Учимся рассказывать
консультация

Борисова Ольга Борисовна

Советы родителям - как развивать связную речь детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_rasskazyvat.docx20.15 КБ
Файл uchimsya_rasskazyvat.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

Надо ли учить детей рассказывать?

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается.

Проблемы:

  • Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений .   Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  •   Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  •   Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и   доступно  сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый   ответ.
  •   Неспособность построить монолог: например, сюжетный или    описательный  рассказ на предложенную тему, пересказ текста  своими словами.
  •   Отсутствие логического обоснования своих утверждений и    выводов.
  •   Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать  интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  •   Плохая дикция.

        Как организовать занятия по развитию речи ребенка дома.  

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.                                                                                                          слайд 4  Игры – направлены на обогащение словарного запаса, формирования навыков согласования слов, словоизменения и словообразования, употребления предлогов – это основа связной речи.

Игры:

  1. Один и много
  2. Большие и маленькие
  3. Предлоги
  4. « Скажи какой».  
  5. Учим называть признаки предмета
  6. Игра « Кто что умеет делать»
  7. Игра « Кто назовет больше действий».    
  8.  « Где что можно делать».  
  9.   Плавает, летает, бегает
  10.   « Кто больше слов скажет».  Белочка - тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает на зиму шишки,  орехи.
  11.     Сравни разных зверят
  12.  Подбери слово (антонимы)
  13.    Найди отличия
  14.     Исправь ошибку
  15.      « Угадай кто?».    
  16. Игра « Сравнение».  
  17. Игра « Найди картинке место». (что за чем)
  18. Добавь слово
  19. Игра « Чего не бывает?». Картинки, устные нелепицы

Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Примерные рассказы:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

  1. « Играем со сказкой».    
  2.    Творческое     рассказывание
  3.    Просмотр мульфильмов
  4.    Прогулки , бюро путешествий:

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

  1. Маленький журналист
  2.   Говорим по – разному: Упражнения на развитие силы голоса  
  3.  Чтение книг

Художественная литература воспитывает в ребёнке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание.         Иллюстрации к книгам помогают ребёнку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Как ты считаешь, правильно ли поступила Лиса? Как ты думаешь, почему она так сделала?» и т.д

  1.     Ты  самый  любимый!

Ты очень многое  можешь!

Что бы мы без тебя  делали?!

Иди ко мне!

Садись  с  нами!

Я  помогу  тебе.

Я радуюсь  твоим  успехам.

Расскажи  мне, что  с  тобой.

Любите  своих   детей, помогайте  им.

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ

Слайд 2

. Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Поэтому родителям необходимо совместить три важных компонента : общение , игру и обучение .

Слайд 3

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Как организовать занятия по развитию речи ребенка дома

Слайд 4

Речевые игры для детей «Один – много » о дин листочек – много листочков

Слайд 5

«Назови ласково » гриб – грибочек ягода - ягодка

Слайд 6

Игра «Кто где?»

Слайд 7

«Скажи какой» Цель: учить называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их - «Это груша», а ребенок называет признаки - Она желтая, мягкая, вкусная. - «Это помидор». — Он красный, круглый, спелый, сочный. - «Это огурец». — Он продолговатый, зеленый, хрустящий .

Слайд 8

Зайчик - у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц - (длинноухий) . А хвост у зайца (короткий) , значит он - короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит она - белолапая . Глаза зеленые, значит она – зеленоглазая. Игра «Кто больше придумает слов?» (словообразование)

Слайд 9

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Взрослый показывает ребенку картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы. Игра «Кто что умеет делать»

Слайд 10

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. Взрослый -Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу) . Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком) . Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится) . Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать). Игра «Кто назовет больше действий»

Слайд 11

Летает, плавает, бегает Ход игры : взрослый называет объект живой или неживой природы . Ребёнок называет способ передвижения этого объекта. Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает . Усложнение - называются не только действие, но и родовая принадлежность . Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука – это рыба, плавает; самолёт – это воздушный транспорт, летает.

Слайд 12

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный. Игра «Кто больше слов скажет»

Слайд 13

«Сравни разных зверят» Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, косолапый) ? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая) ? Что любит Мишка… (мед, малину) , а мышка любит... (сыр, сухарики) . — Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие) . Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким) . А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий) .

Слайд 14

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. Взрослый - Узнай, о каком предмете я говорю - Круглое, сладкое, румяное — что это? - Дополни другими словами то, что я начну - Снег белый, холодный - еще какой? . Сахар сладкий, а лимон - (кислый) . Весной погода теплая, а зимой - (холодная) . -Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. -Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона - (летает), рыба - (плавает) , кузнечик - (прыгает) , уж - (ползает) . Кто из животных как голос подает? Петух - (кукарекает), тигр - (рычит) , мышь - (пищит) , корова - (мычит) . Игра «Подбери слово»

Слайд 15

«Исправь ошибку» Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово. Описание: Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.

Слайд 16

Цель – учить сравнивать предметы, их свойства. Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например: мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос; у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые; у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие. Игра «Сравнение»

Слайд 17

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия, развитие связной речи. Перед ребенком выкладывают серию картинок, перепутав последовательность и предлагают выложить правильно, затем составить рассказ. Игра «Найди картинке место»

Слайд 18

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. Игра «Чего не бывает»

Слайд 19

Творческое рассказывание

Слайд 20

«ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТЯШКИ» ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ Просмотр мультфильмов – мощное средство воспитания ребёнка, и отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно вам пересказывает. Ведь вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Конечно, прослушав историю, похвалите вашего маленького сказочника!

Слайд 21

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ» или ГУЛЯЕМ С ПОЛЬЗОЙ Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком: Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев ( берёза , дуб, клён , сосна, ель, липа). Предложите ребёнку спрятаться за липу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом . Например , в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются в лес . Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в лесу. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите . Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Слайд 22

Вспомни случай Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, ездили в отпуск, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Слайд 23

«Маленький журналист» или «Интересный репортаж» Вы с реб ё нком побывали в какой-то поездке. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В помощь, дайте ему фотоснимки или видеосюжеты. Пусть ребёнок сам решит, о чем рассказывать. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти , что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать , не останавливайте.

Слайд 24

Говорим по- разному . Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Слайд 25

Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа . Художественная литература обогащает словарь детей за счет эпитетов, сравнений, активизирует в речи прилагательные и глаголы.

Слайд 26

Если обобщить всё сказанное выше, родителям нужно знать «маленькие секреты», а именн о: Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – 20 минут в день. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь , при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте. Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам , подбадривайте его, если что-то не получается. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей рассказывать

В статье дается описание тех приёмов и методов, которыми могут воспользоваться родители в домашних условиях для того, чтобы научить своего ребёнка выражать свои мысли и составлять рассказы....

консультации для родителей "Учим детей рассказывать"

В данной работе представлена консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи,  на тему "Учим детей рассказывать". "Учим детей рассказывать"...

Учимся рассказывать.

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребено...

Консультация для родителей "Учимся рассказывать"

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие   связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно,  связно...

Учимся связно рассказывать

Развитие связной речи происходит постепенно, при повседневном общении малыша со взрослыми и другими детьми, а также во время специальных упражнений....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...