое чувство он испытывает. Дальше каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается, но уже не «калеча ребенка» Например: «Не кричи — говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Упражнение «Один день из жизни Маши»
Читаем рассказ «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после проводим обсуждение рассказа:
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и самый красивый рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные банты, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Шлеп, шлеп, шлеп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных бантах, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос.
(Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама.
(Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время
(Оторвать еще полоску плаката.)
- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных бантах, о стишках, что поручила изучить воспитательница...
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома!
(Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно пошла за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами».
(Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у телевизора, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои родители? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито сказал: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне...
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то страшное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, обнять ее, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Девочка, моя! Я так соскучилась! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...
Беседа «Объятия»
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того родителя, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
Вы просто обнимайте ребенка, при этом никогда не поглаживайте, не хлопайте, как будто это «мелочи жизни».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день! А чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его любят, всегда поймут и примут.
В завершение нашего разговора мы выведем формулу отношения в семье мы вместе.
- У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:
«Что я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»
Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на ватмане). Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Каждый ребенок по- разному чувствует любовь, но она необходима каждому.
Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку: прикосновение; слова поощрения; время; помощь; подарки.
- Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.
Но важно помнить, если:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
2. Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным,
3. Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,
4. Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
5. Ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
6. Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
7. Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
8. Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
9. Ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым;
10. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Просмотр видеоролика «Мама мне скоро пять…»
Заключение.
А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит).
Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.
Родители делятся своими чувствами, высказывают свое мнение.
Библиографический список:
1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- Мн.: Современный литератор, 2006.-448с.
2.Душкина М.-Пять вечеров наедине с психологом.- Спб.:Питер,2004.-176с.
3.Медведева И., Шишова Т.- Книга для трудных родителей. Блиц- педагогика.- г. Клин, 2010.-349с.
4. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/12/trening-dlya-roditeley-schastlivaya-semya
6.https://infourok.ru/psihologicheskiy-trening-dlya-roditeley-prezhde-vsego-mi-roditeli-3678161.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"
Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Занятие рекомендуется проводить в свободном от парт большом помещении (кабинете психолога или в другом месте), где есть свободное пространство для игр и упражнений. Участники тренинга сидят в кр...
Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»
Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".
Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...
«Активизация межведомственного взаимодействия администрации и социально-психологической службы ОУ в сфере гармонизации детско-родительских отношений»
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким...
Гармонизация детско- родительских отношений "Мы вместе" психологический тренинг
Аннотация.Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам.Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить пробле...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ"
Представленный тренинг ориентирован на родителей старших дошкольников. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются...