Речевое развитие ребенка.
консультация
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Ребенок активно гулит, произносит отдельные звуки и их слиянтя: "а-а-а", "у-а-а", "агу", "аха", "авя", "угу". Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, Вы стимулируете его речевое развитие.
В 2.5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, чо способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый "комплекс оживления" со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на общение мамы или другого взрослого.
К 5-6 месяцам малыш начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: "ма-му-ма", "пу-па", "ба-ба-бо". Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайтесь с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается ПЕРИОД ЛЕПЕТНОГО ДЕКЛАМИРОВАНИЯ. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова "да" и "нет", сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: "мама", "папа", "папа", "пипи", "дай" и т.д.
К 1.5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: "Мама, дай сок", "Мишка сидит". Можно заметить появление в речи малыша первых прилагательных: "хороший", "большой" и т.д. Не огорчайтесь, если они будут звучать как: [хаёси], [басёй].
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого у многих малышей все согласные звуки звучат мягко).
Ребенок правильно произносит гласные и все простые согласные, строит предложения ("Папа купил мне новую грузовую машину") Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки ( [с]. [с'] [з] [з']), использует в речи сложноподчиненные предложения ("Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные"). Он рассказывает о том что произошло, что нового он узнал или увидел. Не настаивайте, чтобы ребенок в этом возрасте правильно произнес звук [р], часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть звуком и неумение делать это приводит к серьёзным нарушениям звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш] [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
В ранний период формирования речи оценить точно словарный запас ребёнка очень сложно, поэтому оценки приблизительные. В среднем к ГОДУ ребенок произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов. Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 — 9 мес, другие — в 1 г. 2 мес, а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2 — 3 слов до 15 — 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.
С первых месяцев ВТОРОГО года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета.
Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.
На ТРЕТЬЕМ году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря.
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?». «Куда?», «Когда?» и т.п.
Словарный запас к концу третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3—4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и пр., т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60 %), затем глаголы (25 — 27 %) и меньше всего (лишь 10—12%) прилагательные.
На ЧЕТВЕРТОМ году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» и т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов.
На ПЯТОМ году жизни увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные -голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко.
На ШЕСТОМ году жизни обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
На СЕДЬМОМ году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова {длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).
У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.
В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Предупреждение недостатков речи.
Что же способствует правильному речевому развитию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребёнка- учить буквы, обучать чтению в трёх- четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.
5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
Игры на логопедических занятиях с детьми 1.5 лет.
1. Кого как зовут?
Детский логопед спрашивает имя ребенка и просит назвать имена других детей.
(Как зовут девочку с красным бантиком?).
2. «Да или нет»
Логопед показывает мишку и называет его части тела, предлагает отвечать только словами «ДА или НЕТ»
(Есть у мишки нос? - ДА)
3. Угадай, что звучит.
Логопед предлагает ребенку послушать барабан, колокольчик, молоточек.
Устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание.
Что звучит? – спрашивает логопед.
4. Назови животных и скажи как кто кричит?
Логопед расставляет домашних животных на столе, просит назвать их и как они кричат. Собака: аф-аф, кошка: мяу, лошадка: и-го-го, гуси: га-га и т.д.
На логопедическом занятии специалист добивается, чтобы дети внятно произносили все звуки в звукоподражаниях.
5. У кого какой предмет?
Логопед раздает детям картинки, например на тему «одежда» и затем спрашивает:
”У кого шапка?” Сам показывает большую картинку с изображением того же предмета. Дети сравнивают их и называют.
Детский логопед упражняет детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учит их чисто выговаривать.
6. Гусь и гусята.
Логопед предлагает ребенку произносить громко ГА-ГА-ГА, когда кричит гусь и говорить тихо, когда кричат гусята га-га-га.
Логопед следит, чтобы дети воспроизводили звукоподражания с нужной степенью громкости.
7. Магазин.
Игрушки, в названиях которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь) Логопед расставляет игрушки перед детьми и предлагает поиграть в магазин.
Что можно сделать для развития речи ребенка?
*на прогулке и дома показывайте малышу различные предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новые для малыша слова. Подробно и обстоятельно рассказывайте крохе о том, что его заинтересовало. Разговаривая с ребенком, не упрощайте свою речь.
*читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое. Разглядывая с ребенком иллюстрацию, учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете.
*сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывайте фотографии, просите ребенка рассказывать о том, что он видит.
*пойте вместе с малышом простые песенки, отстукивая их ритм.
*побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает, помогайте подбирать нужные слова.
*всегда внимательно слушайте вашего малыша.
*учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их репликами.
*ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной, служить образцом для малыша. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайтесь, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение.
ПЯТЬ «НЕ», о которых необходимо знать родителям дошкольников.
1. НЕ думайте, что речь появляется сама по себе, так же, как умение ходить, сидеть и первые зубы. Первым осознанным словам ребенка предшествует длительная кропотливая работа со стороны окружающих его взрослых, и, в первую очередь, постоянное общение с ребенком, разговор с ним.
2. НЕ «сюсюкайте» со своим ребенком, не уподобляйте свою речь якобы «детской». Для того, чтобы у ребенка формировалось правильное звукопроизношение, он с первых дней своей жизни должен слышать только правильную и четкую речь окружающих его взрослых.
3. НЕ слушайте тех своих родных и знакомых, которые советуют вам не обращать внимания на недостатки речи вашего ребенка: «мол, вырастет – научится». Если в 1,5-2 года ваш ребенок еще не говорит словами; в 2,5-3 года у него нет предложений в речи, а в 4-5 лет то, что он говорит, понятно только родным, - не тяните, идите к логопеду!
4. НЕ забывайте, что речь ребенка тесно связана с его здоровьем. Правильный режим дня, здоровое сбалансированное питание, своевременное посещение врачей и выполнение их рекомендаций – всё это способствует, в том числе, и своевременному качественному развитию речи.
5. НЕ злоупотребляйте усилиями в речевом развитии ребенка. Как часто малыша с недостаточно ещё сформированной речью не в меру «усердные» родители заставляют учить длинные, непонятные стихи и рассказывать их всем без разбору! А потом вдруг у ребенка появляется заикание, которое приходится долго лечить. Безусловно, речь надо развивать, но делать это нужно осторожно и бережно, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей о речевом развитии ребенка
3-минутный опросник родителей, легко проводимый на родительском собрании (как эпизод выступления логопеда). Удобен тем, что сразу можно дать рекомендации и ответить на вопросы, возникшие у родителей....
Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.
Статья посвящена роли и значению игры в процессе обучения и воспитания детей. Может быть использована в качестве консультативного материала для педагогов....
Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.
В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...
Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в ...
Роль детской книги в речевом развитии ребенка
консультация...
Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка 3 – 4 лет (ОНР – I)
Индивидуальный маршрут для сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста с ТНР....