ТРЕНИНГ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ"
материал по психологии

Представленный  тренинг ориентирован на родителей старших дошкольников. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье

Цель тренинга - способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Ожидаемый результат - перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми.

Задачи:

расширение возможностей понимания и принятия своего ребёнка;

улучшение рефлексии во взаимоотношениях с ребёнком;

снятие психоэмоционального напряжения

гармонизация детско-родительских отношений, выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

активизация коммуникаций в семье;

сплочение коллектива родителей, взаимный обмен психолого-педагогическим опытом между участниками группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг гармонизации детско-родительских отношений

«Счастливы вместе»

Пояснительная записка.

    Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. Система, способы семейного воспитания передаются по цепочке от поколения к поколению. Как правило, мы сами, становясь родителем, используем именно те, из детства выученные способы воспитания и взаимодействия. Стиль родительского отношения непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно, а потом воспроизводится как естественный и единственно верный. 

   Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Способность родителей слышать и по настоящему понимать своего ребёнка, меняя стереотипы воспитания и взаимодействия, является конечной целью всех специалистов в ДОУ .

Нелегко работать с родительскими стереотипами , в том числе при организации работы ДОУ с родителями. К сожалению, многие педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, подчас избирая для этого менторский тон нравоучений и, как это частенько случается, получая не менее грубую отповедь: «Вы педагоги, вы и воспитывайте!» Современные родители осознают, в чем именно заключается "правильное" воспитание. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами компетентного общения с детьми, применение полученных знаний на практике. Выбранная форма просвещения родителей - обучающий тренинг, позволяет опосредованно влиять на сферу детско-родительских отношений. В группе психологического тренинга для родителей создаётся уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей.

Представленный  тренинг ориентирован на родителей старших дошкольников. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье

Цель тренинга - способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей. Ожидаемый результат - перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми.

Задачи:

расширение возможностей понимания и принятия своего ребёнка;

улучшение рефлексии во взаимоотношениях с ребёнком;

снятие психоэмоционального напряжения

гармонизация детско-родительских отношений, выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

активизация коммуникаций в семье;

сплочение коллектива родителей, взаимный обмен психолого-педагогическим опытом между участниками группы.

1.Упражнение «Человек на стуле».

Описание: Психолог дает группе следующую инструкцию: «Давайте познакомимся! Каждый из вас должен рассказать о себе в третьем лице. Встав за спинку своего стула, вы представляете всей группе человека, который как бы сидит на этом стуле. («Сейчас на этом стуле сидит …. Он...») Выберите ту информацию, которая вам по душе, но постарайтесь искренне ответить на вопрос, что вы ожидаете от этой встречи. Упражнение не обсуждается. Психологу имеет смысл «задать тон», выполнив упражнение первым.

Время:10 минут.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Время:10 минут.

Упражнение «Добрые слова»

Цель упражнения: улучшение самооценки детей, родителей, создание доброжелательной атмосферы в коллективе. Участники, сидя в круге, по очереди берут в руки мяч или мягкую игрушку, остальные называют хорошие, привлекательные черты участника, который держит в данный момент мяч или игрушку.

Время:10 минут.

Упражнение «Притча о двух ангелах».

Психолог рассказывает притчу, которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому.

«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае. Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум. Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ. Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого: — Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами? -Не все является тем, чем кажется, — ответил спутник. На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай. Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи. Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому: — Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью? На что старый ангел ответил: — Не все является тем, чем кажется! Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим. — Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.» Психолог. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

Время:10 минут

Упражнение «За что я себя люблю, за что я себя ругаю»

Направлено на рефлексию собственных чувств, рефлексию самоотношения. Поделить лист на две половины. И в течение 2-3 минут занести в колонки одобрительные и осуждающие высказывания. По окончании упражнения проанализировать, в какой колонке высказываний больше, а в какой меньше. Актуализация чувств. Обсуждение.

Время:10 минут.

 Упражнение «Идеальный родитель»

Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка. По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». Поскольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему положено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Разыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, получив «двойку». Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обращают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения тела, мимику. После окончания упражнения участники диалога отвечают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.

Время:10 минут.

Упражнение «Почувствуйте себя ребенком»

Оживление прошлого эмоционально-чувственного опыта. Рефлексия чувств.Сесть удобно, закрыть глаза, вспомнить свое детство: каким оно было, что больше всего радовало, что больше всего обижало. Упражнение выполняется 3 минуты. После этого участникам предлагается отрефлексировать свои чувства.

Время:10 минут.

Упражнение «Диалог»

Рефлексия чувств, эмоционального состояния. Упражнение в парах. Участникам предлагается вести диалог в течение 4-х минут, меняя позиции по сигналу. 1 мин: стоя спиной друг к другу; 1 мин: один участник сидит, другой - стоит; 1 мин: участники меняются местами: 1 мин: участники сидят друг против друга.

После выполнения участники анализируют свое состояние в зависимости от позиции общения. 

Время:10 минут.

Упражнение Ладошки

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Психолог просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Поэтому и с нашими детьми детьми необходимо вести себя именно так.

Время: 5 минут.

Упражнение Магический круг.

Все участники становятся в круг и повторяют слова:

Без него, не было бы меня.

Он мой ребенок и всегда будет моим.

Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды

 Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой.

ЛЮБЯЩЕЙ, ДАРУЮЩЕЙ СВОЕ ТЕПЛО. НЕ СТРАДАНИЯ ОН ПРИНЕС В МОЮ ДУШУ. ОН ПРИНЕС ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ.

Время: 5 минут.
Упражнение  «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисментами.

Время: 2 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"

Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений

Занятие рекомендуется проводить в свободном от парт большом помещении (кабинете психолога или в другом месте), где есть свободное пространство для  игр и упражнений. Участники тренинга сидят в кр...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".

Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...

Статья: «Гармонизация детско-родительских отношений как профилактика социального неблагополучия детей и подростков»

1. Социализация личности осуществляется под воздействием различных факторов, среди которых ведущее значение имеет семья. Семья — главная защита ребенка, и ее материальное и духовное состояние ок...

«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе» Психологический тренинг

Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма п...

Гармонизация детско- родительских отношений "Мы вместе" психологический тренинг

Аннотация.Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам.Методическая  разработка  поможет  педагогу  -  психологу  решить  пробле...